
книги из ГПНТБ / Крупенков, Н. Ф. Сокровища третьего магнитного полюса
.pdfкакой-либо платы за свой научный труд. Еще 20 ты сяч рублей земство ассигновало на бурение скважин в местах, которые будут указаны Лейстом.
Слухи о несметных богатствах, спрятанных при родой в недрах курской земли, поползли по городам и весям. Каждый мечтал не упустить свою долю счастья, заполучить в свои руки хотя бы одно перо таинственной жар-птицы. Оборотистые дельцы и предприниматели буквально наводнили губернию. Метаясь из имения в имение, эти ловцы барышей уговаривали землевладельцев быстрее заключать контракты. Будет строиться, говорили они, крупный металлургический завод. А если, мол, не удастся ску пить нужное количество земельных участков, то предприятие строить нельзя и вы от своих богатств ничего не получите.
Многие помещики-землевладельцы, не дожидаясь, пока к ним приедут покупатели, по словам очевидца, «копали и сверлили» свои владения в надежде найти железный клад. «Было вполне очевидно,— свиде тельствует современник,— что в Курской губернии в то время, кроме аномалии магнитной, появилась бо лее сильная и вместе с тем более опасная аномалия — душевная».
Это заставило губернскую земскую управу при нять меры к пресечению «рудной горячки».
Земское собрание приняло решение приостановить утверждение общественных крестьянских пригово ров на право бурения в их владениях частными пред принимателями.
Крушение надежды
В начале 1898 года Э. Е. Лейст сообщил Курской управе, что весной он намеревает ся лично приехать в те места, где будут заклады
10
ваться буровые скважины. Еще раньше ученый на звал пункты максимального проявления магнитных аномалий, в которых он с наибольшей вероятностью надеялся встретить руду на глубине, по его расчетам, не превышающей ста сажен. Эти пункты находились в окрестностях сел Кочетовка и Непхаево, располо женных первое в Обоянском, второе в Белгородском уездах.
Губернская управа опубликовала в газетах обра щение к подрядчикам, приглашая их заключить до говор на бурение скважин. На призыв откликнулось несколько компаний. В результате переговоров конт ракт был заключен с горным инженером Н.. Ф. Дитмаром — представителем Харьковской технической конторы.
С утра 10 мая в Кочетовке зазвонили церковные колокола. После молебна Лейст указал Дитмару ме ста для закладки буровой скважины. А вскоре у око лицы села поднялась вышка. Четыре длинных брев на, схваченные вверху болтами, образовали высо кую пирамиду. По бокам ее обшили досками. Лебед ку вращали вручную или при помощи керосинового двигателя, имевшего всего шесть лошадиных сил.
День за днем буровая коронка углублялась в нед ра земли. Сто, полтораста, двести метров... Вот уже пройдено 100 сажен. А где же руда? Ее не оказалось на той глубине, что предсказывал Лейст.
Не оправдало надежды и бурение скважины в Непхаеве. За два с половиной месяца здесь углуби лись на 245 метров, но железа не нашли. Пески сме нялись мелом, мел — глиной. И — никаких призна ков руды!
Радужные мечты сменились разочарованием и апатией.
Напрасно Лейст настаивал на продолжении буре-
11
ния. Денег земская управа не хотела больше отпу скать. Те, кто еще вчера боготворили Лейста, сегодня от него отвернулись. В глазах власть имущих он превратился из серьезного исследователя в ненуж ного и бесполезного фантазера. Против него ополчи лись представители официальной науки С. Н. Ники тин, Ф. Н. Чернышев, И. В. Мушкетов, считавшиеся тогда главными светилами в геологии. В статье «Два глубоких бурения в связи с явлениями магнитных аномалий в Курской губернии», опубликованной в 1900 году, Никитин пренебрежительно третировал Лейста как фанатика, слепо и безрассудно поверив шего в придуманную им примитивную гипотезу.
