
книги из ГПНТБ / Крупенков, Н. Ф. Сокровища третьего магнитного полюса
.pdfПравда, происходили задержки с транспортом. Ведь горючее, топливо, лес, оборудование надо было возить в Лозовку с пристанционной базы, за семь верст. А в распоряжении управления был всего один грузовик, который больше ремонтировался, чем ра ботал, да четыре собственные подводы. Что касается мобилизованных крестьянских лошадей, то этот ос новной вид транспорта дослуживал буровикам по следние дни. Дело в том, что с 1 января 1923 года трудгужповинность отменялась в законодательном порядке, и теперь крестьяне могли только доброволь но участвовать в перевозках грузов для Курской ано малии.
Несмотря на столь большие трудности, бурение продолжалось. Оно по-прежнему велось в исключи тельно крепких породах. Поэтому углубление сква жины шло очень медленно. Долбит, долбит стальное долото забой, кажется, немного ушла скважина вглубь. Прекратят долбить, вынут снаряд на поверх ность, а стальной недавно заточенный наконечник не узнать. Бесформенный кусок стали! Забой не под дается. Требовалось менять систему работ: перехо дить от ударно-канатного бурения на алмазно-вра щательное, которое позволяет в самых твердых по родах получать так называемые керны (столбики горной массы, высверленные в скважине алмазной коронкой).
Еще в феврале 1922 года, когда бурение первой скважины шло полным ходом, ОККМА приняла ре шение немедленно возбудить ходатайство перед сек цией по внешней торговле Госплана об отпуске валю ты для покупки алмазно-бурового оборудования за границей. 10 апреля Лазарев и Гиммельфарб посети ли председателя Госплана Кржижановского и изло жили ему свою просьбу. Тот обещал всяческую под-
50
держку. С аналогичной просьбой руководители Осо бой комиссии по исследованию КМА обратились и к Председателю Совнаркома Ленину.
Валюта была получена. Осенью 1922 года Губкин и Лазарев в письме Ленину сообщили, что для закуп ки алмазных станков в ближайшее время выезжает за границу главный инженер по буровым работам Гиммельфарб.
Одновременно велись переговоры с «Уралпромбюро». Последнее дало согласие передать разведчи кам Курской магнитной аномалии один приводной алмазно-буровой станок системы «Крелиус». В сен тябре 1922 года Особая комиссия командировала на Урал за станком своего представителя. В середине октября из Екатеринбурга он прислал телеграмму, сообщив, что станок отправлен на КМА товарным вагоном, в котором едут также два уральских масте ра алмазного бурения. 10 ноября вагон прибыл в Щигры, о чем Лазарев незамедлительно поставил в известность управляющего делами Совнаркома.
Конец тайне
В конце декабря 1922 года Каргин направил в Москву свой проект установки на первой скважине алмазного станка и предваритель ную смету на переоборудование буровой вышки для алмазно-вращательного бурения. Установить алмаз ный станок, полученный с Урала, Каргин предлагал без нарушения существующей канатно-ударной си стемы, чтобы при необходимости можно было сво бодно переходить с одного метода бурения на другой.
В Москве с проектом согласились. Начать алмаз ное бурение Каргин рассчитывал в первых числах
51
февраля 1923 года, если удастся к этому времени по лучить недостающие обсадные трубы. Однако с тру бами вышла задержка, и первоначально намеченный срок пришлось передвинуть на весну.
А пока не переоборудовали скважину под алмаз ное бурение, стали пробовать углублять ее прежним способом. Работы возобновили с 11 марта 1923 года. Долбили два дня, но все напрасно: долото было бес сильно пробить скальный грунт. Скважина не уг лублялась, зато намагничивание бурового инструмен та стало еще большим, чем прежде.
