Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
65
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
46.08 Кб
Скачать

4

11.ЦЕННОСТЬ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

За европейской цивилизацией изначально закрепилось назва­ние рациональной. Ей присущ дух разумно-рассудочного под­хода к действительности, практическо-прагматического спосо­ба ее освоения. Элементарное представление о ценностях раци­ональности связывает с ними целесообразность, разумность, ясность, отчетливость. Как утверждают словари и энциклопедии, рациональность означает способность мыслить и действовать на основе разумных норм, а в широком смысле это соответствие де­ятельности разумным правилам. Рациональность понимается и как способность рассуждать и делать адекватные умозаключения, и как намерение быть экономным. Рациональность — это спо­соб вписывания человека в мир, который опосредован предварительной работой мысли, идеальным замыслом, связан с логико-понятийными стандартами. Рациональность предстает как наи­более адекватное средство научного поиска, где за шелухой яв­лений, видимости и «кажимости» исследователь пытается рас­познать сущность, основу, причину и закономерность.

Говоря об открытии рациональности, имеют в виду способ­ность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир посредством понятий. В этом смысле откры­тие рациональности приписывают античности. Рациональность выводилась из упорядоченности и закономерности природы и космоса. Она понималась как эйдос и идея, существо всего су­щего, как то, что остается без изменения. Логос (греч. logosмысль, разум) как торжество разума на основе тождества мыш­ления и бытия — суть античной идеи рациональности. Марк Цицерон переводит логос как рацио. Мыслящий разум должен был руководить тем, что мыслилось и делалось, он же задавал нормы, стандарты и правила того, как должно мыслиться и де­латься. Термин «рациональность» в средние века не употреблял­ся, однако проблема рационального переплеталась с религиоз­ной тематикой. Религиозная истина принималась либо безого­ворочно, либо после длительных диспутов. Разум был поставлен на службу обоснования религиозных догматов и доказательств бытия Бога.

Классическое представление о рациональности восходит к эпохе Нового времени и Просвещения. Сквозь призму классической ра­циональности мир представал как законосообразный, структур­но-организованный, упорядоченный. Из тезиса И. Канта о том, что законы чистого разума имеют абсолютную общезначимость, следует, что всякое вообразимое существо, пусть это будет даже ангел, если оно претендует на рациональность, должно подчи­няться одним и тем же законам мышления. С точки зрения клас­сической рациональности, объект дан субъекту в виде завершен­ной, ставшей действительности.

В выражении «Мыслю, следовательно, существую», принад­лежащем яркому представителю рационализма, французскому фи­лософу Р. Декарту (1596—1650), критерием существования и ис­точником истины полагается разум. Отвергнув обычаи, тради­ции, авторитет, необходимо во главу угла поставить знания, проверенные разумом. Этому способствует эффективный метод, использующий четыре правила:

• принимать за истинное только то, что не дает никакого повода к сомнению;

  • разделять сложные проблемы на простые компоненты;

  • располагать простые элементы в строгой последовательности;

  • составлять полные перечни имеющихся элементов. Необходимо отбрасывать все, в чем сомневаешься: чувства,

которые обманывают; образы, которые неустойчивы; понятия, которые бывают ошибочными. Упомянутое выражение Декарта подчеркивает безусловное превосходство умопостигаемого над те­лесным.

Суть рационализма немецкого философа, математика, физи­ка и изобретателя Г. Лейбница (1646-1716) состояла в призна­нии решающей роли способностей человеческого ума в процес­се достижения истины. Значение опыта не отвергалось, однако ему отводилась второстепенная роль: опыт лишь подтверждает истины, открывшиеся уму, он может служить основанием для многообразных открытий. Вместе с тем достижения самих ис­тин всеобщего и необходимого характера является заслугой ра­зума; опыт этого обеспечить не может.

Опровергая принцип «нет ничего в разуме, что прежде не было бы в чувствах», и соответствующее ему истолкование человеческой души как некоей изначальной чистой доски (Tabula rasa), на ко­торой опыт пишет свои письмена, Лейбниц остроумно замечал: «Нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах... кроме самого разума, который невыводим ни из каких чувств». Вмес­то понимания души как чистой доски Лейбниц ввел представ­ление о ней, как о глыбе мрамора, прожилки которой намечают формы будущей статуи.

В современном мощном здании науки опыт отвечает за фактуальность и достоверность исходного базиса науки. Логика и ра­циональность обеспечивает систематизацию, связность и обосно­ванность результатов научной деятельности. Рациональность вы­ступает не только как характеристика научного знания, но и как способ поведения людей. Критический рационализм провозгла­шает принцип бескомпромиссной критики, принципиальной ги­потетичности знания, ибо претензия на обладание абсолютной истиной не рациональна. Критика направлена на обновление сло­жившейся совокупности уже привычных норм научного исследо­вания в ситуации их встречи с контрпримерами и аномалиями.

Современные методологи, фиксируя различные типы рацио­нальности, приняли ее многозначность. Ценности научной ра­циональности могут быть сведены к:

• сферам природной упорядоченности и закономерности, от­- раженной в разуме;

  • способам понятийного и концептуально-дискурсивного по-­ нимания мира;

  • совокупности норм и методов научного исследования и дея­- тельности.

Рациональность также понимается как присущая субъекту способность организации деятельности. По М. Веберу, рацио­нальность — это точный расчет адекватных средств для данной цели, по Л. Витгенштейну — наилучшая адаптированность к об­стоятельствам, по Ст. Тулмину — логическая обоснованность пра­вил деятельности. Рациональным называют всякое объяснение, которое стремится установить связь между убеждениями, моти­вами и поступками человека.

Рациональной предстает такая активность и деятельность ин­дивида, которая осознается как необходимая и нужная для жиз­ни. Вместе с тем рационализм обвиняют в бессилии, имея в виду воцарение в современном обществе абсурда, инстинктов, наси­лия и агрессии, создание новых, противных разуму видов ору­жия. Жажда власти и жажда потребления оказывается сильнее разума.

На вопрос, чем ограничена рациональность, философы от­вечают, что рациональность ограничена «непрозрачностью бы­тия», не дающего возможности реализовать идеальные планы деятельности, вырабатываемые рациональным сознанием. Это можно считать онтологическим ограничением рациональности. Рациональность ограничена также и реальной конечностью кон­кретно-исторического субъекта познания, т.е. теми формами по­знавательной деятельности, которые сложились и имеются в его распоряжении. Это гносеологическое ограничение рациональ­ности.

Рациональность ограничена наличием в человеческой при­роде таких стихий, как чувства, эмоции, духовность (антропо­логическое ограничение рациональности), а также присутстви­ем в человеке фактора телесных и физиологических потребно­стей — биологическое ограничение рациональности. Не нужно забывать и о том, что рациональность может быть ограничена агрессивностью самоутверждения — экзистенциальное ограни­чение рациональности.

Современное «зрелое» рациональное сознание должно вклю­чать в себя моменты метарационалъности, фиксирующей пре­делы рационализации как самого сознания, так и действитель­ности с указанием на значимость интуиции, инстинкта, веры, чувств, природных задатков.

Соседние файлы в папке Аспиранты вопросы 1-40