С той поры мнение об отсутствии на КМА же лезной руды утвердилось на целую четверть века. После неудачи под Кочетовкой и Непхаевом уже са ма мысль объяснить аномалии наличием в толщах земли железорудных месторождений казалась аб сурдной.
А между тем Лейст ошибся только в глубине за легания руды, но отнюдь не в правильности своего прогноза. Несмотря на неудачу, Лейст не потерял веру в свою гипотезу. Покинутый друзьями, гонимый властями, он упорно продолжал научный поиск. Как и прежде, каждое лето приезжал он в курские степи, проводил наблюдения над магнитными аномалиями, а возвратясь в Москву, обрабатывал и систематизи ровал полученные данные. Только теперь уже ни на какую официальную помощь он не мог рассчиты вать, кроме как на собственные силы и энергию. Не имея никакой официальной поддержки и защиты, он вел исследования на свой страх и риск.
Нередко сильный дождь заставал ученого вдали от населенных пунктов. Дороги размокали и станови лись непроезжими. Уже немолодой профессор целы-
12
ми сутками тащился пешком с инструментами по липкой непролазной грязи.
Весной 1909 года Лейст обратился в губернскую управу с ходатайством об ассигновании на исследо вание магнитной аномалии 600 рублей. На протяже нии одиннадцати лет все расходы по экспедициям он производил за свой счет.
Волее полугода Лейсту не отвечали на его хода тайство. Лишь осенью губернское земское собрание вынесло по нему свое решение: «...Не видя возмож ности в настоящее время затрачивать новые суммы на совершенно отвлеченные, чисто научные исследо вания и изыскания, не имеющие уже того практиче ского интереса, какой носили эти работы в прежнее время, губернская управа полагает ходатайство про фессора Московского университета г. Лейста откло нить».
И все же ученый не сдавался. С величайшим упорством и научной добросовестностью продолжал он дело всей своей жизни. Только начавшаяся первая мировая война заставила Лейста прервать научные экспедиции.
За долгие годы упорных исследований ему уда лось собрать огромный по тому времени научный ма териал. Им была исследована почти вся территория Курской губернии. На карту было нанесено более 4 тысяч обследованных им точек. Полные наблюде ния над всеми геомагнитными элементами в этих точках ученый произвел систематически, в шахмат ном порядке.
Теперь настала пора подвести итог многолетним полевым исследованиям, сделать окончательные на учные выводы и обобщения. Ученый спешит их си стематизировать, сделать достоянием народа, кото рый, взяв власть в свои руки, стал хозяином Курской магнитной аномалии.
13
Спешить приходилось и потому, что силы Лейста таяли день ото дня. За время, когда он не мог уже бывать в полевых экспедициях, профессор написал брошюру «Курская магнитная аномалия». Рукопись он передал в начале 1918 года академику П. П. Ла зареву с просьбой издать ее. Все остальные материа лы, в том числе большая карта с нанесенными на нее элементами магнитных измерений, остались у Лей ста для дальнейшей обработки и научной системати зации.
ОТКРЫТИЕ ВЕКА
Все сначала
...Весна 1918 года. Суровое и тревожное время. Германские войска оккупировали Украину. На севере хозяйничают англо-французские интервенты. Во Владивостоке высадили десант япон цы. Страну терзают разруха и голод. Рабочие полу чают по осьмушке хлеба в день.
В беспокойном ожидании чутко насторожилась Москва. Сюда из прифронтового Питера переехало Советское правительство. В кремлевском кабинете напряженно работает Ленин. К нему сходятся все нити военного, государственного и политического руководства.
