
- •III. Учебные материалы (конспекты лекций)
- •III. Тема 1. Причины появления и характеристики монетарной модели.
- •2. Концепция естественного уровня безработицы.
- •Концепций адаптивных ожиданий.
- •Тема 2: Монетаристская модель реального сектора: совокупное предложение.
- •Тема 3. Монетаристская модель реального сектора: совокупный спрос
- •Тема 4. Денежный сектор в монетарной модели. Спрос на деньги и его функция
- •Тема 5. Денежный сектор в монетарной модели. Предложение денег в модели м. Фридмана
- •Тема 6. Общее равновесие в монетарной модели. Теория номинального дохода
- •Тема 7. Денежно-кредитная политика в монетаристской модели
- •Тема 8. Фискальная политика в монетарной модели и ее эффективность
- •Тема 9. Динамическая модель инфляции
- •Тема 10. Деловой цикл в монетарной модели
Тема 3. Монетаристская модель реального сектора: совокупный спрос
Концепция перманентного дохода.
Перманентный доход и адаптивные ожидания.
Функция потребления М. Фридмана.
Равновесие реального сектора в монетарной модели.
Монетаристы утверждают, что поведение потребителей в соответствии с кейнсианской моделью было рациональным только в условиях депрессивной экономики, для которой и создавалась кейнсианская модель. В стабильно развивающейся экономике, где приоритетными являются долгосрочные экономические интересы, рациональный хозяйствующий субъект, который живет не только сегодняшним днем, стремится сделать процесс потребления стабильным, сгладить уровень потребления в течение всей жизни. Отсюда вывод: текущий доход не должен быть основанием для принятия потребительских решений. Необходимо учитывать и изменения доходов в будущем. Поскольку колебания текущих доходов домохозяйств, как правило, обуславливаются фазой экономического цикла, постольку нецелесообразно потреблять весь текущий доход, полученный во время экономического подъема. Необходимо учитывать предстоящий спад и больше сберегать. В результате во время циклического спада, наоборот, можно и нужно избегать резкого снижения потребления. При спаде надо принимать решение о величине текущего потребления как с учетом сделанных во время подъема сбережений, так и ожидаемого роста доходов в будущем, во время нового подъема. Отсюда вытекает необходимость прогнозирования будущих доходов.
В модели Фридмана фактическое текущее потребление определяется не текущим, а неким постоянным доходом, который он называет перманентным доходом (YP).
Перманентный доход – это такой размер дохода, который способен поддерживать относительно стабильный уровень потребления в течение всей человеческой жизни, несмотря на возможные колебания текущего дохода.
Перманентный доход не является неизменным, но он позволяет стабилизировать или сгладить колебания текущего дохода. Фактический доход в текущем году может быть выше или ниже перманентного в зависимости от конкретной конъюнктуры, сложившейся в данном году, например, от фазы делового цикла в экономике.
В структуре текущего дохода монетаристы помимо перманентного дохода выделяют временную составляющую:
Yt = YPt + YTt
Таким образом, временный доход – краткосрочный доход, преходящий компонент текущего дохода, измеряемый как величина отклонения текущего дохода от перманентного:
YTt = Yt - YPt
Временный доход полностью сберегается, если он положителен, и полностью компенсируется из сбережений, если он отрицателен. В долгосрочном периоде временный доход равен нулю.
Величина перманентного дохода – статистически ненаблюдаемая переменная, так как перманентный доход по определению – это прогнозируемая (ожидаемая), т. е. субъективная величина. Размер перманентного дохода не может быть измерен непосредственно, поскольку формируется на основе ожиданий домашних хозяйств.
Величина перманентного дохода в монетарной модели определяется исходя из следующих предпосылок.
Устойчивый и предсказуемый доход приносит домохозяйствам богатство.
В условиях стабильной экономики большинство домохозяйств имеют доступ к любым видам богатства, среди которых выделяются пять форм: деньги, облигации, акции, физический капитал и человеческий капитал.
Ожидания экономических субъектов являются адаптивными.
Величина перманентного дохода на практике прогнозируется исходя из концепции адаптивных ожиданий домашних хозяйств. Формирование адаптивных ожиданий – это корректировка прошлых прогнозов. Если фактическое значение текущего дохода (Yt) больше, чем прогнозировалась величина перманентного дохода в предыдущем периоде (Yt-1), то его величина, ожидаемая в текущем периоде (YPt) корректируется в сторону увеличения. А если меньше – в сторону уменьшения. Величина корректировки (YPt) прямо пропорциональна размеру ошибки прогноза в предыдущем периоде (t-1), т. е. представляет собой некую долю () от этой ошибки.
