Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Крупенков, Н. Ф. Сокровища третьего магнитного полюса

.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
19.10.2023
Размер:
4.76 Mб
Скачать

говорили «почти») наличность невиданных богатств железа в Курской губернии.

Если так, не надо ли весной уже —

1)провести там необходимые узкоколейки?

2)подготовить ближайшее торфяное болото (или

болота?) к разработке для постановки там электри­ ческой станции?

Если сие соображение не кажется Вам излишним, напишите о нем Мартенсу (и мне 2 слова).

Мартенс хочет ехать туда недели через 3. Я писал Рыкову и Цюрупе, что надо бы ему дать еще инже­ нера из Госплана.

Дело это надо вести сугубо энергично. Я очень боюсь, что без тройной проверки дело заснет» *.

Слово «сугубо» Владимир Ильич подчеркнул дважды, чтобы показать, какое исключительное зна­ чение придает он энергичности и целеустремленности в организации исследования Курской магнитной ано­ малии. Не дать делу заснуть или увязнуть в трясине междуведомственных неурядиц, установить за ним тройную проверку, двигать его вперед настойчиво и энергично — к этому направлены все помыслы и дей­ ствия Ленина. Он добивается от исполнителей четко­ сти и организованности в осуществлении намеченных мероприятий, решительно ломает все преграды, вста­ ющие на пути, просит обращаться лично к нему за содействием и поддержкой, когда в этом окажется необходимость.

1 В. И. Летт. Поли. собр. соч., т. 54, стр. 227,

40

В Институте

академика Лазарева

В тот день, когда Владимиру Ильичу исполнилось ровно пятьдесят два года, он должен был ехать в Институт физики и биофизики на 3-ю Миусскую улицу. Там ему сделают просвечи­ вание. Врачи настаивают на операции. Приходится подчиниться.

Медицинский консилиум пришел к выводу, что необходимо извлечь одну из двух пуль, которые ос­ тались в теле Владимира Ильича после покушения на него эсерки Каплан. Эти два смертоносных кусоч­ ка свинца он носит уже около четырех лет. Даже не обращал на них особого внимания. Но в последнее время у него резко усилились головные боли, и врачи заподозрили в этом действие оставшихся в теле пуль.

Владимир Ильич решился на операцию.

Чтобы определить положение пули в шее, надо было сделать рентгеновский снимок. С медицинским оборудованием в Москве было плохо. По совету нар­ кома здравоохранения Н. А. Семашко снимок решили сделать в Институте физики и биофизики, где имелся сравнительно хороший рентгеновский аппарат. Ди­ ректор института Петр Петрович Лазарев был специ­ алистом в области рентгенологии. Приехать к нему Владимир Ильич согласился еще и потому, что знал Лазарева как неутомимого исследователя Курской магнитной аномалии, заместителя Губкина в ОККМА. Можно было сразу, как говорится, убить двух зайцев: сделать рентгеновское просвечивание и заодно из уст самого Лазарева узнать о положении дел в районе Курской аномалии.

...Около полудня у подъезда института остановил­ ся автомобиль. Из него вышли Ленин и его брат —

41

известный деятель здравоохранения Дмитрий Ильич Ульянов. Их встретил Николай Александрович Се­ машко, прибывший в институт еще утром.

Поднялись наверх. Там было уже все приготов­ лено к началу рентгеноскопии. Не теряя времени, врач Розанов и приехавший из Германии профессор Борхардт сделали необходимые распоряжения. Вла­ димир Ильич стал к экрану аппарата. Несколько по­ воротов вправо и влево — и сеанс рентгеноскопии окончен. Осталось промыть - и просушить пленки. И пока ассистенты этим занимались, Ленин пожелал осмотреть институтские лаборатории.

— Какие лаборатории, Владимир Ильич, вы бы хотели осмотреть?—спросил его Лазарев.— Ведь их

унас шестнадцать.

Все,— последовал быстрый ответ.

