Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социальная работа свердлов / Курс лекций / Часть 1 / Часть 1 напечатано 23 июля.rtf
Скачиваний:
36
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
1.28 Mб
Скачать

26. Церковно-приходское попечительство в России

Более подробно рассмотрим еще один раздел в курсе социальной работы. Речь идет о Церковно-Приходском Попечительстве в России в историческом аспекте, и непосредственно в XIX столетии, и начале XX века, вплоть до Октябрьского переворота. В этом аспекте представляет значительный интерес работа Е.Максимова “Особые благотворительные ведомства и учреждения”.

В памятниках Древней письменности (в так называемых, писцовых книгах) отмечалось существование богаделен “почти при всех церквах”.

В городах существовали “убогие дома”, “Божьи Дома” и так называемые “скудельницы”. Последние открывались при особых кладбищах для бедных, странников, убитых, умерших без напутствия и отпевания.

В “Божьих Домах” существовала особая должность старосты, дававшего приют подкидышам и покинутым детям.

Необходимо подчеркнуть, что Приходская Благотворительность имела разнообразные гуманные формы; спасавшая бедных, нуждающихся людей и целые деревни от голодной смерти, нищеты, разорения и других бед.

Например, особо практиковалась выдача в ссуду из церковной казны денег, хлеба, семян, сена и т. д.

Ссуды раздавались, как подчеркивается в “писцовых книгах” и историками социальной работы, не только отдельным, “скудным” крестьянам, но и целым обществам под заклад имущества или без него. В то же время, ссуды выдавались старостами на уплату государевых и земских податей, на личные надобности, на постройку церквей, часовен, храмов, соборов.

Особо отмечаются в этом аспекте Холмогорский, Устюженский край, Сибирь, где церковная казна использовалась для широкой раздачи ссуд. Нельзя не восхищаться и ролью, так называемых, “народных банков” (коммерческих, благотворительных), которые даже в смутные, тяжкие времена, в XVI, XVII веках, помогали всем страждущим без исключения. (Уже здесь рождается особая система социального страхования и социального обеспечения, которая впоследствии будет использована в новых исторических условиях и социальных системах социальными работниками за рубежом).

Мы с удовлетворением отмечаем, что церковные старосты приходской общины, в отличие от ростовщиков-кровопийц, изображенных Оноре де Бальзаком, не теснили заемщиков, не наживались на их страданиях, одалживали большие суммы “без роста и процентов”. Разрешали выдавать долг по частям. Иногда этот обратный процесс затягивался на десятки лет.

Привлекают наше внимание и другие виды филантропической деятельности приходов, связанные с интеллектуальным, общечеловеческим, христианским началом.

Здесь можно увидеть и широкую заботу о насаждении грамотности и более сложных форм интеллектуальной деятельности, стремление защитить слабых от сильных, агрессивных людей; несчастных женщин от тирании мужей-алкоголиков или супругов, обладающих деспотическим, волюнтарным, садистским началом; открытие приютов за счет благодетелей для “робят”, т. е. для подкидышей и сирот.

Во главе богаделен (закрытых заведений для призрения несчастных, больных, страждущих) стояли выборные старосты и священники, обладающие особым даром христианской любви к ближнему, вне корысти, риторики и внешних публичных проявлений.

Историки социальной работы отмечают, что благотворительность в приходах (при личностном, глубинном знании друг друга, причта, прихожан, служителей культа) носила не только сугубо церковный, но и гражданский, социальный, светский характер. В то же время, спасение души каждого мирянина требовало не только благоустройства внутреннего мира, но и активной христианской, созидательной помощи ближнему. В этом аспекте земство сыграло свою весьма положительную роль, соединив гражданские формы с церковными установлениями, на началах веротерпимости и демократизма. (Впоследствии, социальные работники за рубежом нашли возможность соединить в едином концептуальном ключе “Политический Прогрессизм” и “Социальное Евангелие”).

Изучая историю законодательства Российского Государства, его светлые и темные стороны, мы не можем не отметить позитивных сдвигов в этом вопросе после отмены крепостного права. По интересующим нас социальным, благотворительным проблемам от 2 августа 1864 года был принят специальный Закон о приходских попечительствах при православных церквах: “учреждения на особых основаниях управляемые”.

Все это зафиксировано в “Уставе об общественном призрении” (том XIII. Свод Законов Российской Империи).

В данном случае тоже предполагалось органичное соединение церковной власти и добровольного светского попечительства. В то же время, в Уставе особо подчеркивалось, “что Учреждением попечительства должны заниматься лица, отличающиеся благочестием и преданностью вере православной”.

Мы открываем “Устав об общественном призрении”, ст. 564 и читаем, в чем состоит нравственная, духовная, социальная цель попечительства, предполагающая “благоустройство и благосостояние приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, устройство первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода”.

Интересна структура руководящих органов попечительства. В этот состав входили местные священники, “которые суть непременно их члены (попечительства. – А. С.)”, представители от прихожан, избираемые причтом.

В эту же правящую касту входит церковный староста, а в сельском приходе – волостной старшина.

Сбор пожертвований может производиться в пользу церковных учреждений, причта, для нужд школы и других благотворительных учреждений.

Дополнительный сбор на развитие христианского попечительства осуществлялся почетными гражданами города, входящими в Церковный Союз.

В то же время, в самой деятельности руководящих органов нельзя не заметить определенной социальной иерархии. Например, в общем собрании прихожан имели право участвовать, так называемые, домохозяева прихода. Имели право участвовать в собраниях городского и сельского общества прихожан те представители дворянского собрания, которые не владеют частными домами, сдаваемыми в аренду и на другие нужды. Но особо подчеркивалось, что разночинные чиновники и служащие без приглашения не имеют права участвовать в собраниях, даже если они являются членами прихода. (Собрание Уложений 1894 – 1899 (14747) городских попечительств 1899 – 18932).