Значение перманентного дохода, ожидаемое в текущем периоде (YPt), формируется как средневзвешенное фактической величины дохода (Yt) и ожидаемого значения (YPt-1) в предыдущем периоде.
Перманентный доход является у М. Фридмана основой для принятия рациональных решений, так как перманентный доход лучше подходит для планирования потребительских расходов у домашних хозяйств, преследующих долгосрочные цели. Это ведет к изменению потребительской функции в представлении монетаристов.
3.. М. Фридман в работе «Теория функции потребления» отмечает некорректность кейнсианского «эффективного спроса» и отсутствие прямой связи между ростом дохода и потребляемой его частью. Человек строит свои потребительские расчеты (за исключением чрезвычайных или временных расходов) не на ожидаемом денежном доходе, а на относительно постоянном. Возникает стабильный жизненный стандарт, который сохраняется даже в периоды снижения текущих доходов. Концепция Фридмана сочетается с разработанной Ф. Модильяни (Нобелевский лауреат 1985 г.) альтернативной теорией потребления. Модильяни связывал стандарты потребления с жизненным циклом. Функция сбережения состоит в сохранении относительно устойчивого жизненного стандарта.
По мнению М. Фридмана функция потребления имеет значение только для долгосрочного периода. Поэтому потребление определяется не величиной дохода в каждой конкретной фазе конъюнктуры, а средним уровнем дохода, который ожидается на определенном промежутке времени, т. е. в течение конъюнктурного цикла.
Выделение в общем (текущем) доходе перманентного и временного дохода дало возможность Фридману разрешить противоречие Кейнса между долгосрочной и краткосрочной функцией потребления, согласно которой средняя склонность потребления в краткосрочном периоде имеет тенденцию к понижению, а в долгосрочном – стабильна. Разрешение противоречия объясняется тем, что в долгосрочном периоде временные отклонения текущего дохода от перманентного в ту или иную сторону попросту уравновешиваются.
Потребление по Фридману пропорционально постоянному (перманентному) доходу:
C = aYP
Важнейший вывод, вытекающий из гипотезы перманентного дохода Фридмана, касается средней склонности к потреблению.
С = aYP
Y Y
т. е. средняя склонность к потреблению зависит от отношения постоянного дохода к текущему. Таким образом, годы высокого года характеризуются низкой средней склонностью к потреблению, и наоборот. Однако в долгосрочном периоде она постоянна.
4. Макроэкономическое равновесие реального сектора в монетарной модели наступает тогда, когда кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются. При этом различают долгосрочное и краткосрочное равновесие.
Рис. 5. Кратко- и долгосрочное равновесие реального сектора и его нарушение вследствие изменения совокупного спроса
В краткосрочном периоде следствием изменения совокупного спроса будет перемещение кривой AD0 в положение AD1. В результате фактический уровень цен превысит ожидаемый (Р1 > Ро). Фирмы повысят спрос на рабочую силу и поднимут номинальную заработную плату. Наемные работники совершат ошибку, приняв увеличение номинальной заработной платы за рост реальной, и увеличат предложение труда. Выпуск благ возрастет и покроет увеличившийся спрос на товары и услуги. В точке В (Y1, P1) долгосрочное равновесие будет нарушено, но установится краткосрочное равновесие.
В долгосрочном же периоде у работников будет время осознать свою ошибку, адаптироваться к возросшему уровню цен, потребовать и получить повышение ставки номинальной зарплаты. Но когда ожидаемый уровень цен сравняется с фактическим, экономическая конъюнктура переместится (по кривой совокупного спроса AD1) в точку С, которая находится на долгосрочной кривой совокупного предложения.
Таким образом, стабильным в долгосрочном периоде является только потенциальный объем совокупного ВВП и соответствующий ему естественный уровень безработицы. Этот выпуск и уровень занятости поддерживается в экономике автоматически. Любые отклонения от него самоустраняются посредством механизма расхождения ожидаемого уровня цен с фактическим. Следовательно, равновесие при полной занятости в долгосрочном периоде является устойчивым.