
- •Уп. Как Вы думаете, слишком рисковые лидеры могут нанести ущерб компании? Какой профиль лидера важен сегодня для Вас? в России привычна модель авторитарного лидерства. А что ближе Вам?
- •Уп. Способность предвидеть и реализовать новые возможности — как эти качества увидеть и развить в будущем топ-менеджере?
- •Уп. Что есть переговоры в Вашем понимании — процесс, противостояние, битва, просто работа?
- •.Александр павлов, директор северо-западного филиала х5 retail group
- •Уп. Что работает лучше, на Ваш взгляд: премии и льготы при низкой зарплате или оплата за навыки, качество и объем?
Управление персоналом. 2010. № 3. С. 7-14.
ВЫЯВИТЬ ЛИДЕРА И СФОРМИРОВАТЬ СИЛЬНУЮ
КОМАНДУ...
Управление Персоналом побеседовало с Александром Георгиевичем Павловым, директором Северо-Западного филиала Х5 RETAIL GROUP..
.Уп. Сегодня причина увольнения около 50 % сотрудников в США — отсутствие лидерских качеств, тогда как еще 10 лет назад сокращали за плохие финансовые показатели. По Вашему мнению, топ- менеджеры «измельчали» или что?
-
При невыполнении планов, будь они финансовые или какие- либо еще, — всегда нужно проводить серьезный анализ причин. Это актуально всегда. И сейчас, и через 10 лет, если выясняется, что невыполнение обусловлено каким-то действием или бездействием менеджера, то с ним нужно расставаться.
Если же говорить о лидерах, то, возможно, сейчас их действительно стало меньше.
Почему? Я думаю, в этом виновато огромное количество руководителей, получивших свое положение не благодаря присущим им качествам, а благодаря родственным связям, протекционизму и т. д.
А чаще всего такой путь ведет к деградации.
Уп. Может быть, изменились задачи, стоящие перед руководителями?
-
Этап взрывного роста почти всех направлений в бизнесе, когда руководителем ежедневно принимались решения, цена которых — дальнейшее существование компании, в России уже подошел к концу, а уж что говорить о США.
Работа стала плановой, а значит, и цели и задачи изменились. Все-таки менеджер прорыва, менеджер, готовый лично решать проблемы и принимать на себя ответственность; и управленец, который может в рабочем порядке планово достигать целей, — это, как принято в шутку говорить, две большие разницы.
уп . Как Вы улавливаете среди кандидатов наличие лидерских талантов?
— Как правило, кандидаты, с которыми я беседую, имеют определенную историю в бизнесе, поэтому о них есть открытая информация. Резюме также имеет значение. То, как кандидат пишет о своих достоинствах и заслугах, также является информацией для анализа.
Ну и в личной беседе, слушая, как кандидат рассказывает о себе, отвечает на вопросы или предлагает решения тестовых задач, можно предположить, кем он может стать в компании: одним из, возможно, высокопоставленных исполнителей или менеджером, умеющим вызвать доверие, менеджером, умеющим вдохновлять и вести за собой, т. е. настоящим Лидером.
Уп. Как Вы думаете, слишком рисковые лидеры могут нанести ущерб компании? Какой профиль лидера важен сегодня для Вас? в России привычна модель авторитарного лидерства. А что ближе Вам?
— В вопросе уже содержится ответ. «Слишком» — это излишне. Слишком рисковые лидеры обязательно нанесут ущерб компании.
УМЕНИЕ ПРЕДВИДЕТЬ - ВЕЛИКОЛЕПНОЕ КАЧЕСТВО, ПРИСУЩЕЕ ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ НЕМНОГИМ
У лидера должен быть драйв, но должно быть и чувство меры. Рисковать можно только в разрешенных пределах. У каждого уровня менеджера свой уровень ответственности, свой уровень принятия решений и распоряжения «рисковым бюджетом».
Бизнес, в котором я работаю, основан на постоянном общении с людьми — с сотрудниками офиса, персоналом магазинов, покупателями. Считаю, что здесь предпочтительнее демократический тип лидера.
Уп. Умение создать команду и работать с ней — это утверждение, воспитание, или можно этому научить?
— Если человек — ярко выраженный индивидуалист, то, считаю, не нужно пытаться его воспитывать и переделывать. Есть задачи, которые можно поручать именно такому типу людей. Но такой менеджер, как правило, не является лидером в коллективе. Индивидуалист — это, по сути, скорее собственник, чем менеджер.
Можно ли научить создавать команду? Можно.
Можно ли научить работать в команде? Сложно, но можно. И только в том случае, если сотрудник — не тот самый ярко выраженный индивидуалист, о котором мы говорили.
Уп На Ваш взгляд, солидер- ство возможно сегодня? И как оно влияет на развитие компании?
— Солидерство — понятие очень непростое.
В семье часто — это один из самых эффективных способов управления.
Если солидерами являются владельцы бизнеса, с четким разграничением полномочий, со своей структурой подчиненности, то такая модель может функционировать. Так что в бизнесе соли- дерство, конечно же, тоже возможно, но, по моему мнению, все же лидер должен быть один.
В моем понимании солидерство — это структура управления, когда для моих подчиненных — руководителей подразделений — лидером являюсь я, а каждый из них — является признанным лидером возглавляемого им коллектива.
Уп. Способность предвидеть и реализовать новые возможности — как эти качества увидеть и развить в будущем топ-менеджере?
— Умение предвидеть — великолепное качество, присущее очень и очень немногим.