Что же там такое в скважине? Заведующий тех ническим отделом Калмыков отказался дать заклю чение о том, что находится в забое: порода или что другое. Буровой мастер уралец Ногтев, учитывая со вершенно неопределенное состояние забоя, не решал ся самостоятельно спустить в скважину алмазную коронку, опасаясь возможной порчи ценного оборудо вания. Буровой мастер Крайнов сказал, что, по его наблюдениям, в забое находится особо твердая поро да, которая не поддается действию имеющихся у них долот.
Через три дня сделали еще одну попытку углу бить скважину. И снова безуспешно. В акте, подпи санном А. Калмыковым, Ф. Ногтевым и М. Крайно вым, было отмечено, что «в грязи, извлеченной из скважины, найдено несколько кусочков породы тем но-коричневого цвета, по-видимому железняка». «Учитывая большую изнашиваемость долот,— писа ли они в акте,— мы нашли возможным канатное бу рение прекратить и скважину передать буровому мастеру Ногтеву для спуска в нее обсадных труб с фонарями для алмазного бурения».
Получив разрешение из Москвы, старший буровой мастер Ногтев приступил к установке алмазного
52
оборудования. Изготовили особо прочную стальную коронку, вставили в нее зерна алмазов.
ВЩигры приехал в связи с предстоящим алмаз ным бурением заместитель главного инженера уп равления по глубокому бурению Александр Сергеевич Попов, который был рекомендован на эту долж ность лично Иваном Михайловичем Губкиным — своим сослуживцем по Московской горной академии.
К 4 апреля 1923 года все было готово, и под ру ководством буровых мастеров Ногтева и Платонова началось опробование алмазной установки. Чтобы не вывести механизмы из строя, маховик станка снача ла вращали вручную. Испытание прошло нормально: станок и буровой снаряд действовали безотказно.
Вночь с 5 на 6 апреля смена Ногтева начала бу рение алмазной коронкой. До 8 часов утра рабочие вращали маховик станка вручную, чтобы коронка плавно врезалась в забой. Затем включили двига тель и перешли на механическое бурение.
Впервом часу пополудни, когда дальнейшая по дача коронки прекратилась, станок остановили. Замер
скважины показал глубину около 167 метров. Подня тый из скважины буровой снаряд доставил на по верхность несколько столбиков очень твердой поро ды, общая длина которых составляла около двух третей метра.
Темно-серые полосатые столбики породы пере ходили из рук в руки. Буровой мастер Федор Кон стантинович Ногтев внимательно оглядел со всех сторон увесистый камнеобразный керн, погладил шершавой ладонью его тонко отполированную по верхность, зачем-то даже попробовал на зуб. Буро вики внимательно следили за каждым его движени ем, как бы пытаясь предугадать, что скажет их ма стер, повидавший на Урале всяких горных пород.
53
А тот, не выпуская из крепкой ладони полосатый каменный столбик, вдруг широко улыбнулся, тронул пальцем короткую щеточку усов и, чуть больше обычного окая, сказал слегка охрипшим голосом:
— Победа, братцы... Это руда! Смело можно в Москву везти. Ошибки не будет!..
Назавтра заместитель главного инженера бурово го управления Попов с первым поездом отправился в Москву. В потертом дорожном чемодане он вез драгоценный груз: темно-серые керны с извилисты ми белыми полосками.
Анализ подтвердил: образцы пород, высверлен ные алмазной коронкой в первой скважине, представ ляют собой железную руду. В ней содержится 40,8 процента железа и почти совершенно отсутству ют вредные примеси — сера и фосфор. Руда состоит из прослоек кварцита, гематита и магнитного желез няка.
Магнитный железняк! Вот она, причина загадоч ного поведения стрелки компаса, вызывающая маг нитную аномалию, равной которой нет в мире. Сбы лись предсказания ученых!
Итак, загадка Курской магнитной аномалии, над разрешением которой полтора века бились ученые, перестала существовать. То было поистине крупней шее открытие века.
