Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Крупенков, Н. Ф. Сокровища третьего магнитного полюса

.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
19.10.2023
Размер:
4.76 Mб
Скачать

жащим, гостям и детям был предложен обед и чай. На импровизированной сцене самодеятельные арти­ сты Щигровского культпросветотдела дали для участников торжества концерт. Рабочим выдали пре­ мию— тысячу метров мануфактуры. Торжество дли­ лось до позднего вечера.

Как только весть о начале глубокого бурения до­ шла до Москвы, там состоялось заседание Особой комиссии по исследованию Курской магнитной ано­ малии под председательством И. М. Губкина. Члены комиссии направили приветственную телеграмму в адрес рабочих и служащих Щигровского управления по глубокому бурению, в которой выразили им бла­ годарность за скорое и добросовестное выполнение работ по оборудованию скважины.

О начале бурения сразу же доложили Владимиру Ильичу Ленину.

Так как глубокое бурение Курской магнитной аномалии носило научно-исследовательский харак­ тер, то было принято за обязательное условие под­ нимать буровой снаряд из скважины на поверхность через каждые два фута (несколько более 60 санти­ метров). Причем после каждого долбления скважину надо было прочищать и брать из забоя образцы грун­ та для исследования в лаборатории.

Ученых интересовали не только проходимые скважиной породы, но и вода. Образцы ее брали че­ рез каждые две сажени (несколько более 4 метров). Кроме того, в скважине требовалось не реже одного раза в сутки производить геологические, термические

и магнитные измерения, опуская в нее особо точные приборы и аппараты.

В Курском областном архиве хранится подлинник инструкции для взятия проб и наблюдения за геоло­ гическими явлениями в скважине, подписанный

30

И. М. Губкиным и А. Д. Архангельским. Этот доку­ мент примечателен еще и тем, что в нем четко сфор­ мулировано то значение, которое придавали ученые исследованиям Курской магнитной аномалии. «Весь технический персонал, участвующий в буровых ра­ ботах,— говорилось в инструкции,— и в особенности лица, производящие взятие проб, должны иметь в виду, что бурение в области Курской магнитной ано­ малии, кроме тех практических результатов, кото­ рые может оно дать, имеет совершенно исключитель­ ное научное значение и что его результатами будут интересоваться научные круги всего мира. Тщатель­ ное, добросовестное отношение к делу может просла­ вить всех участников предприятия, а обратное мо­ жет покрыть позором русскую технику и науку».

В инструкции подчеркивалось, что образцы до­ бытых в скважине пород будут изучаться с самых различных сторон, подвергаться химическим, меха­ ническим и минералогическим анализам, причем не­ редко в них будут отыскиваться вещества, находя­ щиеся в породах в очень малых количествах. Поэто­ му буровики должны доставлять исследователям возможно больше материала, собирая его с особой тщательностью и аккуратностью.

Особое внимание обращалось на необходимость следить за намагничиванием в скважине труб, а так­ же сообщать ученым в Москву обо всех выдающихся, необычайных случаях, которые могут встретиться при бурении.

Это было вызвано следующим обстоятельством. Еще во время пробного бурения в июле, когда

скважина прошла первые метры пород, а также при сооружении подсобной скважины для воды мастера и рабочие обратили внимание на необычное явление. Поднятые на поверхность трубы и буровое долото

31

притягивали к себе небольшие металлические пред­ меты. Буровой снаряд в скважине намагничивался.

Когда об этом сообщили в Москву, ОККМА коман­ дировала в Щигры вице-президента Академии наук В. А. Стеклова. Мандат для его поездки на КМА под­ писал председатель Высшего совета народного хозяй­ ства В. В. Куйбышев. В этом документе говорилось, что «...все должностные лица и учреждения, как цен­ тральные, так и местные, в том числе и органы на территории УССР, приглашаются оказывать тов. Стеклову действительную и широкую поддержку при выполнении им возложенных на него... поручений».

