
ТЭС и АЭС_1 / Лекция 7
.docxЛекция 7
Пути повышения эффективности использования ядерного горючег
Убыль
ядерного горючего
происходит в результате деления ядер
и захвата ими нейтронов с образованием
неделящихся изотопов. Доля первых
составляет около
.
При полном делении ядерного горючего
выделяется
ккал/кг тепловой энергии, а с учётом
образования неделящихся изотопов
Связь между выделением энергии в реакторе
в килокалориях за год и убылью ядерного
горючего
в килограммах за год определяется
равенством:
Если годовое выделение энергии выразить в мегаваттах в сутки, то
Количество
ядерного горючего, проходящего через
реактор при перегрузках B
в килограммах, существенно отличается
от убыли его
характеризует полноту использования ядерного горючего в реакторе. Из двух последних равенств получим:
здесь
– тепло, выделившееся в реакторе на
единицу прошедшего через него ядерного
горючего, МВт∙сут / кг. Эта величина
называется глубиной выгорания. Если
тепловая мощность выражена в килограммах,
а годовое тепловыделение в мегаваттах
в сутки, то
и расход ядерного горючего в килограммах
Для конденсационных АЭС с учётом равенства
Топливные циклы
Разомкнутый и замкнутый топливные циклы. В качестве топлива для АЭС используется, как правило, обогащенный уран со степенью обогащения до 4,4%. В общем случае в реакторе АЭС может использоваться уран с различным обогащением как при первой загрузке, так и при перегрузках.
Для получения требуемой массы М обогащенного урана потребляется масса М природного урана. Она поступает на предприятия О топливного цикла (рис. 1), где 235 U обогащается до требуемой степени. При этом образуется обедненный (отвальный) уран массой М2, содержащий долю 235U, меньшую чем в природном уране. На предприятиях Т изготавливаются тепловыделяющие элементы (твэлы) и тепловыделяющие сборки (ТВС).
С предприятий топливного цикла топливо поступает на АЭС. Время пребывания топлива на АЭС складывается из времени пребывания на станции до загрузки в реактор, времени нахождения его в реакторе и времени пребывания в бассейне выдержки после выгрузки из реактора до отправки с АЭС.
Получение и размещение ТВС производится в соответствии с технологическими схемами движения ядерного топлива внутри АЭС . Схема движения ТВС на АЭС, состоящей из двух блоков ВВЭР-440 с общим центральным залом предусматривает несколько этапов. На первом этапе контейнеры со свежими ТВС выгружают из железнодорожных вагонов на склад свежих ТВС (узел свежего топлива - УСТ). На складе свежие ТВС извлекают из контейнеров и размещают в специальных чехлах. Загруженные чехлы со свежими ТВС через транспортный люк связи с центральным залом извлекают из УСТ и после перемещения краном через центральный зал размещают в универсальном гнезде бассейна выдержки (БВ) . Затем свежие ТВС могут быть перегрузочной машиной непосредственно загружены в реактор № 1 или 2 при его перегрузке или расположены на стеллажах БВ для промежуточного хранения. Эту операцию проводят при работающем реакторе с целью сокращения холостых пробегов перегрузочной машины в процессе перегрузки после останова реактора. Следующий этап движения ТВС - перегрузка ядерного топлива с загрузкой свежих ТВС в реактор и выгрузкой отработавших ТВС в бассейн выдержки. После трехлетней выдержки отработавших TOC в бассейне производится их отправка на завод регенерации топлива, Схема движения ТВС на АЭС с энергоблоками ВВЭР-1000 (рис.4), выполненными по типовому проекту (Запорожская и Балаковская АЭС), отличается от рассмотренной выше. Проектом предусмотрено размещение УТС в отдельно стоящем спецкорпусе, предназначенном для одновременного обслуживания четырех энергоблоков. Выгрузка контейнеров со свежими ТВС из железнодорожных вагонов и загрузка их в чехлы производятся в этом корпусе. Далее чехлы, загруженные свежими ТВС, железнодорожной платформой доставляются к конкретному энергоблоку. Платформа размещается в специальном транспортном коридоре, имеющем люк связи с центральным залом. Через этот люк с помощью поворотного крана загруженный чехол доставляют к универсальному гнезду бассейна выдержки. Дальнейшая последовательность операций с ТВС на энергоблоке ВВЭР-1000 принципиально не отличается от аналогичной последовательности для блока ВВЭР-440.