История оставила нам точную дату этого величай шего научного подвига — 7 апреля 1923 года. В июле того же года ВЦИК наградил Особую комиссию по изучению и исследованию Курской магнитной ано малии орденом Трудового Красного Знамени. В по становлении, подписанном «всероссийским старостой» Михаилом Ивановичем Калининым, говорилось:
«Именем Российской Советской Федеративной Со циалистической Республики Всероссийский Це'нт-
54
ральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депута тов награждает Особую комиссию по изысканию Кур ской магнитной аномалии орденом Трудового Крас ного Знамени — высшим знаком отличия, установлен ным для выдающихся работников на фронте труда, как признание их заслуг перед трудящимися и революцией и в ознаменование самоотверженного, упорного труда, широкого и смелого почина, мощ ного организационного размаха, неусыпного рвения, блестящей плодотворной деятельности, направлен ной на восстановление и развитие народного хозяй ства Республики.
Трудовой подвиг ОККМА выразился в том, что ОККМА определила Курскую магнитную аномалию, добыв образцы пород.
Награждая в лице ОККМА настойчивость, энер гию и ревностное исполнение долга, Рабоче-Крестьян ское правительство ставит деятельность эту в при мер другим работникам на обширном поприще на родного хозяйства Республики, дабы ряды созна тельных самоотверженных борцов за великое дело укрепления и развития коммунистического строя ши рились и множились с каждым днем».
Летом 1923 года, уже после того как в скважине № 1 были получены образцы железной руды, из-за границы прибыли закупленные там алмазные стан ки. Тогда же в Щигры приехали по договору из Гер мании и Швеции специалисты алмазного бурения. В Щигровском районе было заложено еще несколько скважин. За лето 1924 года каждая из них достигла глубины 450 и более метров, а одна углубилась даже на 607 метров. Раньше в нашей стране таких глубо ких скважин алмазным способом еще не проходили. При этом все тринадцать скважин, заложенных в
55
Щигровском районе, встретили железную руду, что свидетельствовало об открытии обширной рудонос ной площади.
Было принято решение довести все скважины Щигровского района до заданной глубины и на этом считать геологоразведочные работы там закончен ными. Людей и технику предстояло перевести в Ста рооскольский и Тимский районы, где исследователи выявили крупные магнитные и гравитационные ано малии.
Всего на территории Щигровского, Староосколь ского и Тимского районов к концу 1925 года было пробурено или находилось в работе девятнадцать глубоких разведочных скважин. Что касается даль нейших перспектив, то руководители ОККМА пред полагали наряду с продолжением геологоразведоч ных работ приступить к выяснению экономического значения открытого месторождения и составлению проекта его промышленной разработки.
В некоторых работах по истории Курской маг нитной аномалии допускается ошибочное толкование, будто первые образцы железной руды были добыты здесь после того, как из-за границы приехали масте ра алмазного бурения. В действительности же, как подтверждают документы и свидетельства участни ков тех событий, это произошло за два-три месяца до приезда в Россию иностранных мастеров. Да и на ходились они здесь недолго. Уже в январе 1925 года, выступая на Курском губернском съезде Советов, И. М. Губкин говорил, что «мы призвали «варягов» в виде буровых мастеров на определенный Срок. Этих «варягов» мы назад отослали и теперь не только сами работаем, но в Щиграх у нас есть своя школа буро вых мастеров. Мы не только бурим, но и обучаем буровому делу».
56
Таким образом, за первые годы Советской власти для решения проблемы Курской магнитной аномалии было сделано во много раз больше, чем за всю ее дореволюционную историю. Благодаря повседневно му вниманию и поддержке Владимира Ильича совет ские ученые, специалисты и рабочие в тяжелых усло виях гражданской войны, иностранной интервенции и хозяйственной разрухи сумели выполнить огром ный объем работ по магнитным, гравитационным исследованиям и геологической разведке железоруд ных месторождений глубоким бурением. В резуль тате их самоотверженного труда была не только раскрыта вековая тайна невиданной в мире магнит ной аномалии, но и получены исходные данные для последующего промышленного освоения нового же лезорудного бассейна.
