8. понятие =музейная коммуникация=
.doc8. понятие «музейная коммуникация».
Коммуникация – это передача информации от одного создания другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями .
Современный общенаучный коммуникационный подход имеет в основном два источника. Первый - это разработанная в 1949 г. К.Шенноном математическая теория связи, в которой были намечены основные элементы акта передачи информации: источник информации, передатчик, канал, приемник, адресат и шум. Вторым источником является концепция канадского философа М.Мак-Люэна, который в ряде работ, опубликованных в 1960-е гг., предложил рассматривать развитие человеческого общества как развитие средств коммуникации, включающих широкий круг разнообразных явлений - язык, дороги, деньги, печать, телевидение, компьютеры и т.д.
Понятие «музейная коммуникация» ввел в научный оборот в 1968г. канадский музеолог Дункан Ф. Камерон. Он считал, что отличительными чертами музея, как коммуникативной системы, является визуальный и пространственный ее характер. Согласно этому, музейная коммуникация - это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». Такой подход позволил Кемерону сформулировать ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории.
-
Наряду с хранителями -экспозиционерами полноправное участие в создании музейной экспозиции должны принимать художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации.
-
Экскурсоводам (музейные педагоги) следует отказаться от попыток перевести визуальные высказывания в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют.
-
В музее должны прийти новые специалисты – музейные психологи и социологи, которые будут обеспечивать «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.
Идеи Камерона стали одним из поворотных пунктов развитии музееведческой теории. В 1980-е происходит оформление теории музейной коммуникации, существенный вклад в которую внесли исследования Гнедовского, Стронга и других.
Постепенно в музееведении сформировался новый, коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривается в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Сформировались так же модели музейной коммуникации. Одной из наиболее распространенных моделей является такая, в которой посетитель общается с сотрудником музея с целью получить знания, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. Другая модель: посетитель общается непосредственно с экспонатом, которые приобретает самоценное значение. Цель второй модели – не получение знаний, а эстетическое восприятие (наиболее хар-но для худож.музеев).
Принципиально новым подходом стал подход немецкого музееведа Ромедера – музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, ибо он всегда лишь «некоторого общественно-исторического содержания», и позволяет общаться с иной культурой. Главное в его подходе – преодоление культурно-исторической дистанции. Сотрудник музея здесь – посредник между культурами.
Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным в случае, если культурные установки которые определил один из субъектов коммуникации «не прочитываются» другим субъектом. Восприятие также зависит от способности сотрудника музея донести информацию о экспозиции до посетителя.
Для устранения коммуникационных нарушений и в целях выработки «общего взгляда на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания и психологического исследования в рамках «музей и посетитель», которые позволили бы музеям устанавливать «обратную связь» со своей аудиторией.