Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социальная работа свердлов / Курс лекций / Часть 1 / Часть 1 напечатано 23 июля.rtf
Скачиваний:
36
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
1.28 Mб
Скачать

11. Императрица Елизавета Петровна и ее благотворительная деятельность

Отметим наиболее тезисно эпоху царствования императрицы Елизаветы Петровны в аспекте социальной благотворительной деятельности. Нельзя не отметить ее стремление отменить в законодательстве смертную казнь, но пыточные камеры сохранились и смерть после многочасовых, изощренных пыток ничуть не уступала по своей жестокости и кровавым результатам смертной казни эпохи Анны Иоанновны. Итак, вернемся к деятельности Елизаветы Петровны в сфере благотворительности. По своим масштабам, социальному и духовному охвату страждущих, она является жалкой копией деяний Великого отца, то есть императора Петра I. Мы читаем Указ от 10 июня 1742 года от Святейшего Правительственного Синода, подписан обер-прокурором князем Шаховским с всемилостивого согласия Елизаветы Петровны: “при церквах, монастырях и в самом храме во время службы много бродячих нищих мужского и женского пола, престарелых и молодых (больные, увечные, скованные цепью колодники) надлежит поступать по Указам Петра I и последующим. Чинить непременное исполнение и в губернии и в провинции, подтвердить Указами”. Таким образом, императрицу больше всего заботила формальная сторона дела, создание иллюзии социального благополучия, а не стремление вылечить тяжкие социальные раны.

12. Император Петр III и его деяния в сфере благотворительности

Нельзя не остановиться на благотворительной деятельности императора Петра III, вступившего на престол 25 декабря 1761 года. Необходимо увидеть этого человека в новом освещении, по принципу “очуждения”, а не в интерпретации императрицы Екатерины II, старавшейся представить супруга этаким недоумком, способным только играть в оловянных солдатиков, дабы оправдать свои дальнейшие шаги по узурпации власти. Но Петр III был отцом Павла I, впоследствии вступившего в брак с замечательной женщиной, подвижницей благотворительности на Руси, Марией Федоровной. В то же время, супруг Екатерины II был начитанным интеллектуальным человеком, собиравшем книги выдающихся деятелей творческой мысли. В совершенстве владел несколькими европейскими языками. По сути дела, библиофилы подобного типа и уровня были основателями Российской Национальной библиотеки. А теперь более подробно изучим деяния Петра III в сфере благотворительности. Там есть и попытки подражания деяниям Петра I, и стремление спасти солдатских жен от разврата, нищеты, социального падения. Будучи верующим человеком, Петр III прекрасно понимал, что без поддержки церковной власти, монастырских доходов с великим делом спасения сирых и убогих не справиться.

Петр III настаивал, что доходы с монастырских имений, крупных церковных хозяйств должны идти на содержание в Российском государстве богаделен. Петр III стремился построить особые дома для призрения сумасшедших. Этим поступком он пытался реализовать идею Петра I, высказанную им в свое время в одной из бесед с Екатериной I в Летнем Саду.

В Указах от 10 февраля и 21 марта 1762 года он (Петр III) узаконил Распоряжения императрицы Елизаветы Петровны от 30 сентября 1757 года во исполнение Указа Петра I от 12 августа 1724 года “на монастырские доходы положить – церковные указы нашими повелениями строения”. Император Петр III развивает мысль своего великого предшественника и настаивает, чтобы богадельни и инвалиды содержались за счет монастырских доходов. Высочайше конфирмованном от 21 марта 1762 года Определении Правительственного Сената подтвержден Указ Петра III о том, “чтобы из доходов с монастырских имений содержать находящихся при монастырях на пропитании отставных штаб-обер- и унтер-офицеров и рядовых, также и определяемых в богадельни по городам”.

Указом от 26 марта 1762 года Правительствующий Сенат, выполнил волю императора Петра III относительно искоренения тунеядства и спасения женщин от порока, нищеты, голодной смерти, одиночества, беспросветной судьбы вдовы (часто при живом муже): “приказами по представлению и мнению главной полицмейстерской канцелярии праздношатающихся и по миру бродящих приводимых в полицию солдатских, матросских и других служилых людей, женок, у которых мужья в походах и дальних посылках, а у прочих померли, а работать еще могут отсылать из оной полиции для определения на фабрики и Мануфактур-Коллегию, немедленно в Санкт-Петербург и в ближайшие фабрики. Но если мужья вернутся из похода и попросят жен себе, то немедленно отдавать. Престарелых, дряхлых, увечных отсылать в Камер-Контору для распределения в богадельнях. Полиции крепко следить за праздношатающимися в выполнении Указов”.

В Указе Петра III от 20 апреля 1762 года, реализующем идеи Петра I в одной из приватных бесед с императрицей Екатериной I, говорится следующее: “Безумных не в монастырях определять, но построить на то нарочно дом, как то обыкновенно в иностранных государствах учреждения долгаузы”.

Продолжая тему, связанную с заботой о солдатских вдовах, сиротах, обращаем внимание студентов, изучающих глубоко и всесторонне историю Российской и Зарубежной благотворительности, на Указ от 7 мая 1762 года Правительственного Сената по доношению генерал-аншефа Лифляндии генерал-губернатора Броуна, в котором было сказано следующее: “приказали: ходящих за неимением пропитания по миру в Риге солдатских жен с детьми, дав им надлежащие паспорта выслать всех оттуда в Москву в Сенатскую контору. Если работать могут, то таковых в Мануфактур-коллегию принимать немедленно, распределять на имеющиеся фабрики, а ежели мужья вернутся с похода и потребуют женок, отдавать немедленно; престарелых, увечных, дочерей их малолетних, работать не могущих, распределить по богадельням. Дабы женки не терпели нужды при переходе из Риги в Москву дать от Сената каждой по два рубля”.