В Лозовке Стеклов лично измерял величину на­ магничивания бурового долота и, возвратившись в Москву, доложил о своих выводах на заседании Осо­ бой комиссии по исследованию Курской магнитной аномалии. Комиссия приняла решение проводить си­ стематические измерения магнитной силы в сква­ жине и постоянно следить за всеми другими явле­ ниями, которые могут в ней происходить.

Две фотографии

В. И. Ленин пристально сле­ дил за результатами бурения. Он просил Губкина держать его в курсе событий, требовал, чтобы ин­ формация поступала к нему регулярно.

Отчеты о проходке скважины Губкин по просьбе Владимира Ильича направлял ему незамедлительно. Однажды очередной отчет почему-то задержался. Случилось это зимой 1921 года. Владимир Ильич за­ беспокоился. Он пригласил заместителя управляю­ щего делами Совета Труда и Обороны В. А. Смолья­ нинова, ведавшего вопросами экономического и хо­

32

зяйственного строительства, и попросил выяснить, чем вызвана задержка.

Выполняя поручение Ленина, Смольянинов 19 де­ кабря направил Губкину письмо с просьбой прислать краткую справку о ходе и результатах начатого в этом году глубокого бурения. В письме высказыва­ лось также пожелание узнать, в какой мере послед­ ние работы дали материалы, подтверждающие пред­ положение, что причиной аномалии являются залежи магнитных железняков и сопровождающих их мартитов.

Через четыре дня пришел ответ от Губкина. Под­ линник этого письма вместе с запросом Смольяни­ нова хранится в Центральном партийном архиве Ин­ ститута марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

В присланном ответе, заверенном гербовой пе­ чатью, Губкин сообщал Владимиру Ильичу, что маг­ нитометрическими исследованиями 1921 года почти закончено определение северной полосы аномалии, которая проходит через Дмитровский, Щигровский, Тимский и Старооскольский уезды. Всего определено свыше 7 тысяч точек. Изучение гравитационными приборами в районе бурения показывает, что, по всей вероятности, здесь имеет место залегание плотных горных масс. Вычисленная плотность этих материа­ лов подходит к плотности магнитного железняка. Однако точную природу указанных магнитоносных пород сможет определить только глубокое бурение.

Далее в письме Губкина говорилось, что скважи­ на № 1 уже пройдена на глубину около 50 метров и что при ее бурении, как и при проходке подсобной скважины для воды, «буровой инструмент и обсад­ ные трубы показывают сильное намагничивание, как это видно из прилагаемых при сем фотографических снимков».

3

Н. Крупекков

33

Что же за снимки прислал Губкин Ленину и ка­ кова их судьба?

Впервые о существовании этих фотографий стало

известно

из

воспоминаний В. А. Смольянинова

«Штрихи

великого

портрета», опубликованных в

1960 году.

В

них

автор рассказывает, что, когда

к нему поступил пакет от Губкина, он тут же понес все материалы Владимиру Ильичу. В пакете кроме письма Губкина находились отчет о работе ОККМА за 1919 год, последние выпуски «Известий физическо­ го института», книга профессора Э. Е. Лейста и две фотографические карточки.

Знакомясь с материалами, Владимир Ильич осо­ бенно заинтересовался фотографиями. Вот что рас­ сказывает о них в своих воспоминаниях Смольяни­ нов: «На первой — высокая деревянная вышка над скважиной, несколько домишек и у забора, окружаю­ щего все это хозяйство,— с десяток лошаденок, впря­ женных в телеги.

— Наши, наверно, мобилизованные,— сказал Ильич, вглядываясь, и добавил задумчиво: — Будет когда-нибудь у нас техника и побогаче...

На втором снимке — долото бура, поднятое с глу­ бины 16 саженей. Там, на глубине, оно намагнити­ лось и притягивает теперь к себе металлические предметы.

Вы не любопытствовали,— спрашивает меня Ильич,— какова сила магнита?

Лазарев рассказывал, что долото притянуло четырнадцать килограммов металла.

Ого! — воскликнул Ильич.— Почти пуд. Ка­ жется, предсказания наших ученых начинают сбы­ ваться» *.

1 «Курская магнитная аномалия». Сб. документов и ма­ териалов, т. 1, стр. 309.

