
книги из ГПНТБ / Парамонов, И. В. Человек редкой судьбы
.pdfМазарских гор, в 50 километрах на северо-восток от Ташкента, проходит кварцево-баритовая жила про тяженностью до километра. Исследования показали, что в жиле встречаются выделения мышьякового и серного колчедана, цинковой обманки и ряда других минералов. При измерении радиоактивности рудных образцов, взятых в Табошаре, было обнаружено, что в них содержатся и другие минералы, имеющие боль шое народнохозяйственное значение.
В задачи экспедиции Ферсмана и Федоровского входили также поиски сурьмяного блеска — антимо нита, ртутной руды — киновари, мышьяка, висмута и других редких металлов, которые ввозились тогда нами из-за границы.
О добыче ртути в Средней Азии в древние време на упоминает арабская книга «Истахри», относя щаяся к X веку. Наряду с рудниками по добыче рту ти в Андалузии (Испания) и Идрии (Италия) видное место занимали среднеазиатские месторождения ртути в Фергане.
В Средней Азии осталось немало географических названий, указывающих на то, что здесь занимались добычей руды. Все названия местностей, оканчиваю щихся на «кан» или начинающихся с «кан», что в переводе означает — руда, так или иначе были свя заны с рудниками. Так по следам древних работ были найдены рудники Кан-Сай, Кан-и-Мансур, Хайдаркан и другие.
Недалеко от Ферганы, в местности, называемой Хайдаркан, что значит «великая руда», были найдены древние горные разработки киновари (ртутной руды), оригинальные сосуды с ртутью. Древние рудокопы ртуть называли «сымаб», что означало «живое се ребро». Видимо, поэтому горный перевал, располо женный в 60—80 километрах от Ферганы, недалеко
80
от древних выработок киновари, называется Сымабель — «ртутный перевал».
Человечество еще в древние времена искало ртуть. Этот жидкий металл привлекал внимание задолго до новой эры. Древние медики использовали лечебные свойства ртути. Египтяне превосходно знали удивительную ее способность растворять се ребро и золото. Они прибегали к ртути для наиболее полного извлечения этих ценных металлов как из россыпей, так и из руды.
На приисках при добыче золота старатели и сов ременные драги улавливают золото, отмывая его водой от более легких частей кварца, полевого шпа та и глины — составных частей песка. А когда остает ся самая тяжелая часть примесей, так называемый шлих, добавляется ртуть. Она растворяет в себе все золотые частицы. Таким образом получается своеоб разная амальгама — раствор золота и ртути. Затем следует процесс «отжаривания». На горячих сково родах ртуть быстро испаряется и остается чистое зо лото.
Если соединить ртуть с серой, то получится заме чательная пурпурная краска. Она особенно высоко ценилась в Древнем Риме. В природе довольно часто встречается минерал, называемый киноварью. Это — природное соединение ртути и серы.
Киноварь встречается не только большими ку сками, но и вкраплениями и примазками. В среднем ртутная жила содержит от 5 до 15 килограммов чи стой ртути на тонну руды.
Н. М. Федоровский побывал на древнем Хайдаркаиском ртутном руднике. Позднее в книге «По го родам и пустыням Средней Азии» он писал: «Когда я приехал в Хайдаркан, проводник из местных жите лей сразу повел меня на древние горные рабо-
6 |
И. В. Парамонов |
81 |
ты. В больших скалах чернели пробитые отвер стия— входы в древние выработки. Тот, кто спу скался в современные шахты и проходил по строго геометрическим линиям горизонтальных и наклон ных горных выработок (штрекам, квершлагам, укло нам и т. п.), тот сразу увидит резкое различие меж ду древними горными работами и современными. Сейчас месторождение предварительно разведы вается, наносится на чертежи общее расположение и форма рудного тела (месторождения), затем по мате риалам разведки создается проект и строится шахта с вертикальными, горизонтальными и наклонными выработками. Древние же рудокопы шли ощупью, кидались на более богатые рудой участки; поэтому бросается сразу в глаза бесформенность этих выра боток, причудливое очертание выемок, капризно из вивающиеся ходы.
