
- •Подготовка к переговорам — залог успеха
- •На западе считается абсолютно нормальным, когда какие-то ключевые решения принимает генеральный директор компании или даже председатель совета директоров, а не менеджеры, которые ведут переговоры
- •Переговоры с крупными компаниями
- •Межкультурные коммуникации Восток — Запад
- •Эмоции в переговорах
- •Не нужно выводить на чистую воду партнера, который врет. В этом я не вижу никакого смысла. Воспитание - это вообще-то задача родителей
- •Итальянским партнерам, с кем пришлось общаться, как правило, импонирует, что молодой человек в бизнесе с самого раннего возраста. Это дает большой плюс в переговорах
Эмоции в переговорах
Эмоции уместны, когда переговоры идут с людьми, которые вас уже хорошо знают. А если для вас это первая встреча, то излишняя эмоциональность может, конечно, привлечь к вам внимание, создать вам репутацию человека яркого, неординарного, но может и серьезно навредить. Особенно если вы имеете дело с финансовыми учреждениями — банками, биржами, страховыми компаниями.
В то же время с эмоциональными людьми разговаривать легче: ты хотя бы понимаешь, как человек настроен — позитивно или нет, соглашается он или нет. В общении с теми же китайскими бизнесменами эмоции отсутствуют напрочь. Там, где итальянцы могут раскричаться и хлопнуть дверью, немцы открыто выскажут свое недовольство, китайцы будут неизменно улыбаться и кивать головой: «Все хорошо!» А в итоге, оказывается, мы так ни о чем и не договорились...
Обман
ИЮНЬ 2010
Обман — это потеря доверия. Поэтому врать на переговорах не стоит, как, впрочем, и в жизни тоже. Ведь в любом случае ложь различима, рано или поздно она проявится, выйдет на свет. И тогда ваше доброе имя, ваша репутация будут серьезно подпорчены. Вы сами себе создадите достаточно ощутимые проблемы. Все строится на взаимном уважении. И если в процессе переговоров вы позволяете себе подтасовывать факты, предоставлять недостоверную информацию, то о каком уважении может идти речь?
Не нужно выводить на чистую воду партнера, который врет. В этом я не вижу никакого смысла. Воспитание — это вообще-то задача родителей. Бизнес таких задач перед собой не ставит. Просто нужно сделать соответствующие выводы и с таким человеком больше не встречаться.
«Может быть»
«Может быть», «нам надо подумать», «мы сейчас не готовы к разговору» и прочие аналогичные словесные конструкции означают «нет» в более мягкой форме. И вот тут уже различия культур — азиатской, европейской — никак себя не проявляют.
Настаивать на своем и что-то требовать смысла не имеет. Лучше уж просто понять, почему не получается договориться? Возможно, условия, которые вы предлагаете этой компании, в принципе неприемлемы. Или есть еще какие-то другие причины. Подобную ситуацию разумнее всего рассматривать на конкретных примерах.
Из личного опыта первых переговоров...
Свои первые переговоры я провел в 18 лет, когда уже работал оптовым менеджером в компании отца и отвечал за Томск и Томскую область.
НЕ СОВЕТУЮ В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ ПОПРОБОВАТЬ ЧТО-ТО «ПРОДАВИТЬ» НИЖЕ СЕБЕСТОИМОСТИ, НИЖЕ КАКОГО-ТО РАЗУМНОГО ПРЕДЕЛА
Спланировал командировку, позвонил клиенту, разослал по факсу предложения. Работать предстояло с очень крупной компанией. У них своя розница, большая сеть магазинов. Предварительно по телефону я обсудил детали предстоящей встречи с тамошним коммерческим директором. Потом еще несколько раз с ним созванивался, отправил ему информацию о нашей компании, прайс-листы, каталоги.
На расстоянии наше общение вроде бы протекало нормально. Но вот я приехал, просидел, прождал полчаса, когда придет мой визави. Они пришли вдвоем — коммерческий директор и начальник отдела снабжения. Обоим примерно лет по 30-35.
Возраст для многих — это барьер. Молодой парень, о чем с ним можно говорить?! Но я сразу перешел к делу: показал каталоги, образцы обуви. Мне на руку сыграло то, что я два года стажировался на фабрике и неплохо знал специфику продукта. Все операции обувного производства (кроме швейных) умею делать сам. Это дало мне известное преимущество. У меня в загашнике имелось то, чего не было у этих людей. Они считались профессионалами в продажах, но многих технических нюансов не знали. И когда начали обсуждать тему, я многое поведал о производстве, технологии, материалах. Получалось, что, несмотря на столь юный возраст, о товаре я знаю уже немало.
Меня засыпали вопросами и на все вопросы получили вполне вразумительные ответы, так что отношение ко мне сразу изменилось. Я убедил этих людей, что могу общаться абсолютно на равных с такими, как они, специалистами. С тех пор у нас с этой компанией пошла хорошая работа. И даже дружба завязалась. Самое главное на таких встречах — это профессионализм, а первое впечатление может быть какое угодно.
Другой пример. В 1998-1999 годах мы расширяли производство. Большую часть оборудования покупали в Италии и Германии, а поскольку я в совершенстве владел английским, то и весь переговорный процесс был на мне. В нашей команде не было человека, кто и английский бы хорошо знал, и еще о технической стороне дела что-то мог рассказать.
Запомнился один курьезный случай на выставке промышленного оборудования 2000 года в Болонье. Мне тогда уже исполнилось 20 лет.