Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Голованова Н.docx
Скачиваний:
331
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
263.91 Кб
Скачать

Глава 3 Цель и содержание образования

3.1. Понятие цели образования в педагогике

Образование, как всякая деятельность человека, носит целесообразный характер: цель условно проектирует результат образовательного процесса, от нее зависит выбор средств и методов педагогической деятельности, необходи­мое содержание, характер взаимодействия участников педагогического про­цесса.

Воспитание в процессе образования выполняет роль ведущего компонента, именно его изменения способны решающим образом преобразовать весь це­лостный процесс. Воспитание обращено к личностно-смысловому содержа­нию деятельности человека, оно связано со становлением жизненных целей, ценностных ориентации, мотивов. Поэтому цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.

Цель образования определяется тем обществом, в котором оно осущест­вляется, однако конкретная постановка цели зависит от многих факторов: куль­турных традиций, господствующих религиозных воззрений, уровня развития социально-экономических процессов в обществе, государственной политики и даже компетентности лидеров и идеологов науки. Но самым значимым явля­ется философское понимание сущности человека, идеала личности. Идеал лич­ности — это своего рода образ общей цели жизни, сложившийся в данный мо­мент в данной культуре.

3.2. Натуроцентричный подход к обоснованию цели образования

Натуроцентричная позиция в педагогической теории характеризуется тем, что мыслители и педагоги стремились определить цель образования, идя «от природы» (natura — природа), возвышая приоритеты человеческого естества до уровня цели.

Особенно ярко такое понимание цели образования выражено в творчестве Ж.-Ж. Руссо, основоположника «теории естественного воспитания». По мысли Ж.-Ж. Руссо, воспитание безрассудно стремится выработать общий для всех людей идеал, а это невозможно. Дети должны воспитываться сообразно их внут­ренней природе: «Примем за неоспоримое правило, что первые природные дви­жения всегда правдивы: в сердце человеческом нет исконной испорченности; в нем не находится ни одного порока, о котором нельзя было бы сказать, как и откуда он туда проник»[6].

В XIX веке натуроцентричная трактовка цели образования получила свое­образное развитие в творчестве английского философа, социолога, психолога и теоретика педагогики Герберта Спенсера (1820—1903). В своих философских трудах он создал «органическую теорию общества», где, опираясь на все изве­стные к тому времени достижения естествознания, обосновал природу соци­альных явлений (и в том числе образования) на основе универсальных законов эволюции.

Образование, по Г. Спенсеру, направленное на такую всестороннюю подго­товку к жизни, строится на «естественном порядке» пяти основных видов жиз­недеятельности:

1) деятельности, которая непосредственно ведет кличному самосохранению;

2) деятельности, которая служит добыванию средств, и, обеспечивая жизненные потребности, тоже способствует самосохранению индивида;

3) деятельности, которая имеет целью воспитание и обучение потомства, то есть ведущей к сохранению рода;

4) деятельности, способствующей выполнению социальных обязанностей и поддержанию политических отношений;

5) деятельности, которой человек посвящает свой досуг и которая направлена на удовлетворение его чувств, вкусов и интересов.

Общечеловеческая модель цели образования, имевшая в натуроцентричных (природосообразных) характеристиках Ж.-Ж. Руссо романтическое очарова­ние, у Г. Спенсера приобрела откровенно утилитарные черты.

В XX веке натуроцентричный подход к цели образования проявился в за­падных философских и педагогико-антропологических концепциях (М. Шел­лера, Г. Плеснера, Г. Ноля, О. Больнова). Воспитание они понимали как раз­витие индивидуальных возможностей, присущих человеку от природы, то есть «пределы» воспитанию уже очерчены природными задатками и индивидуаль­ными особенностями.

Категорию «цель образования» в западных антропологических концепциях заменяет понятие «духовное планирование»: педагог не «лепит» из ребенка нечто значимое для общества, а пробуждает в нем внутренние силы самосо­вершенствования, помогает раскрыться задаткам и возможностям.