Через отверстие входа я попал в сложный под земный лабиринт. Я проходил то большими залами, то попадал в узкие ходки, где едва можно было про лезть. Неожиданно я вышел опять на поверхность, где когда-то велись открытые работы. Из обширной котловины несколько ходов вели в глубину горных выработок. Один из них привел меня к многоярусно му карьеру. Так в течение многих часов я бродил по лабиринтам древних выработок и радовался, что на конец нашел это знаменитое когда-то в древности месторождение ртутной руды.
Я забыл сказать, что, войдя в первый грот, я сра зу увидел при свете своей ацетиленовой лампы сверкающие пурпурным цветом на стенках древних ходов вкрапления киновари. Эти алые вкрапления были как бы проводниками, которые вели нас в глу бину месторождения. Местами у древних забоев мы находили целые штабеля сложенной руды с высоким
82
содержанием ртути. Здесь же валялись глыбы дру гой руды, так называемого сурьмяного блеска, соеди нения сурьмы с серой, которая, очевидно, была от ходом и никогда не вывозилась из рудника и громад ными кучами лежала кругом.
Самое изумительное было то, что выработки не носили характера запустения. Временами казалось, что вот где-нибудь в глубине мелькнет фигура рудо копа; куски руды валялись повсюду; готовая руда была сложена штабелями. Впечатление было такое, что рудник был остановлен на полном ходу: кипела работа — и вдруг кто-то ворвался и закричал о гро зящей опасности. Видимо, набег чужеземных завое вателей застал врасплох население рудника, и оно бежало в панике, бросив все на произвол судьбы. Вероятно, это было серьезное нашествие воинствен ных монгольских кочевников на оседлое население Ферганы. С тех пор горный промысел не возобновлялся.
Я нашел в одной выработке даже несколько не больших глазурованных белых и ярко раскрашен ных чашечек, применявшихся в качестве светиль ников. Здесь же валялись продолговатые сосуды в форме двухконечного конуса с узким отверстием. Вероятно, это был один из ртутных кувшинов, в ко тором перевозился жидкий металл. Обломки мо лотков в большом количестве валялись среди отва лов пустой породы. Молотки были каменные, из твердой горной породы — диорита и, очевидно, были привезены издалека.
Когда видишь эти орудия древнего рудокопа, то еще больше удивляешься глубине и мощности руд ника, сделанного такими примитивными инструмен тами. Нигде в выработках нет никаких следов поро ховых или огневых работ...»
83
— Итак, месторождение киновари древней Фер ганы найдено,— сказал Федоровский своему спутни ку, выйдя после двухчасовых блужданий по рудни ку.— Теперь будем развертывать здесь работы.
После детальных геологических разведок был на мечен к разработке основной рудоносный участок в районе древней добычи киновари, названный глав ным рудным полем. Кроме того, были открыты уча стки на Плавиковой и Медных горах, содержащие ртутную руду. Позднее здесь был создан крупный ртутный рудник, сыгравший большую роль в обеспе чении оборонных нужд страны во время Великой Отечественной войны, когда в Донбассе был времен но потерян Никитовский ртутный рудник, долгие годы бывший единственным.
По дороге от Ферганы к Хайдаркану, на левом берегу реки Шахимардан, было найдено месторож дение сурьмяного блеска — антимонита. Сурьмяный блеск — главная руда, из которой получают легко плавкий металл — сурьму. Сплав сурьмы и свинца называется типографским металлом. Он применяет ся для отливки матриц и шрифтов. Трехсернистая сурьма широко применяется в резиновой промыш ленности. Долгое время сурьму мы вынуждены были покупать за границей.
Участники экспедиции Ферсмана и Федоровского обследовали также месторождение антимонита в Ка- дам-Джае. Далее экспедиция направилась в районы Кара-Мазарских гор. Здесь также было очень много древних горных выработок. По их следам наши гео логи провели затем поисковые работы и обнаружили богатейшие залежи ценных руд.
