
рецензии / аннотация.Пономаренко
.docxИван Вырыпаев
Российский режиссёр, сценарист, драматург, актёр. Один из самых ярких представителей «Новой драмы» в современном российском театре, обладатель «Золотой маски» и приза Венецианского кинофестиваля. С апреля 2013г. – художественный руководитель театра «Практика».
Кислород
http://www.bookmate.com/books/eOAcvZCA
Аннотация
Это произведение не дает ответов. Только вопросы. Оно закидывает тебя ими с ног до головы. И вот - ты теряешься в догадках, мыслях, рассуждениях.
Что такое «кислород»? Если это свобода, то почему свобода вопреки? Неужели твоя свобода непременно должна нарушать чужую? И что тогда хуже: «кислородное отравление» или «кислородное голодание?» Вопросов очень много. И каждому стоит решить самому считать их риторическими или попытаться найти ответ.
Цитата
Композиция 2. Саша любит Сашу
1 куплет:
ОН: Вы слышали, что сказано: не прелюбодействуй? И что: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Представьте, какое огромное сердце должно быть у мужчины, чтобы в нем могли поместиться все женщины, на которых, он смотрит с вожделением? Это, даже, не сердце, а большая двухспальная кровать, простыни, которой, залиты семяизвержениями. И вот, мой знакомый Санек из маленького провинциального городка, возжелал в сердце своем, девушку Сашу из большого города, увидев ее на парапете памятника одному писателю, в то время, как она с друзьями курила траву.
Припев:
И вот, если сказано: не смотри с вожделением, то это означает, не возжелай в сердце своем. А тот, кто смотрит на женщину с похотью, у того сердце, закрыто на амбарный замок. И тот, кто смотрит на женщину с похотью, тот не ее желает наполнить, а лишь, себя желает опустошить.
2 куплет:
А когда, мой приятель, тот самый Санек, с кислородными танцорами в груди, увидел Сашу с рыжими волосами, то так сильно возжелал ее в сердце своем, что его сердце стало подобно, пресловутой, белой кровати, с той лишь, разницей, что простыни на ней, были абсолютно белого цвета. И когда, он увидел Сашу ходившую по парапету босяком, то с ним случилось кислородное отравление, потому что, кислородное отравление, случается с теми, у кого было кислородное голодание.
<…>
Финал:
Поэтому, если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, тоже именно поэтому. Поэтому, именно поэтому, Санек из маленького провинциального городка, поняв, что больше не смотрит на жену свою с вожделением, а только с похотью, схватил лопату, и сперва, ударил ее по груди, прекратив танцы ее легких, потом краем лопаты рассек ей глаз, а после отрубил ей руку, ибо, пусть лучше пострадают члены, чем все ее, впрочем, не очень то уж, красивое тело, ввержено будет в геенну огненную.
Об этом произведении можно прочитать:
-
Липовецкий, М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» / Марк Липовецкий, Биргит Боймерс. – М.: Новое литературное обозрение, 2012.
-
Зайонц М. Барышня и маньяк // Итоги. 2006. №48 (http://www.itogi.ru/archive/2006/48/31724.html)
-
Ковальская Е. Кислород // Афиша. 2002. 1 октября. (http://www.afisha.ru/performance/65813/reviews/afisha/)
-
Заславский Г. На гребне моды //Персональный сайт Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru/rez/kislorod.htm).
-
Кутловская Е. Иван Вырыпаев: «Я – консерватор» // Искусство кино. 2004. №2 (http://kinoart.ru/archive/2004/02/n2-article17)
Критики:
Марк Липовецкий: « <…> «кислород» синонимичен инстинкту свободы – свободы от заповедей, свободы от односторонних правд, от «великодержавного пафоса» и риторических заклинаний, свободы алогизма, а главное – свободы любить и ненавидеть безоглядно, повинуясь «нутряному», «животному» драйву. Здесь, видимо, кроется и объяснение избранной Вырыпаевым формы: ведь именно реп в современной культуре (причем в русской даже в большей степени, чем в западной) соответствует не скованному ничем, кроме ритма, свободному самовыражению».
Липовецкий, М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» / Марк Липовецкий, Биргит Боймерс. – М.: Новое литературное обозрение, 2012.
Наталья Сиривли: «Тексты Вырыпаева — отчаянная попытка богоискательства в эпоху, когда все слова превратились в тлен: на всякую заповедь найдется другая заповедь, на всякую правду — другая правда. И он пытается отыскать ответ на главный вопрос как бы “на уровне живота”, избегая готовых формул, сюжетов и смыслов. Он сочиняет своих полувменяемых, косноязычных героев, охваченных страстью, страхом удушья и жаждой кислородной эйфории, чтобы понять: “А есть ли что-то еще?” Есть ли что-то внутри человека, помимо чужих слов, которые можно стереть, и лихорадочного поглощения из внешней среды кислорода?»
Сиривли Н. О любви // Новый мир. 2006. №11
Пономаренко Ирина