Владимира Ильича повели сначала в мастерскую института. Узнав, что приборы здесь изготовляются своими силами, Ленин сказал с удовлетворением:

— Я все время толкую, что у нас чудесные уче­ ные, конструкторы. С такими людьми мы можем и обязаны в кратчайший срок догнать в технике пере­ довые капиталистические страны '.

После осмотра лабораторий Владимир Ильич по­ просил П. П. Лазарева проинформировать о пробле­ мах и ходе исследования Курской магнитной анома­ лии. Направились в другой конец здания, где нахо­ дился рабочий кабинет Лазарева. В просторном кабинете директора института на стене висела боль­ шая карта. Особыми значками на ней были отмечены места, где велись буровые работы, а также магнито­ метрические и гравитационные исследования Кур­ ской аномалии. О том, как проходила беседа между

1 См. «Известия», 8 января I960 г.

42

Владимиром Ильичей и академиком П. П. Лазаревым рассказал в своих воспоминаниях присутствовавший при этом нарком здравоохранения Н. А. Семашко:

«Было условлено,— пишет он,— что Лазарев сде­ лает доклад не больше как на 20 минут, чтобы не утомлять Владимира Ильича, который уже тогда не­ домогал. Перед развешанной на. стене картой с опо­ знавательными значками мест бурения академик Ла­ зарев начал доклад Владимиру Ильичу, но, увлек­ шись, говорил дольше 20 минут, и неизвестно было, когда он кончит. Я делаю ему устрашающие жесты

иупрекающие гримасы, но он не останавливается. Тогда я пытаюсь прервать доклад, но Владимир

Ильич продолжает слушать с загоревшимися глаза­ ми и после доклада засыпает академика Лазарева массой вопросов. Он просил тогда его сообщать ему ежедневно краткой рапортичкой о ходе работ и о нуждах, и с тех пор работы быстро двинулись впе­ ред»

Доклад Председателю СНК

А спустя сутки, 24 апреля, со­ стоялось заседание Особой комиссии по исследованию Курской магнитной аномалии, на котором П. П. Ла­ зарев сообщил о своем докладе В. И. Ленину и о его желании регулярно получать информацию о рабо­ тах на КМА и встречающихся затруднениях. Тут же было принято решение срочно подготовить доклад­ ную записку о проделанной работе и нуждах исследо­ вателей и представить ее Председателю Совнарко­ ма В. И. Ленину и председателю Госплана Г. М. Кржи­ жановскому.

1 «Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине», т. 2. М., 1969, стр. 270—271.

43

Втот же день записка была составлена и отправ­

лена.

Очем же писали Ленину Губкин и Лазарев?

Всвоей записке, напечатанной на двух листах, они докладывали об итогах исследования КМА за пе­ риод с 1919 по 1922 год. За это время была произве­ дена магнитная съемка местности в 7200 пунктах с точным выделением полосы аномалии, причем най­ дены два резких максимума. Одновременно сделаны измерения силы тяжести, которые позволили устано­

вить, что максимальные отклонения маятника прихо­ дятся на места наибольшей магнитной аномалии. На основании магнитной съемки и определения силы тя­ жести (гравитационных измерений) стало возмож­ ным вычислить приблизительную глубину залегания и вероятный профиль распространения магнитных масс, что было совершенно необходимо для продол­ жения глубокого бурения.

В текущем году, говорилось далее, начнется ге­ одезическая съемка для более точного определения мест закладки очередных глубоких скважин. Кроме того, в местах магнитной и гравитационной аномалии проводятся радиоактивные исследования. Все указан­ ные работы, подчеркивалось в докладной, могут быть окончены в течение двух лет при условии своевре­ менного получения денежных средств, а также необ­ ходимого технического и общего их обеспечения.

Что касается перспектив глубокого бурения, пи­ сали Губкин и Лазарев, то предполагалось тремя скважинами произвести общую разведку недр этого района с целью определить род и характер ископае­ мых, влияющих на магнитные аномалии. Глубина каждой скважины должна быть до 400 саженей (более 850 метров) при начальном диаметре труб 18 дюймов (41,5 сантиметра).