34

После ознакомления с воспоминаниями Смолья­ нинова меня не покидала мысль разузнать о судьбе присланных Ленину фотографий. Сохранились они или бесследно исчезли? Кто ответит? Кого спросить? Автора-то уже сколько лет нет в живых.

И вдруг нежданная удача. В тихом зале Цент­ рального партархива Института марксизма-лениниз­ ма в Москве, на Советской площади, передо мной по­ ложили на стол тоненькую папку с документами. В ней бережно хранится переписка Совета Народных Комиссаров с различными организациями и ведом­ ствами по вопросам Курской магнитной аномалии.

Осторожно перелистываю страницу за страницей. Запросы от имени Владимира Ильича в Госплан, ВСНХ, Особую комиссию по исследованию КМА...

Ответы из центральных ведомств с собственноруч­ ными подписями наркомов, председателя Высшего совета народного хозяйства...

А вот на чистом листе бумаги приклеены две фо­ тографии размером с папиросную коробку. Не они ли? Пристально всматриваюсь в снимки. Да, сомнения быть не может. Вот деревянная вышка американ­ ского образца. Рядом домики под соломенными кры­ шами. ІПтакетная изгородь и возле нее запряженные в телеги понурые крестьянские лошадки. А на второй фотографии ясно видно буровое долото с притяну­ тыми к нему железными предметами...

Надписи красными чернилами на листе бумаги, сделанные рукой секретаря Ленина, говорят о том, что передо мной именно те снимки, которые держал в руках Владимир Ильич. Это они вызвали у Ленина радость по поводу того, что надежды ученых на от­ крытие железной руды в центре страны начинают сбываться. Надпись под первым снимком гласила: «Управление работами по глубокому бурению Кур­

35

ских магнитных аномалий. Вид вышки над скважи­ ной № 1». Под вторым снимком тою же рукой напи­ сано: «Намагниченное долото, диаметр 18 дюймов, с притянутыми железными предметами. С глубины 16 саженей».

Поручение Мартенсу

Сообщения о сильном намагни­ чивании бурового инструмента в скважине, заложен­ ной в Щигровском уезде, отнюдь не привели, как можно было ожидать, к единству взглядов ученых на причину Курской магнитной аномалии. Их точки зрения на этот вопрос оставались диаметрально про­ тивоположными. Одни видели в намагничивании бу­ рового долота дополнительный аргумент в пользу того, что магнитная аномалия вызывается колоссаль­ ными залежами железных руд. Другие же по-преж­ нему отрицали наличие на КМА железа, а намагни­ чивание бурового инструмента, как и отклонение стрелки компаса, объясняли присутствием в толще земной коры особых электрических токов, связанных с крупными геологическими сбросами, которые яко­ бы и создают магнитное поле.

Получив очередное донесение о ходе буровых ра­ бот, в котором говорилось о быстром увеличении магнитной силы в скважине, Владимир Ильич пору­ чил председателю Главметалла Л. К. Мартенсу лич­ но проверить это сообщение.

Необходимость в такой проверке была очевидна. Ведь в обстановке острой полемики, которая велась вокруг проблемы КМА, возможны были увлечения как с той, так и с другой стороны. Поэтому требова­ лась объективная оценка полученных результатов.

!6

И сделать ее могли люди, которым Ленин вполне до­ верял, на опыт и знания которых мог положиться. Одним из таких людей он считал Людвига Карлови­ ча Мартенса.

Выбор этот не был случайным. Владимир Ильич знал Мартенса еще задолго до Октябрьской револю­ ции. Он был одним из участников созданного Лени­ ным петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Высокообразованный инженер, Мартенс с первых лет Советской власти вел большую работу по восстановлению сильно разрушенной за годы империалистической и гражданской войн метал­ лообрабатывающей промышленности.

Ознакомившись с научными материалами и отче­ тами о первых результатах глубокого бурения, Мар­ тенс доложил Ленину, что наличие невиданных бо­ гатств железа в Курской губернии можно считать доказанным. Не сомневался в этом, хотя высказывал­ ся менее категорично, и Г. М. Кржижановский, кото­ рый по поручению Владимира Ильича специально выяснял мнение некоторых ученых по данному воп­ росу.