Рис. 1. Центральный зал АЭС
1 - реактор №1; 2 - реактор №2; 3 - люк связи узла свежего топлива с транспортным коридором; 4 - узел свежего топлива; 5 - люк связи узла свежего топлива с центральным залом; 6 - люк связи транспортного коридора с центральным залом; 7 - бассейн выдержки реактора №1; 8 - бассейн выдержки реактора №2
Основные транспортно-технологические операции как со свежим, так и с отработанным топливом производятся в основном в центральном зале АЭС. В зале, пример которого для двух блоков ВВЭР440 дан на рис. 1, имеется один набор транспортно-технологического оборудования для операций с ТВС, в том числе одна перегрузочная машина на два блока. При наличии на АЭС специального транспортного контейнера бассейнов выдержки обоих реакторов одновременно, если, например, в бассейне выдержки перегружаемого реактора не хватает свободных ячеек.
Рис. 2. Схема потоков ТВС на АЭС с блоками ВВЭР-1000
1 - разгрузка железнодорожных вагонов и складирование свежих ТВС; 2 - транспортировка чехлов с ТВС и установка их в бассейн выдержки; 3 - загрузка свежих ТВС в реактор; 4 - выгрузка отработавших ТВС из реактора в бассейн выдержки; 5 - загрузка отработавших ТВС в контейнер; 6- загрузка транспортного контейнера в железнодорожный вагон; 7 - железнодорожный вагон; Б В - бассейн выдержки; Р - реактор; К - контейнер; ОТВС - отработавшие ТВС
Узел свежего топлива оборудован краном 3, кантователем 2 для работы с контейнерами со свежими ТВС, поворотным столом 6 для размещения чехлов, стеллажами 4, люками связи с транспортным коридором и центральным залом, а также свободным местом для хранения контейнеров. Кантователь позволяет устанавливать контейнер в вертикальное положение, на поворотном столе может быть размещено до шести чехлов. После подачи железнодорожного вагона в транспортный коридор вскрывается люк связи 3 (рис. З) между ним и УСТ. Через люк при помощи крана контейнеры с ТВС размещаются на полу УСТ, а затем устанавливаются по одному на кантователь в горизонтальном положении, закрепляются, и вся система переводится в вертикальное положение. После вскрытия контейнера из него с помощью специальных захватов извлекаются свежие ТВС и устанавливаются в стеллажи 4 для временного хранения (рис. 5). Освободившийся контейнер снимается с кантователя и возвращается на прежнее место.
Рис. 3. Схема размещения оборудования на узле свежего топлива АЭС с ВВЭР-440
1 - контейнеры с ТВС; 2 - кантователь; 3 - кран; 4 - стеллажи для хранения ТВС; 5 - люк связи с транспортным коридором; б - поворотный стол; 7- чехол для ТВС
Загрузка свежих ТВС в чехлы производится на поворотном столе. Загруженный чехол после разворота стола на 180° извлекается через люк связи центрального зала и транспортируется к бассейну выдержки.
Топливо, загруженное в активную зону, в любой момент работы реактора должно иметь критическую массу, без чего невозможна самоподдерживающаяся цепная реакция.
По мере работы реактора после загрузки топлива происходит выгорание 235 U, что уменьшает массу находящегося в активной зоне делящегося вещества. Чтобы она не стала меньше критической, в момент загрузки необходимо иметь в активной зоне избыток делящихся нуклидов сверх критической массы. В активной зоне реактора ВВЭР в холодном и неотравленном состоянии может содержаться от 15 до 40 критических масс. Отмеченной особенностью нейтронно-физических процессов определяется принципиальная невозможность полного сжигания ядерного топлива и необходимость его периодической перегрузки. В выгружаемом из реактора отработавшем топливе содержится определенная масса М3 делящихся нуклидов. Степень использования загруженного в реактор топлива за топливную кампанию, представляющую собой период от момента его .загрузки до момента выгрузки из реактора, характеризуется глубиной выгорания топлива, оцениваемой количеством выделенной за кампанию тепловой энергии, отнесенной к единице массы топлива, загруженного в реактор (МВт • сут/т). Для получения 1 МВт • сут требуется выгорание 1,1 г 235 U. Если в первом приближении принять эту величину за единицу, то глубина выгорания в мегаватт-сутках на тонну будет численно равна отношению массы продуктов деления в килограммах к полной топливной загрузке в тоннах. Такая форма толкования глубины выгорания также находит практическое применение. Иногда глубину выгорания характеризуют массой разделившихся нуклидов, отнесенной к единице массы топливной загрузки. В некоторых случаях удобной для практического использования является относительная глубина выгорания (степень выгорания), представляющая собой отношение массы выгоревшего делящегося нуклида к массе начально загруженного делящегося нуклида.