ТАК ЧТО ВСЕ ТИПЫ УПРАВЛЕНЦЕВ ВОСТРЕБОВАНЫ В КРУПНОЙ КОМПАНИИ
Прекрасно, если в компании работают менеджеры, которые, зная и понимая ситуацию «изнутри», находят новые возможности в, казалось, отработанной, текущей ситуации. Значит, выполняя тактические задачи, тем не менее умеют мыслить стратегически, анализировать ситуацию «сверху».
Увидеть такие качества можно, только постоянно общаясь со своими сотрудниками, вникая в то, как тот или иной менеджер решает задачи, стоящие перед ним или его подразделением.
Конечно, есть тесты, которые с высокой долей вероятности определяют возможности тестируемых. Такой способ мы также используем в своей работе.
Способность реализовывать принятые решения ежедневно, вдумчиво, педантично и целеустремленно — тоже очень важное качество менеджера.
Так что все типы управленцев востребованны в крупной компании.
Уп. Технологическая компетентность [антипример — Саяно-Шушенская ГЭС), насколько она важна и как развивать ее в топ- менеджере?
-
Если говорить о технологической компетентности, то, собственно, это профессионализм. В любом технологическом процессе существуют процессы, которые менеджеры должны знать и которые должны неукоснительно выполняться. Есть проектное решение, есть сертифицированные материалы и инструменты, есть контроль над выполнением каждой из операций, и экономить на этом нельзя.
Поэтому менеджеров необходимо обучать и давать им возможность перенимать лучший опыт.
Уп. Лидер будущего в бизнесе, каким он будет через 20 лет, на Ваш взгляд?
-
Лидер всегда и в любой ситуации будет лидером. Тип менеджера и 10 лет назад, и через 10 лет в принципе одинаков. Это компетентный и дальновидный менеджер, за которым окружающие готовы идти для достижения целей.
Военные действия... переговоры
Уп. Расскажите, пожалуйста, о двух наиболее интересных переговорах в Вашей карьере, когда в первом случае Вы победили (выиграли), в другом — неудачно. Проанализируйте, пожалуйста, почему так получилось.
-
Успешные переговоры, как и все хорошее, имеют свойство забываться и переходят в разряд обычной работы. И поэтому интереснее вспомнить самые неудачные переговоры. Это произошло во время обучения на тренинге по переговорам примерно лет 10 назад. Тренер поставил индивидуальные цели перед каждой из групп. Переговорщиком в нашей группе выбрали меня. В процессе переговоров, выслушав все требования оппонентов, я сделал вывод о том, что в целом наши интересы совпадают. Соответственно, я сделал предложение, которое, с моей точки зрения, удовлетворяло и их и нас. Ответом было жесткое «нет». Еще минут 10 ушло на уточнение позиций, и я еще больше укрепился в том, что мое предложение верно. Но я снова получил «нет» и вошел в ступор... Я не мог найти дополнительных аргументов — они кончились. Из ступора меня вывел член нашей команды, который примерно уже по пятому кругу начал задавать все те же вопросы и обсуждать эту же ситуацию. Но время переговоров вышло. И тренер уже при всех озвучил цели, которые стояли перед двумя группами. И выяснилось, что мое предложение полностью соответствовало целям оппонентов. На мой вопрос «Почему же вы не согласились» я получил ответ: «Вы предложили то, что нам нужно, и это вызвало отрицательную реакцию. Раз ваше предложение совпадает с нашими целями, значит, где-то подвох». Тренер бился в конвульсиях от смеха.
Я рад, что попал в такую ситуацию на тренировке, хотя она была посвящена отработке совсем других навыков. Тогда я понял, что порой для достижения цели при всей прозрачности ситуации переговоры все равно должны быть тяжелыми и истина должна родиться в муках. И второй вывод: бывает, что контрагенту не столько важно решить вопрос, сколько важно не чувствовать себя побежденным.
Уп. Как обычно Вы готовите переговоры? Как Вы предварительно изучаете партнера по переговорам?
— Считаю главным — выяснить, имеет ли право партнер принимать решения. Только в этом случае имеет смысл встречаться. Как я узнаю об этом? Те встречи, которые происходят у меня, обычно с первыми лицами либо владельцами компаний, а эти люди, как правило, публичные, и о них можно собрать много информации в открытых источниках. Достаточно прочитать несколько их комментариев в СМИ по различным событиям, в Интернете.
Необходимо составить мнение о человеке, чтобы потом с ним было проще общаться. Основная подготовка состоит именно в этом.
А дальше — согласовываем дату, время и место встречи.
Уп. Как Вы выясняете, кто принимает решения в его компании?
— Если я об этом не смогу узнать из открытых источников или из опыта переговоров моих коллег, значит, это выяснится в процессе знакомства с партнером или уже во время переговоров.
Если мой оппонент не может принимать окончательные решения, то это будут уже не переговоры, а в лучшем случае уточнение позиций.
Уп. Как Вы думаете, следует ли партнеру по переговорам предоставить возможность лгать? Было ли такое в Вашей практике?
— Не люблю слово «ложь» как таковое. Считаю, что в переговорах в открытом виде ее и не бывает. Может быть лукавство, умышленная подтасовка фактов, сокрытие информации. Но ложь в неприкрытом виде — это вряд ли.
Если же партнер попал в ловушку, то можно помочь ему из нее выбраться. Чтобы продолжить диалог, порой можно не показывать вида, что понимаешь, что оппонент неискренен. Всегда эффективней не ловить контрагента, а, принимая во внимание услышанное, договариваться и находить разумное компромиссное решение.