Несмотря на военную обстановку, Владимира Ильича уже в первые месяцы Советской власти живо интересуют проблемы рационального использования природных богатств страны. В конце марта 1918 года Академия наук в обращении к Советскому прави тельству согласилась на его предложение работать в области исследования естественных производитель-
14
ных сил России К В связи с этим Ленин пишет в ап реле известный «Набросок плана научно-техниче ских работ». В нем он предлагает немедленно «...об разовать ряд комиссий из специалистов для возмож но более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема Рос сии» 12. Владимир Ильич четко обрисовывает основ ные направления этого плана. Он заботится о рацио нальном размещении промышленности с точки зре ния близости сырья и наименьшей потери труда, о создании современной промышленности и сосредото чении производства на крупнейших предприятиях. Особое внимание Ленин обращает на электрифика цию промышленности и транспорта и применение электричества в земледелии.
В своем «Наброске плана научно-технических работ» Ленин ставит задачу обеспечения «...тепереш ней Российской Советской республике (без Украины и без занятых немцами областей) возможности само стоятельно снабдить себя всеми главнейшими вида ми сырья и промышленности» 3.
Думая об источниках обеспечения молодой Со ветской республики природным сырьем и материа лами, Владимир Ильич уже в ту пору имел в виду богатства Курской магнитной аномалии. О том, что в ее недрах, по-видимому, залегают большие запасы железной руды, В. И. Ленин узнал от Л. Б. Красина.
АКрасину рассказал о КМА академик П. П. Лазарев. Как только Владимиру Ильичу стали известны
предположения ученых о богатствах КМА, он пору чил Красину оказывать им всемерную помощь в ор ганизации исследовательских работ. По словам ака
1 См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 599. 2 Там же, стр. 228.
3 Там же, стр. 228.
15
демика Лазарева, Красин имел от Владимира Ильича специальное поручение по поводу Курской магнит ной аномалии. «В то время,— писал в своих воспо минаниях Лазарев,— мне, как председателю комис сии при Академии наук, приходилось раза два в не делю видеться с Красиным, и он постоянно указывал на огромный интерес Ленина к этой работе».
Выполняя указания Владимира Ильича, Красин советовался с видными учеными и специалистами, выясняя их точку зрения на возможность в бли жайшее время начать исследования и разведку в рай оне Курской аномалии. Он намеревался привлечь к этому и самого профессора Лейста, который отдал так много сил изучению и поискам железной руды под Курском и Белгородом.
Но оказалось, что профессор Лейст уехал ле читься в Германию и там в сентябре 1918 года скон чался.
Но если нет профессора Лейста, то остались его труды, существуют собранные и обработанные им материалы о КМА. Нельзя ли ими воспользоваться? Оказалось, что нельзя. После смерти Лейста его на учные труды попали в руки некоего Иоганна Штей на. Этот Штейн одно время был сотрудником у Э. Е. Лейста, а в 1918 году сопровождал профессора на курорт в Германию, где и принял иностранное под данство.
Ничего не подозревая о существовании какого-то Штейна, Красин продолжал поиски таинственно ис чезнувших научных материалов Лейста. По его сове ту профессор Николай Мартынович Таубе обратился к дочери Лейста Марте Эрнестовне и ее мужу про фессору Сперанскому с запросом о судьбе магнит ных карт по Курской аномалии. Те и сообщили, что именно произошло с материалами Лейста.
16
А Штейн, заполучив чужие труды, отнюдь не со бирался исчезнуть со сцены. Нежданно-негаданно он приехал в Москву и предложил купить у него маг нитные карты Лейста за 5 миллионов золотых руб лей. Советское правительство категорически отказа лось иметь дело с Штейном. Непрошенному гостю пришлось ни с чем убраться из Москвы.
Владимир Ильич, когда Красин доложил ему о намерениях Штейна, решительно высказался про тив покупки карт и посоветовал обратиться в Акаде мию наук с предложением восстановить данные маг нитометрических съемок собственными силами.
Вскоре Красин встретился с академиком Лаза ревым и спросил, могут ли наши ученые выполнить ту работу, которую провел на КМА Лейст. Лазарев пообещал посоветоваться со специалистами. А через несколько дней он сказал Красину, что ученые с эн тузиазмом возьмутся за переисследование Курской магнитной аномалии.
—Что же можно сделать уже в ближайшее вре мя? — спросил его Красин.