44

Первую скважину в окрестностях деревни Лозовки к концу ноября 1922 года намечалось довести до глубины 250 саженей. Вторую скважину в этом же районе предполагалось начать в августе, и к середине 1923 года она должна была также достигнуть глуби­ ны 250 саженей. Третью скважину намечалось зало­ жить, в зависимости от результатов бурения первой, либо там же, в Щигровском районе, либо вблизи го­ родов Старый Оскол или Новый Оскол.

Для бурения всех трех скважин уже были подго­ товлены станки, машины, обсадные трубы и буровые инструменты, полученные из Грозного и Баку; соору­ жена железнодорожная ветка от станции Щигры для подвоза топлива и оборудования. Все объекты работ соединены между собой телефонной связью. На рабо­ тах по бурению, заготовке и подвозу торфа, дров и других материалов было занято 160 человек.

Далее авторы докладной, в соответствии с выра­ женной Лениным при посещении Института физики и биофизики просьбой, ставили его в известность о затруднениях, которые возникают на пути исследо­ вателей КМА. Прежде всего, писали они, необходимо улучшить финансирование работ, ибо банк деньги выдает несвоевременно и в недостаточном количе­ стве. Образовавшаяся задолженность до сих пор не покрыта. Финансовое положение становится крити­ ческим. Чтобы не остановить глубокое бурение, нуж­ но, во-первых, срочно ассигновать 16 157 620 рублей в денежных знаках образца 1922 года; во-вторых, до­ полнительно приобрести вспомогательный буровой инструмент, чтобы не поставить под угрозу срыва ра­ боты по расширению бурения; наконец, для органи­ зации детальной разведки промышленных запасов полезных ископаемых в этом районе авторы письма просили выписать из Швеции или США четыре ал­

45

мазных буровых станка и пригласить из-за границы двенадцать буровых мастеров.

В заключение Губкин и Лазарев заверяли Влади­ мира Ильича, что все перечисленные в их письме ра­ боты могут быть выполнены по плану и под руковод­ ством русских ученых сил, русскими инженерами, техниками и рабочими, за исключением тех несколь­ ких буровых мастеров, которых предполагалось при­ гласить на время из-за границы.

«Правильно ли передают мне...»

Обеспокоенный перебоями с выделением средств на продолжение исследований КМА, академик Лазарев рассказал однажды о своих затруднениях Горькому, который очень интересовал­ ся состоянием науки в стране и деятельностью уче­ ных. Алексей Максимович, внимательно выслушав Лазарева, посоветовал: «Самое лучшее, если вы об этом напишете Владимиру Ильичу».

В ответ на опасение ученого, что письмо может не дойти или дойдет с большим опозданием, а дело не терпит отлагательства, Горький сказал: «Я сам пере­ дам эти письма Ленину». Воспользовавшись предста­ вившимся случаем, Лазарев передал письмо. Горь­ кий при свидании с Владимиром Ильичей вручил его ему лично *.

В. И. Ленин немедленно ознакомился с письмом ученого. 13 мая 1922 года Владимир Ильич написал заместителю управляющего делами Совета Труда и Обороны В. А. Смольянинову:

1 См, П. П. Лазарев. В. И, Ленин и Курская магнитная

аномалия. В кн. «Ленин и Академия наук». М., 1969, стр. 110—Ш.

46

«Прошу Вас проверить, правильно ли передают мне частным образом, что академик Лазарев, давно работающий по Курской аномалии, обескуражен тем, что ему будто бы отказали во всякой денежной под­ держке. »

Узнайте, на какую сумму он рассчитывал и какая ему дана» 1.

Смольянинов навел справки и установил, что с выделением средств на исследование КМА происхо­ дит недопустимая волокита, о чем и было сразу же доложено Ленину. «Ох, и возмутился же Ильич,— пи­ сал впоследствии Смольянинов, вспоминая этот слу­ чай,— ох, и рассерчал на чиновников, не видящих дальше своего письменного стола!»21

Вскоре после этого случая в кабинете председате­ ля ОККМА Губкина зазвонил телефон. Иван Михай­ лович снял трубку.

