Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Карпенко, З. Г. Кузнецкий угольный, 1721-1971

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
19.10.2023
Размер:
5.3 Mб
Скачать

годах успешно завершает построение социализма,, а в 80-х годах приступает к созданию материально-техни­ ческой базы коммунизма. С полной силой действуют объективные закономерности советского общественного строя, высокая эффективность экономической полити­ ки Коммунистической партии, опирающейся на объек­ тивные тенденции коммунистического строительства. К наиболее общим принципам экономической политики партии, как они сформулированы в Программе КПСС, относится рациональное размещение промышленности, обеспечивающее «экономию общественного труда, ком­ плексное развитие районов и специализацию их хо­ зяйств», содействующее «дальнейшему выравниванию уровней экономического развития районов страны». При этом, отмечается в Программе партии, «в целях выигрыша времени в первую очередь будут использо­ ваться природные ресурсы, доступные для быстрого ос­ воения и дающие наибольший народнохозяйственный эффект» (Программа КПСС. М. 1967, стр. 72)

Реализация этих положений отчетливо прослежива­ ется в развитии угольной промышленности Кузбасса и других восточных районов. Развертывание добычи лег­ ко доступных, дешевых, высококачественных кузнец­ ких углей обеспечивает наибольший народнохозяйст­ венный эффект, экономию общественного труда. Уско­ ренное развитие угольной промышленности Кузбасса является одним из факторов, способствующих вырав­ ниванию уровней развития восточных и западных рай­ онов страны.

И. наконец, угольная промышленность служит ос­ новой всего экономического комплекса, сложившегося в Кемеровской области, — металлургии, химии, энерге­ тики.

Общие факторы развития промышленности прояв-

so

ляются неодинаково, неравномерно на разных истори­ ческих этапах, в различных отраслях, в разных эко­ номических районах. Как отмечалось, в первые после­ военные годы рост угольной промышленности Кузбас­ са несколько замедлился, поскольку необходимо было в первую очередь восстанавливать пострадавшее от войны хозяйство западных областей. Положение меня­ ется в 50—60-х годах. В период завершения строитель­ ства социализма и перехода к построению материальнотехнической базы коммунизма в условиях научно-тех­ нической революции, комплексной механизации и ав­ томатизации производства быстро растет потребление электроэнергии, становится все более дефицитным то­ пливно-энергетический баланс Европейской части

СССР, сосредоточивающей до 3Д всего населения, 3Д производственных фондов и потребляющей вместе с Уралом до 4/5 всего топлива в стране. По подсчетам спе­ циалистов, в 1970 году дефицит топлива в Европейской части СССР составил около 100 миллионов тонн услов­ ного топлива, а в последующие годы возрастет еще больше. Несмотря на повышение доли нефти и газа в топливном балансе страны, растет потребление деше­ вых энергетических углей Кузнецкого и других восточ­ ных бассейнов.

Развитие металлургии в Кемеровской области и на Урале повышает потребность в высококачественных дешевых коксующихся углях Кузбасса. Все это обес­ печивает ускоренное развитие здесь угольной промыш­ ленности, дальнейшее повышение ее удельного веса в

СССР и среди районов Востока. Так, с 1950 по 1967 го­ ды добыча угля в Кузбассе поднялась с 38,5 до 104,4 миллиона тонн, или в 2,7 раза (по СССР в 2,2 раза). Удельный вес Кузбасса в угледобыче СССР за эти го­ ды повысился с 14,8 до 17,5 процента. Среди бассейнов

G 3. Г. Карпенко

41

Востока удельный вес Кузбасса за 1950—1966 годы вы­ рос с 31.6 до 34,9 процента. В целом угольные районы Востока, включая Урал, дали в 1967 году свыше поло­ вины общесоюзной добычи угля (51,1 процента).

Значение Кузбасса не просто в том, что это второй, после Донбасса, по размерам добычи угольный бассейн в СССР и первый по размерам добычи бассейн на во­ стоке страны, но, прежде всего, в том, что он основной поставщик коксующихся углей для черной металлур­ гии Западной Сибири и Урала. Угли, пригодные для коксования, составляют около 40 процентов всех углей, добываемых в Кузбассе. За 1966 год бассейн дал 38,9 миллиона тонн коксующихся углей, примерно, в три раза больше, чем Карагандинский, и в 15 раз больше, чем Кизеловский бассейны. К тому же следует учиты­ вать, что кузнецкие коксующиеся угли отличаются де­ шевизной, малой зольностью. Себестоимость караган­ динских углей низкая, но они высокозольные, труднообогатимые и поэтому используются преимугцественно для нужд энергетики. Кизеловские угли не только вы­ сокосернистые, труднообогатимые, но к тому же и до­ рогие. Поэтому Кузбасс стал главным поставщиком коксующихся углей для металлургии Востока.