Древние горные разработки в Средней Азии и на Алтае приурочены, главным образом, к тектониче ским разломам земной коры, по которым поднима-
84
лись миллионы лет тому назад металлоносные раст воры, создавая рудные отложения.
Алмалыкское медное месторождение— одно из самых интересных и перспективных районов КараМазара, которое обследовала экспедиция Ферсмана и Федоровского.
Хорошие транспортные связи, близость Чирчикской электростанции и реки Ангрен, хорошо изучен ная Институтом прикладной минералогии техноло гия, значительное содержание золота в рудах и бли зость Ангренского угольного месторождения давали возможность для развития в Алмалыке крупного предприятия.
Многочисленные древние выработки, обнаружен ные участниками экспедиции, повлекли за собой систематическую организацию геологических разве док. Здесь было открыто большое медное месторож дение и началось строительство горно-металлургиче ского комбината. Сейчас Алмалыкский горно-метал лургический комбинат — один из крупнейших в на шей стране.
В древние времена, как доказано учеными, в Ал малыке, в нескольких километрах от медного место рождения, добывали серебро, свинец и, возможно, даже золото. Богатые медные руды плавились в Алмалыке, а также в десяти километрах к северозападу, у кишлака Куль-Ата, близ реки Ангрен. Следы древней плавки алмалыкских руд и литей ного производства обнаружены также в древнем го роде Тункете, развалины которого были найдены в восьми километрах от Алмалыка.
Ангрен в переводе означает: «река кузнецов», что, безусловно, свидетельствует о процветающей здесь в древности горно-металлургической промыш ленности.
85
— Привлекли наше внимание остатки древнего металлургического завода (производства), который работал, вероятно, много сотен лет тому назад,— вспоминал Николай Михайлович.— Выйдя из авто мобиля и взбираясь по тропе, ведущей в горы, мы осмотрели отвалы древних шлаков до 35 метров диа метром и высотой до 4 метров. На протяжении од ного километра мы встретили вторую такую же кучу шлаков. В обеих кучах по приблизительным подсче там было около 20—30 тысяч тонн шлаков. На шла ках видны примазки медной зелени. Анализы ука зывали на наличие в плавленой руде свинца, цинка и меди. С несомненной очевидностью здесь переплав лялась полиметаллическая руда из ближайшего Ал малыкского месторождения.
Экспедиция два дня исследовала древние рудни ки Кара-Мазара. Из них наиболее интересными бы ли: мышьяковое месторождение Текели, висмутно
медное в Адрасмане, свинцово-цинковые в |
Кан-Сае |
и Южной Дарбазе. |
|
Экспедиция Ферсмана и Федоровского |
посетила |
очень перспективное Адрасманское месторождение висмута. И здесь были древние разработки медно висмутной руды. Геологические запасы висмутного блеска — соединения серы и висмута, как показала геологическая разведка, были очень большими и мощными.
Висмут — металл, применяющийся в различных легких сплавах, но главным образом он используется в медицине. В нашей стране разработок висмута не было, мы вынуждены были закупать этот важный медицинский препарат за границей. После геологи ческих разведок в Адрасмане был создан первый в нашей стране висмутный рудник и обогатительная фабрика. Таким образом, Советский Союз создал
86
собственное висмутное производство и освободился от импорта.
Для того чтобы иметь полное представление о древнем горном промысле, экспедиция посетила и древний рудник Джер-Камар. Позднее в своих вос поминаниях Н. М. Федоровский писал о посеще нии этого рудника: Рудничная территория располо жена на площади в два квадратных километра. На этой площади разбросаны воронки, ямы, остатки ка менных зданий и фундаментов. Эта многочислен ность воронок и ям послужила поводом к названию местности «Джер-Камар», что означает в переводе «земля в ямах».
Древние горные выработки Джер-Камара, об щим числом до ста, разбросаны по всей площади ме сторождения. Местами они пересечены карьерооб разными разработками. Глубина выработок не пре вышала 10—15 метров, древние рудники не шли глубже уровня грунтовых вод. Не имея насосов, древние рудокопы не могли откачивать поступаю щие грунтовые воды и прекращали работу. Уровень грунтовых вод являлся характерным пределом глу бины древних горных выработок как Средней Азии, так и Алтая.