— Звонят из секретариата Совнаркома,— услы­ шал он голос.— Передаем распоряжение Владимира Ильича. Он просит срочно представить ему письмен­ ную справку о финансовом состоянии ОККМА.

Губкин попросил секретаря созвониться с члена­ ми ОККМА и пригласить их утром прийти на заседа­ ние.

Оно состоялось в точно назначенное время. Вот что сохранила нам об этом сухая протокольная за­ пись:

«Слушали: Сообщение И. М. Губкина, что по распоряжению Председателя Совнаркома В. И. Ле­ нина ему предложено дать Председателю Совнарко­ ма срочную справку.о финансовом состоянии ОККМА.

1В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 54, стр. 257.

2«Огонек», I960, № 9, стр. 10.

47

Постановили: Принять к сведению и просить А. Я. Гиммельфарба сегодня же составить докладную записку, которую в подлиннике представить Предсе­ дателю Совнаркома, а в копиях — председателю ВСНХ и председателю Госплана».

В тот же день Губкин подписал и направил в Совнарком обстоятельную справку. Доклад начинал­ ся словами:

«Председателю Совнаркома В. И. Ленину. Соглас­ но Вашему распоряжению, переданному мне по теле­ фону 13 сего месяца (мая 1922 года.— Н. К.), сообщаю следующее о финансах и работах Особой комиссии при Президиуме ВСНХ по исследованию Курских магнитных аномалий». В своей докладной Губкин прежде всего останавливался на финансовых затруд­ нениях, с которыми в последнее время особенно ост­ ро столкнулись разведчики Курской аномалии. Далее сообщалось о том, что уже сделано и намечается сде­

лать

для выполнения

поставленной перед ОККМА

задачи.

 

 

Трудностям наперекор

это

А

что же происходило в

время в Щиграх?

 

В конце апреля 1922 года заведующий Щигровским районом глубокого бурения Сергей Аристархо­ вич Бубнов, возвратившись из поездки в Курск, по­ чувствовал сильное недомогание. Врач Тарабухин, осмотрев больного, определил симптомы гриппа.

Однако скоро выяснилось, что Бубнов заразился сыпным тифом. 3 мая в коллективе было объявлено, что в связи с тяжелой болезнью Бубнова временно обязанности заведующего Щигровским районом ста­ нет исполнять техник А. В. Калмыков.

48

Когда весть о болезни Бубнова дошла до Москвы, Особая комиссия приняла решение выделить на его лечение единовременное пособие в размере 3 тысяч рублей. Это было 8 мая. А через два дня Сергея Ари­ старховича не стало. Об этом в Москве узнали из телеграммы, полученной из Щигров.

Когда телеграмму о кончине Сергея Аристархови­ ча огласили на заседании Особой комиссии, присутст­ вовавшие в зале И. М. Губкин, П. П. Лазарев,

A.Н. Ляпунов, В. А. Костицын, С. Л. Бастамов,

B.И. Пришлецов и другие виднейшие ученые встали со своих мест и минутой молчания почтили память талантливого и энергичного организатора геологораз­ ведочных работ в районе Курской магнитной анома­ лии. Комиссия постановила, принимая во внимание исключительные заслуги С. А. Бубнова, возбудить через президиум ВСНХ ходатайство перед Советом Народных Комиссаров об обеспечении семьи покой­ ного академическим пайком по примеру наиболее за­

служенных научных работников.

С осени 1922 года заведовать Щигровским райо­ ном глубокого бурения стал горный инженер Алек­ сей Константинович Каргин. Человек большой эру­ диции и незаурядных организаторских способностей, он оказался достойным продолжателем дела, которо­ му отдал жизнь С. А. Бубнов.

Прибыв в Щигры, новый заведующий развернул энергичную деятельность. Главное, на чем он сосре­ доточил внимание, была подготовка буровой партии к работе в зимних условиях. Как видно из его докла­ да в Москву от 13 декабря, им были приняты надеж­ ные меры для подготовки буровой к работе в зимнее время. Из Курска и Брянска доставили пиленый лес, начали возводить тепляк над колодцем и электро­ станцией.

4

Н. Крупенков

49

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