За 1966—1970 годы добыча угля в Кузбассе увели­ чилась со 100,2 до 112,3 миллиона тонн, в том числе коксующихся— с 38,9 до 46,9 миллиона тонн.

Появление в 50—60-х годах мощной землеройной и транспортной техники позволило в небывалых мас­ штабах развивать добычу угля из карьеров. Подготовка к выемке и сама выемка угля открытым способом не­ сравненно быстрее, производительнее, дешевле по сравнению с подземным способом. Открытая добыча начинает расти опережающими темпами: ее удельный вес в Кузбассе с 1950 по 1966 годы поднялся с 1,9 до

82

24,5 процента (с 0,7 до 24,5 миллиона тонн). Таким об­ разом, за 16 лет объем открытой добычи угля в Кузбас­ се повысился в 35 раз, тогда как по СССР в целом лишь в 5 раз. Одновременно шахтная добыча в Кузнец­ ком бассейне возросла в 2 раза (с 37,7 до 75,6 миллиона тонн), а удельный вес ее понизился с 98 до 75 процен­ тов всего добытого угля.

По темпам роста открытой добычи Кузбасс в 1950— 1966 годах обогнал все бассейны и месторождения

СССР, кроме Днепровского буроугольного бассейна, а в 1966 году вышел на третье место в СССР по разме­ рам открытой добычи угля, уступая лишь Восточной Сибири и Уралу, тогда как в 1950 году занимал шестое место вслед за Уралом, Дальним Востоком, Карагандой, Восточной Сибирью, Средней Азией. Угли для коксова­ ния е СССР добываются шахтным способом. Лишь в Кузбассе с 1966 года начала в небольших размерах практиковаться добыча коксующихся углей открытым способом. Возможность развивать открытую добычу коксующихся углей открывает исключительно благо­ приятные перспективы роста добычи и снижения себе­ стоимости углей этих особо ценных марок.

В Кузбассе шире чем где-либо развивается такой прогрессивный способ добычи угля, как подземный гидравлический. За 1955 год этим способом на шахтах бассейна было добыто всего 248 тысяч тонн угля; в 1966 году добыча достигла 2,3 миллиона тонн, что состави­ ло свыше половины угля, добытого гидравлическим способом на шахтах страны. Таким образом, за 11 лет подземная гидродобыча в Кузбассе выросла с 0,5 до 3,1 процента всей добычи угля.

Рост производственных мощностей. Увеличение до­ бычи угля в Кузбассе в 2,5 раза за 16 лет — с 1950 по 1966 годы — потребовало соответствующего наращива­

84

ния производственных мощностей, реконструкции дей­ ствующих и строительства новых шахт и карьеров, ос­ воения новых районов на юге бассейна Добыча угля по самому южному, вновь осваиваемому Томусинско— му району за 1958—1966 годы выросла больше, чем по любому другому руднику и комбинату Кузбассуголь в целом. С 1958 по 1966 год добыча угля по тресту Томусауголь возросла с 1,5 до 5,8 миллиона тонн, или почти в 4 раза, а по комбинату — с 61,4 до 75,5 миллиона тонн, или всего в 1,2 раза.

За 50—60-е годы сданы в эксплуатацию крупные шахты: «Капитальная-3», «Карагайлинская 1-2», «Бере­ зовская-1», «Грамотеинская 3-4», «Северо-Байдаев- ская-1», «Полысаевская-1»; на Томусинском руднике сооружается крупнейшая шахта «Распадская». Вошли в строй карьеры Киселевский, имени Вахрушева, Кедровский, Бачатский, Краснобродский, Красногорский, Томусинский 3-4 и 7-8 мощностью от 1,1 до 3 миллио­ нов тонн угля в год каждый.