Мы осмотрели уцелевшие старые отвалы пустой породы и в ней удалось кое-кому найти свинцовый блеск, белую свинцовую руду, кварц с медной зе ленью. Разведками были опробованы несколько ста рых забоев с поверхности. В пробах оказалось от 1 до 2 процентов свинца... Можно предполагать, что здесь велись разработки по добыче свинцовой руды
ссодержанием серебра.
Взнойных песках Кара-Кумов серные месторож дения сначала открыла экспедиция Ферсмана, а за тем их посетили Федоровский и Ферсман вместе.
87
Пустыня, занимавшая территорию свыше 300 ты сяч квадратных километров, в то время была еще совсем не исследована — «белое пятно» на геологи ческих и географических картах. Экспедицию пугали набегами басмачей, рассказывали о ядовитых фа лангах, о смертоносном вихре самума, о муках жаж ды. Но все это не испугало участников экспедиции.
Каравану экспедиции пришлось преодолеть нема лые трудности. Днем — нестерпимая жара, а но чью— 7—8 градусов мороза. По сыпучим пескам ка раван проходил за день по 25—30 километров. Люди к вечеру падали от усталости и с жадностью пили на привалах горько-соленую воду из встречающихся колодцев. Десять дней они шли по пустыне, пока не достигли первого серного бугра — Чеммерли. Здесь была обнаружена прекрасная серная руда и отдель ные гнезда самородной серы. Вскоре были найдены и исследованы бугры Дарваза, наиболее богатые се рой. Почти чистая медово-желтая сера привела уче ных в восторг. Каракумская сера оказалась не ле гендой, а реальной действительностью.
Это рискованное многодневное путешествие по пустыне Кара-Кумы оставило большое впечатление у участников экспедиции. Запомнились беседы вече рами у костра. Любопытны были разговоры с про водниками. Иногда проводники-туркмены ошара шивали неожиданными вопросами, на которые не сразу находились, что ответить.
Однажды туркмен Бегенч,— рассказывал участ ник экспедиции Д. И. Щербаков,— спросил:
— Москва — большой город, там много людей, а сколько же там верблюдов?
А. Е. Ферсман улыбнулся, чуть задумался, а за тем быстро перевел мощность автомобилей в лоша диные силы и ответил:
88
— Примерно сто тысяч.
Этот ответ полностью удовлетворил любознатель ность проводников.
После детального геологического обследования в 1925—1927 годах началось строительство первого
в СССР серного завода в центре Каракумской пу стыни.
Результаты экспедиции были блестящими: нача лись работы на Тюя-Муюнском радиевом руднике, были проведены большие геологоразведочные ра боты в Алмалыке, Кан-Сае, Текели, Хайдаркане, Адрасмане, Табошаре, приступили к исследованию серного рудника Шор-Су.
По следам древних горных разработок началось широкое освоение крайне нужных нашей стране по лезных ископаемых Средней Азии.
Н. М. Федоровский многократно утверждал, что необходимо в поисковых разведках полезных иско паемых широко использовать литературные источ ники, начиная от Геродота, Страбона, Плиния, ан тичных, арабских и китайских авторов до книг пу тешественников и первопроходцев XVIII—XIX ве ков, изучать легенды и сказания. Рекомендовал он подробно узнавать у местных старожилов и рудоис кателей, таких, как Андрей Лобачев из Миаса или Сергей Южаков и Данила Зверев в Мурзинке, о ста рых и древних горных разработках. Ведь эти древ ние разработки помогли открыть в двадцатых — три дцатых годах богатейшие рудные месторождения в Средней Азии.
Кроме поездки в Среднюю Азию, Н. М. Федоров ский и А. Е. Ферсман в разное время совершили пу тешествия на Алтай и в Казахстан, туда, где в се редине XVIII столетия Демидовы организовали до бычу полиметаллических руд и построили Барна-
89