- •Геологическое строение и история развития
- •Основные типы рельефа
- •Вечная мерзлота и оледенение
- •Реки и озера
- •Растительность и почвы
- •Животный мир
- •Природные ресурсы
- •Ландшафтные области и провинции Северо-Восточной Сибири
- •Зона арктических пустынь Провинция Новосибирских островов
- •Тундровая зона Приморская провинция
- •Таежная зона Колымо-Индигирская провинция
- •Верхоянская область
- •Яно-Оймяконская область
- •Момско-Черская область
- •Юкагирская область
- •Анюйская область
- •Колымская область
- •Юдомо-Майская область
Обширная территория, лежащая к востоку от нижнего течения Лены, севернее низовьев Алдана и ограниченная на востоке горными массивами Тихоокеанского водораздела, образует страну Северо-Восточной Сибири. Ее площадь (вместе с входящими в состав страны островами Северного Ледовитого океана) превышает 1,5 млн. км2. В пределах Северо-Восточной Сибири расположены восточная часть Якутской АССР и западные районы Магаданской области.
Северо-Восточная Сибирь располагается в высоких широтах и на севере омывается морями Северного Ледовитого океана. Крайняя северная точка материка — мыс Святой Нос — лежит почти под 73° с. ш. (а остров Генриетты в архипелаге Де-Лонга — даже под 77° с. ш.); наиболее южные районы в бассейне реки Маи достигают 58° с. ш. Примерно половина территории страны лежит севернее Полярного круга.
Северо-Восточная Сибирь — страна с разнообразным и контрастным рельефом. В ее пределах располагаются горные хребты и плоскогорья, а на севере — плоские низменности, протянувшиеся вдоль долин крупных рек далеко на юг. Вся эта территория принадлежит к Верхоянско-Чукотской области мезозойской складчатости. Основные процессы складкообразования происходили здесь преимущественно во второй половине мезозоя, но формирование современного рельефа обусловлено главным образом новейшими тектоническими движениями.
Климат страны суровый, резко континентальный. Амплитуды абсолютных температур составляют местами 100-105°; зимой бывают морозы до -60 -68°, а летом жара иногда достигает 30-36°. На равнинах и в невысоких горах страны осадков выпадает немного, а в крайних северных районах годовое количество их так же невелико, как в пустынных районах Средней Азии (100-150 мм). Повсюду встречается вечная мерзлота, сковывающая грунты на глубину нескольких сот метров.
На равнинах Северо-Восточной Сибири отчетливо выражена зональность в распределении почв и растительного покрова: выделяются зоны арктических пустынь (на островах), материковой тундры и однообразных заболоченных лиственничных редколесий.
Для горных областей характерна высотная зональность. Редкостойные леса покрывают лишь нижние части склонов хребтов; верхняя их граница только на юге поднимается выше 600-1000 м. Поэтому значительные площади заняты горной тундрой и зарослями кустарников — ольхи, низкорослых березок и кедрового стланика.
Первые сведения о природе Северо-Востока были доставлены в середине XVII в. землепроходцами Иваном Ребровым, Иваном Ерастовым и Михаилом Стадухиным. В конце XIX в. экспедиции Г. А. Майделя и И. Д. Черского провели рекогносцировочные исследования горных районов, а северные острова изучались А. А. Бунге и Э. В. Толлем. Однако сведения о природе Северо-востока оставались весьма неполными вплоть до исследований в советское время.
Экспедиции С. В. Обручева в 1926 и 1929-1930 гг. существенно изменили представления даже об основных особенностях орографии страны: были открыты хребет Черского длиной более 1000 км, Юкагирское и Алазейское плоскогорья, выяснено положение истоков Колымы и т. д. Открытие крупных месторождений золота, а за тем и других металлов вызвало необходимость проведения геологических исследований. В результате работ Ю. А. Билибина, С. С. Смирнова, специалистов Дальстроя, Северо-Восточного геологического управления и Арктического института выяснены основные черты геологического строения территории и открыто много месторождений полезных ископаемых, освоение которых вызвало строительство рабочих поселков, дорог и развитие судоходства на реках.