—Мы предлагаем,— ответил Лазарев,— летом
следующего, 1919 года провести общие съемки терри тории и один из районов, где окажутся самые силь ные магнитные проявления, исследовать детально.
26 ноября 1918 года под председательством акаде мика Лазарева состоялось научное совещание, на ко тором присутствовали известные специалисты в об ласти метеорологии, геологии и разведочного дела. Оно постановило собрать весь имеющийся буровой материал по Курской и Орловской губерниям, кото рый находился в распоряжении местных гидротех нических организаций и земельных отделов, а также заложить разведочные буровые скважины на глубину до 300 сажен в точках с болъшимі-ъаномалиями.
2 н. Крупенков |
I |
Гос. пѵб'’чч.чая™-”Т* |
J |
и?У?но->'0хннчоская І 17 |
|
|
| |
0Чблі;О?сжа СССР г |
Вначале 1919 года при Академии наук была ор ганизована комиссия по исследованию Курской маг нитной аномалии во главе с академиком Лазаревым. Ей было поручено составить план научно-исследова тельских работ по КМА на текущий год.
Всоответствии с намеченным комиссией планом требовалось до конца зимы подготовить и оснастить экспедицию для проведения магнитометрических съемок под Курском. Это была трудная задача. При ходилось урезывать и без того мизерные хлебные пайки, строго лимитировать каждый метр мануфак туры или пару сапог. А самое главное — где взять приборы для проведения магнитных измерений на местности? У исследователей их не было.
Выручил известный ученый-кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов. Он посоветовал ис пользовать для магнитных наблюдений дефлектор Колонга, названный по имени русского конструктора магнитных приборов И, П. Колонга. Этот прибор ши роко применялся во флоте, был портативен и позво лял получать достаточно точные измерения земного магнетизма. В главном гидрографическом управле нии с пониманием отнеслись к нуждам исследовате лей КМА. Их просьба о выделении магнитных при боров и группы морских офицеров в состав намечае мой экспедиции была удовлетворена.
Академик Лазарев представил на рассмотрение Красину план работы экспедиции и свою докладную записку. Полностью согласившись с намеченной про граммой исследований на местности, Красин сообщил Лазареву, что средства, необходимые для этого, бу
дут ассигнованы после представления сметы расхо дов.
Вскоре Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии по докладу своего председателя
18
Л. Б. Красина приняла решение выделить Академии наук взаимообразно 330 тысяч рублей для снаряже ния технической экспедиции в Курскую губернию.
...Теплым летним утром 1919 года из Москвы на юг отходил товарный поезд. В самом хвосте его была прицеплена теплушка. В ней ехали участники тех нического отряда, отправлявшегося для проведения изыскательских работ в районе Курской магнитной аномалии. В составе отряда находились: магнитолог
А. Заборовский, военные |
моряки Е. Крушинин, |
|
A. |
Алексеев, гидрографы |
П. Овод, В. Рябинин, |
B. Яковлев, В. Озерецкий, И. Жонглович, Т. Мусято- |
||
вич |
и В. Свирелин. Возглавлял отряд гидрограф |
|
К. С. Юркевич. |
|
Поезд с участниками отряда двигался медленно. На разъездах его подолгу задерживали, чтобы про пустить к фронту воинские эшелоны. Лишь на третьи сутки отряд добрался до Орла. А еще через несколько дней теплушка со специалистами прибыла в город Щигры.
Не теряя времени, участники отряда приступили к исследованиям.
Дела у них шли успешно. С каждым днем коли чество обследованных точек возрастало. Хотя погода стояла ненастная, люди работали, не считаясь с труд ностями. Уже через десять дней после начала иссле дований участникам экспедиции удалось выявить и изучить крупную магнитную аномалию вблизи де ревни Лозовки.
В середине июля одного наблюдателя из отряда свалил тиф. Остальным сделали прививки, и работа не прекращалась.
Войска Деникина, двигаясь к Москве, приближа-
19