НОВАЯ
ЖЕЛЕЗОРУДНАЯ БАЗА
Есть богатая руда!
Открытие крупного железо рудного района в центре страны сразу же породило новые проблемы, вокруг которых разгорелись острые дискуссии. Они касались в основном двух вопросов: качества руды и возможности промышленной разра ботки новых месторождений.
Первые открытые в районе КМА железорудные месторождения не могли в полной мере удовлетво рить ни геологов, ни горняков, ни металлургов. Взя тые из скважин образцы руды относились к катего рии бедных и были представлены так называемыми железистыми кварцитами. На металлургический
57
завод такую руду не повезешь. Да и залегает она на большой глубине.
Что же делать с такой рудой?
Вот на этом-то и разошлись мнения. Одни счи тали, что дешевле привозить руду даже из Америки, "чем добывать здесь. Другие настаивали на поисках экономичных путей промышленного освоения кур ских руд.
С целью проверки такой возможности при Мо сковской горной академии была создана первая в стране лаборатория по обогащению железистых квар цитов. Сюда доставлялись с КМА железистые квар циты для проведения опытов по их обогащению. Исследования проводились под руководством инже нера В. И. Трушлевича. В результате была вырабо тана схема обогащения железистых кварцитов, позво ляющая довести процент содержания железа в кон центрате до 63—68.
А можно ли построить шахты такой глубины, что бы наладить добычу кварцитов в больших размерах? Позволяет ли достигнутый уровень науки и техники?
Ответить на эти вопросы поручили специальной комиссии ученых и проектировщиков во главе с про фессором А. М. Терпигоревым. Через некоторое вре мя комиссия представила проект рудника произво дительностью около 850 тысяч тонн руды в год. По подсчетам проектировщиков, стоимость одной тонны руды, добытой в такой шахте, после обогащения и агломерации обошлась бы в 83 копейки. Следова тельно, курская руда по экономическим показателям может конкурировать с криворожской.
Итоги исследования и разведки КМА были подве дены 28 января 1925 года на заседании президиума ВСНХ под председательством Ф. Э. Дзержинского. В своем докладе Губкин подчеркнул, что задачи, по-
58
ставленные Советским правительством перед работ никами ОККМА, в основном выполнены. Выявлены колоссальные запасы металлургического сырья. На одной квадратной версте, по подсчетам Губкина, за легает такое количество руды, из которой можно вы плавить до 5 миллиардов пудов (около 80 миллионов тонн) чистого железа. В среднем по всем месторож дениям в кварцитах содержится до 35 процентов железа.
— Настала пора,— доказывал Губкин,— решать вопрос о практическом освоении новых железоруд ных месторождений.
Однако некоторые работники центральных ве домств, присутствовавшие на заседании, выступили с возражениями против точки зрения И. М. Губкина.
Сыграло отрицательную роль традиционное пре дубеждение некоторых ученых против Курской маг нитной аномалии, унаследованное еще с дореволю ционных времен. Мы видели, с какой энергией пере довые представители науки, опираясь на поддержку Ленина, преодолевали сопротивление и косность на пути к курской руде. Дорогу к подземным кладам им приходилось пробивать не только через мощные напластования породы, но также сквозь толщу ру тины, консерватизма и недоверия. Преодолевать эти препятствия удавалось благодаря авторитету и под держке Владимира Ильича. С кончиной Ленина про тивникам Курской аномалии удалось на какой-то момент получить перевес.
Этим и объясняется, что с конца 1925 года работы на КМА прекратились на целых пять лет. Исследо вания и разведки в этот период практически не ве лись. Господствующим стало мнение о том, что раз рабатывать железорудные месторождения КМА эко номически нецелесообразно, шансов же на открытие
59