
книги из ГПНТБ / Крупенков, Н. Ф. Сокровища третьего магнитного полюса
.pdfшахтных стволов предполагалось осуществить во второй половине 1936 года.
Попутно с подготовительными горными работами велась добыча металлургического сырья для опыт ной плавки. Первые 5 тысяч тонн богатой коробковской руды уже были отправлены на. Липецкий металлургический завод «Свободный сокол». В 1936 году первенец КМА — Коробковский рудник — дол жен был дать 200—300 тысяч тонн промышленной руды, а еще через год предполагалось освоить его полную проектную мощность.
Беда подкралась неожиданно...
Рано утром 9 июня 1936 года первая смена, как обычно, спустилась в шахту. Бригада проходчиков направилась в забой южного штрека, который все дальше уходил в сторону второй шахты.
Проходчики Шабанов и Аршинов пробурили в за бое шпуры, заложили взрывчатку. Запальщик Руд нев поджег бикфордов шнур. Прогремел взрыв.
После отпалки горный техник Воробьев осмотрел забой, поднялся на поверхность и доложил началь нику шахты, что все обстоит благополучно.
Едва за Воробьевым закрылась дверь, как в кон тору вбежал дежурный слесарь Жуков и с волне нием сообщил, что в штрек прорвалась вода...
Все бросились на место происшествия. Когда спу стились в шахту, то увидели жуткую картину. Из штрека с шумом рвался поток воды, неся с собой песок и глину.
Семь дней и ночей коллектив шахты самоотвер женно боролся со стихией. Горняки сутками не под нимались на поверхность, забывали о еде и отдыхе.
До нас дошел волнующий документ о мужестве и бесстрашии коллектива шахты в борьбе со сти хией. Это докладная записка И. М. Губкина, кото
66
рую он направил в СНК, Госплан и Наркомат тяже лой промышленности СССР в середине декабря 1936 года. В ней говорилось:
«В упорной борьбе со стихией величайшая за слуга принадлежит героическому коллективу рабо чих шахты № 1, из которых тт. Терентьев И. А. (сменный техник), Малыгин (сменный горный ма стер), Гнитиев Е. В. (электромонтер), горнорабочиеслесари Ковалев Ф. Г., Солеиов С. Д., Кострыкин П. М. и крепильщик Нечаев Ф. Я. особенно от личились громадным личным мужеством и самоот верженностью. По пояс и по горло в холодной воде в глубокой шахте, рискуя жизнью и здоровьем, они обеспечивали бесперебойность работы насосной аппа ратуры. Самоотверженно проникая в затопленные и забитые плывуном штреки для выяснения устано вившегося в них режима, также с риском для жизни, они обеспечивали правильное ведение очистных работ.
Наблюдательный совет считает, что имена этих товарищей должны быть доведены до сведения пра вительства Советского Союза.
Председатель Наблюдательного совета по КМА академик И. М. Губкин» *.
Наступление продолжается
Стихийное бедствие не заста вило покорителей подземного клада беспомощно опустить руки. Уже 17 июня Наркомат тяжелой про мышленности образовал комиссию во главе с Губ-
1 «Курская магнитная аномалия». Сб. документов и ма териалов, т. 2. Белгород, 1962, стр. 245.
67
киным, поручив ей срочно разработать план лик видации аварии. Благодаря энергичным действиям мероприятия по спасению шахты были проведены в короткий срок. В середине декабря председатель комиссии Губкин смог доложить правительству, что авария ликвидирована и «шахта вновь находится в рабочем состоянии».
Но тем не менее этот случай имел отрицательные последствия для развертывания работ на КМА. После аварии у части специалистов сложилось крайне преувеличенное представление о сложности гидрогеологических условий на Коробковском место рождении, и они настаивали на консервации шахты. До полного прекращения работ, правда, не дошло, но все же ассигнования на строительство рудника были резко сокращены, а большинство рабочих и специа листов уволены.
Новый этап в освоении железорудных богатств КМА начался после XVIII съезда партии, который утвердил третий пятилетний план развития народ ного хозяйства СССР. В своей резолюции съезд за писал: «Приступить к строительству шахт в районе Курской магнитной аномалии, как дополнительной базы черной металлургии Центра, и провести под готовительные мероприятия к строительству метал лургического завода в районе Курской магнитной аномалии» ’.
Весной 1939 года начальником «КМАстроя» был назначен Василий Михайлович Кислов. К его при езду управление «КМАстроя», созданное семь лет назад, хотя и продолжало существовать, но выпол няло фактически функции не строительной органи-
1 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конферен ций и пленумов ЦК», т. 5. М., 1971, стр. 358.
68
зации, а учреждения по поддержанию в сохранности оставшихся сооружений.
С приездом нового начальника коллектив шахто строителей стал быстро расти. В мае в нем уже на считывалось 300 человек. Ожидалось прибытие еще тысячи строительных рабочих, горняков и инженер но-технических работников. Со всех концов потяну лись на стройку люди, ранее оставившие ее из-за свертывания работ.
