
рецензии / Рецензия. Сорокина Ю
..docРецензия на произведение
Яны Вагнер «Вонгозеро»
Яна
Вагнер – молодая московская писательница,
автор книги «Вонгозеро», которая вошла
в лонг-лист литературной премии «НОС».
Родилась в Москве в 1973 году, много
путешествовала по Африке, Европе и
Латинской Америке. Вагнер – не псевдоним,
а девичья фамилия матери, которая
приехала в СССР из Чехословакии учить
русский язык. Яна закончила РГГУ,
некоторое время работала переводчиком
с английского, диктором на радио, а
потом более десяти лет занималась
транспортной логистикой в небольшой,
почти семейной компании, которая
разорилась во время кризиса 2008 года.
Но, как известно, когда закрывается
одна дверь, обязательно открывается
другая. Получив в свое распоряжение
большое количество свободного времени,
Яна Вагнер начала писать. Сейчас она
живет в недавно отстроенном доме под
Звенигородом вместе с мужем, сыном и
двумя собаками породы «боксер».
Яна Вагнер. Вонгозеро. – М., Эксмо, 2011.
Я хотела представить себе
конец света на собственной шкуре
Яна Вагнер
Яна Вагнер – дебютант в литературе. Ее первый роман "Вонгозеро" получился из серии постов в Живом Журнале: она просто рассказывала историю своим многочисленным читателям... Что из этого вышло – судите сами, а я напишу о том, что увидела я.
… Люди, люди, думала я, с тоской оглядывая дорогу, как же вас везде много, как кучно, как тесно вы живете, и никуда не убежать от вас, как бы далеко ты ни уехал. Интересно, есть ли в нашей средней полосе хоть одно место, где вас нет — нет совсем, чтобы можно было просто бросить машину на обочине и уйти в лес, и остаться там, не боясь, что кто-то увидит твои следы или дым твоего костра — и последует за тобой. Кто придумал это правило — жить окном — в окно, дверью — в дверь, кто решил, что так безопаснее — как будто люди, такие же, как ты, живущие рядом, не превращаются в злейших твоих врагов, если у тебя есть что-то, что им действительно очень нужно. Мы в дороге всего несколько часов, а меня уже мутит от мысли, что придется проезжать насквозь еще одну деревню, еще один переезд, когда не хочется даже смотреть по сторонам — и не можешь не смотреть …
Тема, сюжет
Подумать только, раньше
я любила такие фильмы
Анна
(героиня «Вонгозера»)
«Вонгозеро» — наполовину роман-дорога, наполовину роман-катастрофа. Сюжет непритязательный, но многообещающий.
Итак. Москва, как и все крупные (и не очень) города мира, страдает от вируса (очевидно, какой-то мутировавший грипп), начинается пандемия. Власти пытаются решить проблему, закрыв города, но ситуация выходит из-под контроля и осложняется отсутствием вакцины. Главная героиня, Анна, и ее семья живут в подмосковном коттеджном поселке, и в принципе задумываются над происходящем только в том плане, что в закрытом городе остались родственники и их бы надо оттуда «вытащить». Однако в один из вечеров на пороге их дома появляется свекор со словами: «Я приехал вам сказать, дети, что вы идиоты… Я очень надеялся, что вас здесь уже не найду – я думал, вам хватило ума понять, что происходит, и вы уже давно заколотили свой кукольный домик и сбежали отсюда… Но, учитывая ваш всем известный бездумный идиотизм…». Выход один – убежать от пандемии в попытке не заразиться и одновременно спастись от тех «лихих людей», которые неизбежно воспользуются сложившейся ситуацией в корыстных целях. Местом будущей дислокации выбран маленький охотничий домик на островке посреди Вонгозера, затерянного в Карелии. И дорога-то предстоит не такая длинная по современным меркам – но мир уже неузнаваемо изменился и теперь дорога наполнена неизмеримым множеством опасностей.
Ситуация осложняется еще и тем, что группа спасающихся – это люди практически ничем не объединенные, подобной компании они старательно избегали бы в обычное время: героиня Анна, ее муж Сергей, 16-тилетний сын героини от первого брака Мишка, свекор «папа Боря», первая жена Ирина с двухгодовалым Антошкой (родным ребенком мужа героини), соседская семья Леонид и Марина с малышкой-дочкой Дашей, а также еще одна знакомая семейная пара, Андрей и Наталья. Взаимоотношения в этой сложной ситуации обостряются с каждой минутой, проведенной вместе – а ведь постоянно еще маячит перспектива совместного проживания непонятной длительности в лесной глуши.
О чем этот роман-триллер, роман социальной фантастики? Здесь будет место всему – любовь и ненависть, потеря и обретение, угасание и возрождение, движение и статика, отчаяние и стремление… Здесь будет все: от мелкого быта и борьбы за банку консервов, до изображения глубоких нравственных, универсальных, общефилософских проблем.
Тип героя
О типе героя судить – судить о себе. Человек может увидеть в другом только то, что присутствует в нем самом… Предлагаю для ознакомления два противоположных понимания героев романа-триллера Яны Вагнер.