Выросли новые горняцкие города. Население Междуреченска за 12 лет — с 1956 по 1968 годы — возросло в 2 раза (с 39,8 до 80,2 тысячи человек). В другом мо­ лодом шахтерском городе Березовском в 1968 году на­ считывалось около 32 тысяч человек. За последние го­ ды стало сокращаться население некоторых старых шахтерских городов. По предварительным итогам Все­ союзной переписи населения 1970 года, численность на­ селения Прокопьевска на 15 января 1970 года состави­ ла лишь 98 процентов его численности на 15 января 1959 года; Киселёвска— соответственно 99 процентов, Ленинска-Кузнецкого — 97, Анжеро-Судженска — 92.

За 50—60-е годы в угольной промышленности вво­ дится новых мощностей больше, чем когда-либо рань­ ше. При этом значительная доля вводимых мощностей

85

падает на карьеры. Так, за 1961—1965 годы из, 14,1 миллиона тонн мощностей введено по шахтам 9,8; по разрезам :— 4,3 миллиона тонн. Новые и реконструиро­ ванные шахты и карьеры Кузбасса составили Vs мощ­ ностей угольной промышленности СССР, вошедших в строй за 1961—1965 годы. По объему введенных мощ­ ностей Кузбасс уступал только Донбассу, где за 1961— 1965 годы было введено новых мощностей на 25,2 мил­ лиона тонн.

Кузбасс выделяется среди других угольных бассей­ нов СССР высокой концентрацией подземной добычи угля. Здесь больше доля крупных шахт, выше средняя нагрузка на шахту. По концентрации производства он значительно превосходит общесоюзные показатели и в еще большей степени показатели Донбасса. По средне­ годовой добыче угля с одной шахты в 1966 году, как и в предшествующие годы, Кузнецкий бассейн занимал первое место в СССР. Среднегодовая добыча угля с од­ ной шахты Кузбасса (968 тысяч тонн) в 1966 году была в 2 раза выше, чем по министерству (478 тысяч тонн), в 2,4 раза выше, чем по Донецкому (396 тысяч тонн) и Подмосковному бассейнам (397 тысяч тонн). В 1966 го­ ду здесь уже не было мелких шахт с годовой добычей до 200 тысяч тонн, которые по министерству еще дали 5,4, а по Донбассу — 9,1 процента всей годовой добычи. На крупнейших шахтах с годовой добычей свыше одно­ го миллиона тонн в Кузбассе за 1966 год было получено 63,2 процента всего угля, тогда как по министерству — 24,5, по Донбассу — 14.4 процента.

В 1966 году в комбинате Кузбассуголь действовало 78 шахт и было добыто подземным способом 75,6 мил­ лиона тонн, в Подмосковье в комбинате Тулауголь действовала 91 шахта, но было добыто в два раза мень­ ше угля — 36,1 миллиона тонн.

86

Значительно хуже показатели Кузбасса по откры­ той добыче угля. В 50—60-х годах, как отмечалось, она росла быстро, но по концентрации ее бассейн зна­ чительно уступал как общесоюзным показателям, так и отдельным, крупным районам открытой добычи угля. Если высокие экономические показатели подземной до­ бычи угля здесь в значительной мере определяются ее высокой концентрацией, то более низкие, чем во многих других бассейнах, экономические показатели открытой добычи угля в Кузбассе связаны с ее недостаточной концентрацией. -

В 1966 году в комбинате Кузбасскарьеруголь вообще не было разрезов с годовой добычей свыше 3,5 милли­ она тонн, которые по министерству давали 52,3, по Уралу — 84,5, по Экибастузу — 100, по Восточной Си­ бири — 50,2, по Дальнему Востоку — 53,6 процента всей открытой добычи угля.

Удельный вес крупных разрезов постепенно растет в Кузбассе: разрезы с годовой добычей 2,5—3,5 милли­ она тонн дали за 1961 год 17, а за 1966 — 27.1 процента угля всей открытой добычи. Тем не менее открытчикам предстоит еще многое сделать, чтобы довести концент­ рацию производства до общесоюзного уровня.

Технический прогресс и повышение эффективности производства. В 50—60-х годах развитие производи­ тельных сил во всем мире необычно ускоряется, приоб­ ретает революционный характер. Более явственным становится несоответствие дряхлеющих капиталисти­ ческих производственных отношений новым произво­ дительным силам. В условиях научно-технической ре­ волюции ускоряется построение материально-техниче­ ской базы коммунизма в нашей стране, расширяется, преобразуется техническая база всех отраслей народно­ го хозяйства, в том числе угольной промышленности.

88

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