Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

рецензии / Зимин_Аннотация

.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
39.42 Кб
Скачать

Зимин Д. 3к. 7 гр.

Линор  Горалик.  Устное народное творчество обитателей сектора М1. (составлено Сергеем Петровским с предисловием и послесловием составителя). М., «Арго-Риск», «Книжное обозрение», 2011, 96 стр.

АННОТАЦИЯ

Это небольшое произведение Линор Горалик, начинавшей как автор-блоггер , с одной стороны, крайне показательно для современной литературы, с другой, крайне самобытно и ни на что не похоже.

В рамке этого произведения повествователь-собиратель рассказывает о том, что такое ад, в котором он оказался, и почему он начал коллекционировать адский фольклор: сказки, песни, приметы, поговорки, игры — которые и составляют книгу.

Созданный в произведении мир рисуется не подробно, в общих чертах, но ярко запечатлевается в сознании читателя. На это работает и поэтика «недоговоренности», многое остается принципиально непонятно читателю, и, конечно же, особый язык. В «фольклорных текстах» обнаруживаются стилистические приметы романтической баллады и «сказок» Замятина, «блатной» поэзии и русской классической, «тексты» пестрят жанровым разнообразием. Но произведение не распадается на «тексты», его цельность обеспечивает не только рамка, но и особенная интонация Горалик, особенная тоска, которая выливается то в детскую задумчивость, то в онтологический трагизм.

Горалик мастерски работает над словом и мастерски обнажает трагедию нашей повседневности.

ОТРЫВОК

Игры и забавы

1. «Страшный Суд»  Дети выбирают жеребьевкой Смерть и Новенького. Все остальные делятся на две группы — Бесы и Ангелы. Новенькому завязывают глаза и кружат его на месте, чтобы он не знал, где «бесы», а где «ангелы»,- справа или слева от него.  Бесы и ангелы: Смерть-кума, // Кого привела? Смерть: <называет имя новенького> Бесы и ангелы: Смерть-кума, // Откуда взяла? Смерть: <обычно называет место, где «новенький» умер; в некоторых отсеках сегмента М1 принято называть место, где «новенький» родился> Бесы и ангелы: Смерть-кума, // Как увела? Смерть: <называет причину смерти «новенького»> Бесы и ангелы (обращаясь к новенькому): Согрешил — покайся, // Ври — не завирайся, // А кто завирается - // Будет долго каяться! Новенький: <называет причину, по которой был отправлен в ад, - истинную или ложную, на свое усмотрение>.  Далее «ангелы» и «бесы» по очереди выкрикивают вопросы, уточняя подробности греха «новенького». Начинают обычно «ангелы». Цель обеих команд — заставить «новенького» сбиться и признать, что он соврал и «не покаялся» в истинном поступке, приведшем его в ад. Если решающий вопрос задают «ангелы», то новенький попадает «в рай», примыкает к «ангелам» и «вытаскивает» из ада одного беса (который тоже становится «ангелом»). Если решающий вопрос задают «бесы», то новенький попадает «в ад», примыкает к «бесам» и «утаскивает» из рая в ад одного «ангела» (который тоже становится «бесом»). «Смерть» следит за тем, чтобы игра шла по правилам. Если новенький ответил на десять вопросов связно, то считается, что он «покаялся»: тогда он имеет право выйти из игры и больше не тянуть жребий. Игра всегда заканчивается тем, что все участники оказываются «в аду».  В этот момент правила игры меняются. 

КРИТИКА

Мартын Ганин. Внутри пространства ада // «Новый Мир» 2012, №3

«Линор Горалик — один из самых сложных для прочтения современных авторов. Именно потому, что тексты эти кажутся простыми. Даже не то что кажутся, а притворяются простыми — но и это тоже не совсем так. Они претворяются простыми в процессе чтения, таковыми вовсе не являясь. Это путаная история, которая заставляет одних презрительно воротить нос от изложенных прозой «городских романсов», а других — недоумевать: что это? Беллетристика? «Проза для девочек»? «Сошедшая с ума сказка»? Разумеется, ни то, ни другое, ни третье. Кроме всего прочего, ценность этих текстов как раз в том, что они не находят себе клетки в существующей таксономии: это не стихи, не проза, не сказки, не повесть, не сборник рассказов, ни то, ни это — неведомая зверушка».

Валерия Пустовая. Антология скриншотов. // «Октябрь» 2011, №12

«Поклонники в ЖЖ считают книжку «Устного народного творчества…» смешной, но это юмор того же рода, какой можно найти в книге «Валерий»: смех, абсурд, диво, которые, если верить произведениям Горалик, пронизывают наш мир. Клайв Льюис в знаменитых «Письмах Баламута» (наставлениях беса молодому племяннику, как уловить душу невинного юноши) высмеивал угрюмую серьезность ада, Горалик – серьезность наших представлений о нем. Книжка у нее получилась не столько человечная, сколько филологическая: смех вызывают остроумные перепевы канонических жанров и представлений, но сам ад остается классическим адом без улыбки, выражающим муку и безнадежность даже в играх и любовной переписке».

ОБ АВТОРЕ

Писатель, поэт, журналист Линор Горалик, родилась в Днепропетровске, с 1989 года жила в Израиле. По образованию — программист, 10 лет проработала в области высоких технологий. С 2000 года живет и работает в Москве. Постоянный автор газеты "Ведомости", журналов "Сноб", "Новое литературное обозрение", "Теория моды". Автор нескольких книг прозы и стихов, детских книг, монографий,, переводов, публицистики, ряда индивидуальных выставок и художественных проектов. Интересуется в основном людьми, животными и текстами, которые произносят те и другие.

(http://www.snob.ru/profile/5512)

САЙТ АВТОРА

http://linorg.ru/