Партийная и комсомольская организации Старо оскольского района направили в Коробково лучших коммунистов и комсомольцев. Работать на шахту одними из первых пришли инструктор райкома пар тии Никулин, работник райкома комсомола Коржнев и другие активисты. Сооружать первенец КМА изъявили желание также молодые колхозники окре стных сел, которые становились здесь бурильщи ками, электриками, слесарями, плотниками, камен щиками.
Стремясь в установленные сроки выполнить за дание XVIII съезда партии, шахтостроители настой чиво изыскивали внутренние резервы, ломали ста рые технические нормы.
Партийная организация развернула среди строи телей боевую массово-политическую работу. Вот что рассказывает об этом бывший парторг ЦК ВКП(б) на «КМАстрое», ныне персональный пенсионер Михаил Георгиевич Боев:
— Все коммунисты и комсомольцы были по ставлены на важнейшие участки производства. Они выступали организаторами всех практических дел, увлекали своим трудовым порывом остальных, сиг нализировали о недостатках, добиваясь их устране ния. Когда на стройке были повышены на 21 про цент нормы выработки, партийная и профсоюзная
69
организации возглавили соревнование среди рабочих за их выполнение и перевыполнение. Лучший бу рильщик «КМАстроя» коммунист Жданов первым стал перевыполнять увеличенную норму в полтора раза. Его инициативу подхватили каменщик Богомо лов, штукатур Енин, слесари Агафонов, Павлов и многие другие.
Массовое социалистическое соревнование, широ кое движение стахановцев и ударников принесли замечательные результаты. План капиталовложений 1939 года был выполнен на 100,2 процента. Произво дительность труда увеличена на 34 процента. На сле дующий, 1940 год правительство удвоило ассигнова ния на сооружение первенца горнорудной промыш ленности КМА. Шахтостроители приняли встречное обязательство освоить отпущенную сумму в 12 мил лионов рублей досрочно.
О том, как они сдержали свое слово, свидетель ствуют документы. В партийном архиве Белгород ского обкома КПСС хранится протокол заседания бюро Старооскольского райкома партии от 15 апре ля 1940 года. Вот текст этого документа: «Заслушав доклад начальника «КМАстроя» тов. Кислова и сек ретаря партбюро тов. Боева о работе «КМАстроя» в первом квартале 1940 года, бюро райкома ВКП(б) отмечает, что на основе правильного руководства, правильной организации труда, развертывания со циалистического соревнования и стахановского дви жения программа по строительству в I квартале 1940 года «КМАстроем» выполнена на 111,6 про цента...».
Коллектив «КМАстроя» прилагал все усилия, что бы в 1941 году сдать рудник в постоянную эксплуа тацию. К тому имелись все предпосылки. В июне готовность шахты к промышленной эксплуатации
70
достигала 80 процентов. В ходе подготовительных работ были добыты десятки тысяч тонн богатой
РУДЫ.
Одновременно велось интенсивное исследование других участков Курской магнитной аномалии. Из 600 скважин, пробуренных здесь за десять пред военных лет, 571 приходилась на Старооскольский район.
Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз нарушило мирный труд нашего на рода. Район Курской магнитной аномалии временно оказался оккупированным немецко-фашистскими захватчиками.
Первенец КМА — в строю
Как только советские войска освободили Старооскольский район от фашистских оккупантов, встал вопрос о возобновлении строитель ства рудников на КМА.
В январе 1945 года здесь вновь создается управ ление по строительству шахт. С Урала возвратился начальник «КМАстроя» В. М. Кислов, где в годы войны он возглавлял строительство рудников. При эвакуации на восток Василий Михайлович позабо тился отправить туда все ценное шахтное оборудова ние Губкинского рудника.
Одновременно на стройку возвратились бывшие сослуживцы Кислова: главный механик Григорьев, начальник механической мастерской Масловский, горный инженер Сарахманов, геолог Захаревич, тех ник Захаров, механики Погорельский и Кривошапов.
Чудовищные следы хозяйничанья оккупантов были видны на каждом шагу. Фашисты вывели из
71
строя промышленные здания, затопили шахты; посе лок имени Губкина лежал в развалинах.
Еще шли бои за Берлин, когда до многих фронто- виков-кмастроевцев дошла весть о начавшемся воз рождении рудника имени Губкина. От них в адрес «КМАстроя» пошли письма с просьбой зачислить в штат после демобилизации. Бывший слесарь элек тростанции Шкилев, награжденный за боевые дела орденом Красной Звезды, писал с фронта: «С радо стью узнал, что КМА начинает восстанавливаться. Скоро вернемся к ва*м восстанавливать разрушен ное».
Таких просьб приходило много. Коллектив шах тостроителей начинал складываться и крепнуть. Правительство отпустило на год для восстановления рудника около 7 миллионов рублей.