В настоящее время на основании материалов аэросъемки составлены подробные топографические карты и выяснены основные геоморфологические особенности Северо-Восточной Сибири. Новые научные данные получены в результате исследований современного оледенения, климата, рек и вечной мерзлоты.
Северо-Восточная Сибирь — страна преимущественно горная; низменности занимают немногим более 20% ее площади. Важнейшие орографические элементы — горные системы окраинных хребтов Верхоянского и Колымского нагорья — образуют выпуклую к югу дугу длиной 4000 км. Внутри ее располагаются вытянутые параллельно Верхоянской системе цепи хребта Черского,хребты Тас-Хаяхтах, Тас-Кыстабыт (Сарычева), Момский и др.
Горы Верхоянской системы отделены от хребта Черского пониженной полосой Янского, Эльгинского и Оймяконского плоскогорий. Восточное располагаются Нерское плоскогорье и Верхнеколымское нагорье, а на юго-востоке к Верхоянскому хребту примыкают хребет Сетте-Дабан и Юдомо-Майское нагорье.
Наиболее высокие горы расположены на юге страны. Средняя высота их - 1500-2000 м, однако в хребтах Верхоянском, Тас-Кыстабыт,Сунтар-Хаята и Черского многие вершины поднимаются выше 2300-2800 м, а самая высокая из них — гора Победа в хребтеУлахан-Чистай — достигает 3147 м. Среднегорный рельеф сменяется здесь альпийскими пиками, крутыми скалистыми склонами, глубокими речными долинами, в верховьях которых встречаются фирновые поля и ледники.
В северной половине страны горные хребты ниже и многие из них протягиваются в близком к меридиональному направлении. Наряду с невысокими хребтами (Хараулахский, Селенняхский) здесь есть плоские кряжеобразные возвышенности (кряж Полоусный,Улахан-Сис) и плоскогорья (Алазейское, Юкагирское). Широкая полоса побережья моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря занята Яно-Индигирской низменностью, от которой вдоль долин Индигирки, Алазеи и Колымы далеко к югу вдаются межгорные Среднеиндигирская (Абыйская) и Колымская низменности. Преимущественно равнинный рельеф имеет и большинство островов Северного Ледовитого океана.
Орографическая схема Северо-Восточной Сибири
Геологическое строение и история развития
Территория нынешней Северо-Восточной Сибири в палеозое и первой половине мезозоя была участком Верхоянско-Чукотского геосинклинального морского бассейна. Об этом свидетельствуют большая мощность отложений палеозоя и мезозоя, местами достигающая 20-22 тыс. м, и интенсивное проявление тектонических движений, создавших во второй половине мезозоя складчатые сооружения страны. Особенно типичны отложения так называемого Верхоянского комплекса, мощность которых достигает 12-15 тыс. м. В состав его входят пермские, триасовые и юрские песчаники и глинистые сланцы, обычно интенсивно дислоцированные и прорванные молодыми интрузиями. В отдельных районах терригенные породы переслаиваются эффузивами и туфами.
Наиболее древние структурные элементы — Колымский и Омолонский срединные массивы. Основание их сложено докембрийскими и палеозойскими отложениями, а покрывающие их юрские свиты в отличие от других областей состоят из слабо дислоцированных карбонатных пород, залегающих почти горизонтально; видную роль играют также эффузивы.
Остальные тектонические элементы страны имеют более молодой возраст, преимущественно верхнеюрский (на западе) и меловой (на востоке). К ним относятся Верхоянская складчатая зона и Сетте-Дабанский антиклинорий, Янская и Индигирско-Колымская синклинальные зоны, а также Тас-Хаяхтахский и Момский антиклинории. Крайние северо-восточные районы входят в состав Анюйско-Чукотской антиклинали, которая отделена от срединных массивов Олойской тектонической впадиной, заполненной вулканогенными и терригенными юрскими отложениями. Мезозойские складкообразовательные движения, в результате которых сформировались эти структуры, сопровождались разрывами, излияниями кислых и основных пород, интрузиями, с которыми связано разнообразное оруденение (золото, олово, молибден).