В выгружаемом из реактора топливе содержатся также многие ценные изотопы. Естественно стремление использовать эти важные компоненты отработавшего топлива и после его заданной выдержки на АЭС в специальном бассейне выдержки (пока не распадутся коротко- живущие изотопы) направить на заводы регенерации Р . В ходе химических и физических процессов переработки отработавшего топлива отделяются все ценные изотопы, представляющие интерес для разных областей народного хозяйства, наработанный плутоний и оставшийся уран. Изотопы плутония в дальнейшем могут быть использованы в топливном цикле либо найти самостоятельное применение. Затем регенерированное топливо возвращается в топливный цикл и после дообогащения делящимися нуклидами (235U или 239Рu и 241Рu) добавляется к свежему топливу при изготовлении твэлов. Таким путем осуществляется многократное использование ядерного топлива в реакторах. Топливный цикл, реализующий это, называется замкнутым. Цикл, в котором отработавшее топливо после его выгрузки из реактора не используется или переработка и возвращение топлива в цикл откладывается на длительное время, соизмеримое со сроком службы АЭС, называют разомкнутым.
Топливная составляющая себестоимости электроэнергии. Себестоимость 1 кВт ∙ ч электрической энергии, вырабатываемой АЭС, можно определить соотношением где И - годовые издержки производства электроэнергии на АЭС; W - годовое производство электроэнергии.
Годовые издержки производства, связанные с эксплуатацией АЭС, принципиально складываются из тех же составляющих, что и для ТЭС:
где
- амортизационные отчисления на
капитальный ремонт и реновацию;
- заработная плата производственному
персоналу;
-
стоимость
текущих ремонтов;
- прочие эксплуатационные издержки;
-
годовые затраты на ядерное топливо.
Структура эксплуатационных издержек АЭС существенно отличается от аналогичных издержек ТЭС. Так, топливная составляющая годовых расходов АЭС достигает 15-30% против 65-70% для ТЭС. В то же время амортизационные отчисления на АЭС составляют 70-80% суммарных эксплуатационных расходов.
Годовые издержки на топливо при работе по разомкнутому топливному циклу равны
где
- цена топлива рабочего обогащения, в
которой учтены затраты на добычу
исходного топлива, обогащение, изготовление
ТВЭЛов и транспортные расходы;
- стоимость хранения отработавшего
топлива;
-
годовой расход ядерного топлива.
Если при компоновке активной зоны применяется топливо различного обогащения, отличающееся ценой, то годовые топливные издержки составляют
Топливные издержки на АЭС при работе по замкнутому топливному циклу можно представить в виде
,
где
и
- соответственно цена исходного и
отработанного топлива, причем последняя
зависит от содержания ядерного горючего
в выгруженном топливе.
Ценой отработанного топлива учитываются издержки на производство изотопов, получаемых в реакторе и предназначенных для дальнейшего использования, в том числе в качестве исходного сырья для изготовления новых ТВЭЛов, предназначенных для АЭС.
Хотя, как отмечалось выше, доля топливной составляющей себестоимости электроэнергии на АЭС значительно меньше, чем на ТЭС, тем не менее, она достаточно велика, и задача повышения эффективности использования топлива является весьма актуальной для ядерной энергетики. Ее решение в значительной мере связано с увеличением глубины выгорания топлива.
Специфическая особенность экономики ядерной энергетики - большая роль фактора времени, что обусловлено длительностью топливного цикла и относительно высокой стоимостью ядерного топлива. Такого вопроса практически нет в тепловой энергетике, где топливо сжигается полностью и его стоимость переносится на стоимость электроэнергии, по существу, без задержки во времени между его приобретением и использованием, кроме задержки, обусловленной необходимостью использования части топлива для создания резерва, с тем чтобы обеспечить бесперебойную работу станции. В ядерной энергетике топливо, загруженное в реактор, находится там в течение нескольких лет, и его стоимость переносится на стоимость электроэнергии лишь по мере его выгорания. Значительная часть топлива, образующая критическую массу, выгружается из реактора невыгоревшей, и его стоимость оказывается не перенесенной на стоимость электроэнергии за топливную кампанию. Выгруженное из реактора топливо в течение нескольких лет находится на АЭС в бассейне выдержки. Наконец, длительное время (до нескольких лет) занимает процесс регенерации и изготовления топлива на соответствующих предприятиях топливного цикла. Таким образом, значительная часть топлива в течение длительного времени не участвует в производстве электроэнергии, что ведет к замораживанию на длительный срок значительных материальных средств.
Отмеченным выше обусловлена специфика учета в экономике ядерной энергетики затрат на ядерное топливо, отражающая двойственный характер его использования. Часть стоимости ядерного топлива относят к единовременным затратам, производимым до пуска АЭС в действие, другую часть - к эксплуатационным текущим затратам, связанным с производством электроэнергии. К единовременным принято относить затраты первой топливной загрузки.