Прежде всего была приведена в порядок терри тория рудника. Ее очистили от мусора, хлама, ото брали из оставшегося оборудования все, что можно было восстановить и использовать. Отремонтирова ли жилые дома, открыли ясли и детский сад, восста новили среднюю школу, больницу, баню, общежитие, ремонтно-механическую мастерскую. Затем пустили временную электростанцию, карьеры по добыче из вести и песка, кирпичный завод, лесопилку.
Темпы работ нарастали. Уже к началу 1946 года строители восстановили оба шахтных ствола. Очи стили и привели в порядок более 5 километров под земных горных выработок.
Однако задача заключалась не только в том, чтобы восстановить затопленные шахты и начать добычу руды. Предстояло развернуть широкий фронт разведочно-поисковых работ, вести подготовку к со оружению новых горнорудных предприятий на месторождениях Курской магнитной аномалии.
72
Страна восстанавливала разрушенное войной на родное хозяйство. Потребность в металле все больше увеличивалась. В принятом Верховным Советом
СССР Законе о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы четко определялась задача в отношении ис пользования железорудных богатств КМА. В нем говорилось: «Организовать добычу железной руды в районе Курской магнитной аномалии». Законом предусматривалось в течение пятилетки подготовить промышленные запасы железной руды «для строи тельства новых металлургических заводов на Север ном Урале, в Сибири, в Казахской ССР и в районе Курской магнитной аномалии» *.
К этому времени у проектировщиков возник но вый вариант разработки Коробковского железоруд ного месторождения. Дело в том, что, хотя оба шахт ных ствола прочно «сидели» уже на богатой руде, взять ее оттуда оказалось не так-то просто. Прове денные в этот период горно-капитальные и горно подготовительные работы показали, что гидрогеоло гические и горнотехнические условия Коробковского месторождения гораздо сложнее, чем предполагалось прежде. ■
Проектом опытного рудника, утвержденным в 1939 году, предусматривалось осушение только са мого железорудного месторождения. Породы, зале гающие непосредственно под ним и над ним, счита лись водоупорными, и казалось, осушать их не по требуется. На деле получилось не так. При проходке горно-капитальных выработок происходили проры вы плывунов.
Правда, сами шахтные стволы были надежно
1 «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам», т. 3. М., 1968, стр. 255.
73
ограждены чугунными плитами — тюбингами. А как изолировать от воды многочисленные приствольные выработки, которые составляют целый лабиринт подземных ходов. Здесь прорыв плывунов казался весьма вероятным.
Рисковать не стали, нашли другой выход. Пласт богатой руды решили пока не трогать, а углубить шахты еще на полторы — две сотни метров. Там, под богатой рудой, залегают целые горы железистых кварцитов. Они прочны как камень, и в них горняки будут чувствовать себя уверенно, не то что в рых лом и водянистом массиве богатой руды. Но ведь кварциты по качеству с богатой рудой не сравнить. Железа в них в полтора или два раза меньше. Од нако иного выхода тогда не нашли. Рассудили так: очередь до богатой руды тоже дойдет. А пока надо брать то, что легче дается в руки. Кварциты ведь тоже огромное богатство. Запасы же их здесь неис черпаемы. Правда, они требуют обогащения. Что ж, рядом с рудником придется построить обогатитель ную фабрику.
Проект опытного рудника по добыче железистых кварцитов разработали специалисты харьковского института «Южгипроруда» и ленинградского инсти тута «Механобр». Они предложили схему добычи здесь полезного ископаемого с глубины 305—325 метров при помощи так называемых открытых ка мер с отбойкой руды взрывами. Проект был рассмот рен и утвержден коллегией Министерства черной металлургии СССР.
В 1948 году коллектив «КМАстроя» приступил к сооружению кварцитного рудника с использованием для этого ранее построенных шахтных стволов. Их надо было сделать глубже, чтобы они врезались в кварцитную толщу.
74
А рядом с рудником начали возводить корпуса обогатительной и агломерационной фабрик.
Строился горнорудный комплекс высокими тем пами. Все его сооружения, включая два шахтных ствола, обогатительное и агломерационное производ ства, а также подсобные предприятия, были соору жены за четыре года.
В июле 1952 года первенец горнорудной промыш ленности КМА дал продукцию. А еще через два ме сяца государственная комиссия приняла рудник имени Губкина в постоянную эксплуатацию.
Это была новая и тогда самая яркая страница в истории Курской магнитной аномалии. Началась по лоса практического использования богатств железо рудного бассейна в интересах народного хозяйства. Как отметила в акте государственная комиссия, вво дом в эксплуатацию кварцитного рудника с обога тительной и агломерационной фабриками положено начало освоению грандиозного месторождения Кур ской магнитной аномалии.
С тех пор вот уже более двух десятков лет ме таллургические заводы непрерывно получают же лезный концентрат и агломерат,, вырабатываемые из железистых кварцитов бассейна КМА.
Жемчужное ожерелье
Хотя первенец Курской маг нитной аномалии — рудник имени Губкина — начал выдавать продукцию, надежды ученых, геологов, гор няков по-прежнему были связаны с богатой рудой, поиски которой не прекращались. Энергично велась комплексная разведка подземных недр. Наряду с
75