К концу мела Северо-Восточная Сибирь представляла собой уже консолидировавшуюся, приподнятую над соседними областями территорию. Процессы денудации горных хребтов в условиях теплого климата верхнего мела и палеогена привели к нивелированию рельефа и формированию плоских поверхностей выравнивания, остатки которых сохранились во многих хребтах.
Формирование современного горного рельефа обусловлено дифференцированными тектоническими поднятиями неогена и четвертичного времени, амплитуда которых достигала 1000-2000 м. В районах наиболее интенсивных поднятий и возникли особенно высокие хребты. Их простирание обычно соответствует направлению мезозойских структур, т. е. является унаследованным; однако некоторые хребты Колымского нагорья отличаются резким несовпадением простирания складчатых структур и современных горных массивов. Участки кайнозойских опусканий заняты в настоящее время низменностями и межгорными котловинами, заполненными толщами рыхлых отложений.
В плиоцене климат был теплым и влажным. На склонах тогда еще невысоких гор располагались хвойно-широколиственные леса, в составе которых встречались дуб, граб, лещина, клен, серый орех. Среди хвойных преобладали калифорнийские формы: западноамериканская горная сосна (Pinus monticola), ель Воллосовича (Picea wollosowiczii), представители семейства Taxodiaceae.
Раннечетвертичные поднятия сопровождались заметным похолоданием климата. Леса, покрывавшие в то время южные районы страны, состояли главным образом из темнохвойных пород, близких к встречающимся в настоящее время в североамериканских Кордильерах и горах Японии. С середины четвертичного времени началось оледенение. На продолжавших подниматься горных хребтах появились крупные долинные ледники, а на равнинах, где, по мнению Д. М. Колосова, оледенение имело эмбриональный характер, формировались фирновые поля. На крайнем севере — в архипелаге Новосибирских островов и на приморских низменностях — во второй половине четвертичного времени началось образование вечной мерзлоты и внутрипочвенных льдов, мощность которых в обрывах берегов Северного Ледовитого океана достигает 50-60 м.
Таким образом, оледенение равнин Северо-Востока было пассивным. Большая часть ледников представляла собой малоподвижные образования; они переносили немного рыхлого материала, и их экзарационное воздействие слабо сказывалось на рельефе.
Значительно лучше выражены следы горно-долинного оледенения в окраинных горных массивах, где встречаются хорошо сохранившиеся формы ледниковой экзарации в виде каров и троговых долин, нередко пересекающих водораздельные части хребтов. Длина долинных ледников, спускавшихся в среднечетвертичное время с западного и южного склонов Верхоянского хребта на соседние участки Центральноякутской низменности, достигала 200-300 км. По мнению большинства исследователей, в горах Северо-Востока было три самостоятельных оледенения: среднечетвертичное (Тобычанское) и верхнечетвертичные — Эльгинское и Бохапчинское.
Ископаемая флора межледниковых отложений свидетельствует о прогрессивном возрастании суровости и континентальности климата страны. Уже после первого оледенения в составе лесной растительности наряду с некоторыми североамериканскими видами (например, тсугой) появились сибирские хвойные деревья, в том числа и господствующая сейчас даурская лиственница.
В течение второй межледниковой эпохи преобладала горная тайга, типичная сейчас для более южных районов Якутии; растительность же времени последнего оледенения, среди которой отсутствовали темнохвойные деревья, уже мало отличалась по видовому составу от современной. По данным А. П. Васьковского, фирновая линия и граница леса опускались тогда в горах на 400-500 м ниже, а северный предел распространения лесов был заметно смещен к югу.