В аннотации к «Вонгозеру» кто-то написал:
Яна Вагнер пишет об обычных людях — молодой семье, наших современниках, застигнутых эпидемией врасплох. Не обладая никакими сверхспособностями, они вынуждены бороться за жизнь в наступившем хаосе. И каждую минуту делать выбор в пользу человечности, — чтобы не оскотиниться перед лицом общей беды.
А кто-то другой в ответ на эту аннотацию написал следующее:
Ума не приложу, кто мог это написать. Либо автор аннотации не читал эту книгу, либо он сам принадлежит к таким людям. А я вот никак не пойму, как такое может быть, почему люди, оказавшиеся на грани смерти, вместо того, чтобы стоять друг за друга, пытаются как-нибудь оттеснить своих же товарищей от общих запасов, урвать себе хоть чуть-чуть, да побольше. Они не доходят до насилия, но в случае опасности им приходит в голову только одно, уехать подальше, чтобы спастись самим, и плевать, что будет с остальными. Когда один из них ранен или болен, остальные только переживают только из-за того, что теряют время и с нетерпением ждут, когда же он, наконец, перестанет их сдерживать, либо умрет, либо выздоровеет, лишь бы побыстрее. Когда одна из их машин попадает в бандитскую засаду, главная героиня, не задумываясь, бросает друзей и уезжает. И ведь нельзя сказать, что автор даже не замечает этой особенности. Нет, она тщательно разбирает действия своих героев и заключает, что все правильно, что нужно спасать свою шкуру, что нельзя быть добреньким, потому что это опасно. Она даже вводит в сюжет нескольких нормальных, обычных людей, но только для того, чтобы они быстро стали жертвами — их либо убивают, либо они сами умирают, неспособные защититься от болезни, либо их обворовывают сами герои книги. Эти нормальные люди, кстати, хуже всего получились у Вагнер, какие-то они полупрозрачные, в отличие от живых, весомых и зримых хамов.
Поэтика заглавия
— Там есть печка, Аня. И лес вокруг. И целое озеро чистой воды. И еще там рыба, птица, грибы и брусники полный лес. И знаешь еще, что самое важное?
— Знаю, да, — сказала я вяло. — Там совершенно — никто — не живет.
Подойдя к самому краю мостков, я долго пыталась разглядеть противоположный берег озера, тонкую темную полоску вдоль горизонта, но не увидела ничего, кроме плотной, мерзлой, бесконечной черноты
Для
меня книга «Вонгозеро» началась не с
названия. А с обложки. Обложка – это
тоже заглавие. Вспомним, «как ты лодку
назовешь, так она и поплывет». Обложка
– это и есть название «лодки» произведения,
включая в себя название.
Росток
посреди явно умирающего мира — это
красиво. Сразу появляется ощущение
безысходности, катастрофы, попытки
начать новую жизнь на руинах старой
цивилизации.
Дорога,
холод, отчаяние…и Жизнь.
Путь
к Жизни, путь к Озеру, олицетворяющему
эту жизнь.
Вонгозеро, как звучит…слышите? Как бубен, как колокол, призывающий всех во время беды бороться, стремится к победе, выживать… Вонг… произнести – и еще слышится гулкий, тревожный, оседающий где-то на подкорке сознания то ли зов, то ли удар о туго натянутые струны.
Озера – их было много в романе. Онежское, Ладожское, даже Белое озеро, названное Северным, маленькие озера Карелии. И лишь одно – как и единственный зеленый росток на картинке – является символом жизни, мечтой о спасении, целью побега от смерти.
Озеро – это вода. Очищающая вода, которая может смыть всю застаревшую пыль дороги – не только с тел, но и с душ героев. Накопившийся страх, отчаяние, потеря близких людей, ненависть, усталость, жестокость – все будет очищено. Как только дорога приведет к Вонгозеру.
***
Описывая сюжет, приводя характеристики героев, я не оставила места собственному мнению. Пусть же его я вынесу за рамками работы и напишу в постскриптуме.
Рostscript
Актуально? Безусловно. Наш мир на грани. На грани меж хаосом и возрождением. В книге есть место и тому, и другому проявлению жизни. Жизненно? Отчасти. Далеки от меня ландкрузеры, брошенные в беде друзья. Хотя и близкие моменты есть – описывался родной город Белозерск, дорога к нему, большое Белое озеро… описывался правда не так, каким я его знаю, – но это все выбранный жанр в некотором роде постапокалиптической литературы. Эмоционально, тревожащее и звеняще.
Но очень пасмурно. Не серо, не уныло, а «отвращающе» от чистых и светлых чувств. Но мир наш таков, видимо, раз в литературе так много холода, низкого неба, близкой беды.
Дополнительно ознакомиться предлагаю:
Яна Вагнер: «Я не верю в «плохих» и «хороших» людей» (Журнал Циркуль. Интервью, взятое Анной Самофаловой) –http://cirkul.info/article/yana-vagner
Яна Вагнер: «Я хотела представить себе конец света на собственной шкуре» (беседа с Татьяной Макаровой) –
http://www.onaonline.ru/item/975