
Искусство управления
Елизавета широко использовала контакты с народом во время поездок по стране, парламентских сессий, торжественных процессий и праздников для демонстрации своей любви и заботы о подданных. Она многократно повторяла: «У вас может быть более выдающийся государь, но никогда не будет более любящего». Сознательно отказываясь от замужества, Елизавета заявляла, что «обручена с нацией». К концу 1580-х года сформировался культ государыни: в народном сознании королева-девственница уподоблялась Деве Марии и считалась покровительницей протестантской Англии. В придворной среде ее прославляли как Астрею, богиню вечной молодости, любви и красоты, королеву-солнце, в пасторальной поэзии — как Венеру или Диану-Цинтию; излюбленным же символом самой королевы был пеликан, вырывающий куски мяса из собственной груди, чтобы накормить голодных птенцов.
При Елизавете I была значительно усилена королевская администрация, упорядочено финансовое ведомство. Англиканская церковь, как умеренная форма протестантизма, утвердилась в качестве государственной религии. Она была полностью подчинена государству и стала важной опорой абсолютизма. Елизавета поощряла развитие новых производств, привлекала в страну искусных мастеров-эмигрантов, покровительствовала торговым компаниям. При ее поддержке Московская компания утвердилась на русском рынке, Эстляндская — на Балтике, Берберийская — в Африке, Левантийская — на Ближнем Востоке, Ост-Индская — в Индии; были основаны первые английские колонии в Америке: поселение на острове Роанок и Виргиния, названная так в честь королевы-девственницы. Но в аграрной сфере проводимая Елизаветой традиционная для Тюдоров политика запретов на огораживания и поддерживания землепашества шла вразрез с интересами так называемого «нового дворянства». При Елизавете I были приняты новые жестокие законы против бродяг и нищих.
Конфликт с Испанией и расходы на оборону привели в 1580-1590-х годах к росту налогов. Средством пополнения государств военного бюджета Елизавета сделала частные монополии на производство и торговлю, которые, как и налоги, к концу 16 века вызвали недовольство торгово-предпринимательских кругов. Демонстрируя свою готовность советоваться с парламентом и используя его для популяризации официальной политики, Елизавета в то же время запрещала депутатам затрагивать вопросы престолонаследия, церковного устройства и финансовой политики, считала их исключительной прерогативой короны. На этой почве в 1590-х годах зародился конфликт королевской власти и парламента, в котором стали высказываться требования углубления Реформации, отмены монополий и облегчения налогов. К концу правлени Елизаветы I английский абсолютизм стал превращаться в тормоз для дальнейшего развития страны. Начавшиеся при Елизавете выступления в защиту парламентских привилегий, против абсолютной власти короны стали прологом для последующей борьбы парламентской оппозиции с абсюлютизмом при первых Стюартах. Политическая мудрость королевы проявилась в удачном выборе министров, фаворитов и государственных деятелей, преданно служивших короне и Англии (У. Берли, Ф. Уолсингем, У. Рэли, Р. Девере, граф Эссекс, У. Сесил ). Похоронена в Вестминстерском аббатстве в капелле Генриха VII.
Время от времени она начинала метаться по комнате, выкрикивая имя своего любимого, спала на полу, не раздеваясь и не снимая короны. Наконец она впала в забытье на несколько дней и пришла в сознание только перед смертью. На вопрос канцлера, кому перейдет престол, невнятно назвала имя шотландского короля Иакова и вскоре после этого умерла