5 апреля 1922 года Ленин направил заместителям председателя Совнаркома письмо следующего содер­ жания: «Обращаю внимание на исключительную ва­ жность работ по обследованию Курской магнитной аномалии. Тов. Кржижановский сообщил мне, что,

по сведениям инженеров, с которыми он беседовал, почти доказано, что мы имеем там неслыханно бога­ тый запас чистого железа. Тов. Мартенс считает это уже доказанным. Через три недели он собирается съездить на место. Надо обсудить, следует ли послать с ним еще какого-либо инженера из Госплана, более знакомого с русскими условиями и способного прове­ рить, нет ли тут какого-либо увлечения.

37

По моему мнению, следовало бы не давать в пе­ чать никаких сведений об этом и принять меры к тому, чтобы в печати об этом не говорили, ибо можно опасаться, что в противном случае интервенционист­ ские планы могут усилиться. По этой же причине, пожалуй, было бы лучше доклад Мартенса не ста­ вить ни в Совнаркоме, ни в СТО, а выслушать этот доклад только обоим замам, Богданову и некоторым

членам ЦК

'

Если доклад Мартенса и того инженера, который поедет с ним от Госплана, подтвердит серьезность этого дела, то необходимо добиться самого быстрого ведения работ, ни в коем случае не скупиться на не­ обходимые золотые ассигновки и установить специ­ альный надзор за тем, чтобы получение необходимо­ го оборудования из-за границы (алмазного, бурового

ит. п.) было проведено с максимальной быстротой.

Яочень боюсь, что это дело будет проведено без до­ статочной энергии. А между тем, по словам и Кржи­ жановского и Мартенса, мы имеем здесь почти на­ верное невиданное в мире богатство, которое способ­ но перевернуть все дело металлургии» 12.

Рыков не верил в способность русских ученых и рабочего класса решить своими силами проблему Курской аномалии. В своем ответе Ленину он, со­ славшись на то, что материалы исследования Кур­ ской магнитной аномалии, проведенного в дореволю­ ционное время профессором Лейстом, широко извест­ ны за границей, предлагал не делать из КМА никакой тайны и сдать ее в концессию германским промыш­ ленникам.

1Заместителями председателя Совнаркома тогда были

А. И. Рыков и А. Д. Цюрупа; П. А. Богданов — председатель ВСНХ,— Н. К.

2 В. И. Ленин, Поли. собр. соч., т. 54, стр. 226—227.

38

Ответ Рыкова вызвал у Ленина решительный про­ тест. Ознакомившись с ним, Владимир Ильич напра­ вил Рыкову свое категорическое несогласие с его позицией: «Прочитав Вашу телефонограмму, я про­ должаю настаивать на сохранении конспирации и непривлечении иностранцев. Предлагаю затребовать официального отзыва Кржижановского и Мартенса либо немедленно, либо после поездки Мартенса, которая должна состояться через 3 недели. Вопрос обсудим окончательно на специальном совещании Пред. СТО и обоих замов»

Весной 1922 года, когда происходили описываемые события, у Ленина уже наблюдались первые симпто­ мы неумолимо надвигавшейся тяжелой болезни. Его мучили затяжная бессонница и сильные головные боли. Врачи рекомендовали продолжительный от­ пуск и горный воздух. Владимир Ильич предполагал в ближайшее время поехать на Кавказ или в какоенибудь другое подходящее место на отдых и вел об этом переписку с некоторыми из своих соратников и друзей. Но и в это время он не переставал заботить­ ся о решении проблемы Курской магнитной анома­ лии.

Ввиду намечавшейся длительной отлучки из Мо­ сквы для отдыха и лечения (осуществить поездку не удалось из-за внезапно обострившейся болезни) Ле­ нин постарался дать остающимся в столице госу­ дарственным деятелям и хозяйственным руководи­ телям четкие и конкретные указания в отношении исследования КМА.

6 апреля 1922 года он пишет Г. М. Кржижанов­ скому:

«Вчера Мартенс мне сказал, что «доказана» (Вы

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 54, стр. 230.

39

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