Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Г.П. Куропятник. Война Юга и Севера

.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
217.6 Кб
Скачать

Две обнадеживающие победы - под Геттисбергом и Виксбургом и геройское поведение черных бойцов изменили отношение значитель­ной части солдат армии Союза к Прокламации Линкольна: отныне они воспринимали ее позитивно.

К этому времени Линкольн отказался от нереальных планов "эва­куации"7-5 миллионов черных мужчин, женщин и детей в другие страны или создания на землях Запада отдельного штата "только для черных". Из богатого жизненного и политического опыта он знал, что подавля­ющее большинство его соотечественников могли бы воспринять эман­сипацию только как вынужденную военную меру для ускорения побе­ды над мятежниками. А участие в войне бывших рабов против мятеж­ников-рабовладельцев могло спасти немало жизней белых северян. Ис­пробовав разные подходы к решению этого вопроса, Линкольн нашел способ объединить эти две казавшиеся ранее несовместимыми цели (восстановление единства страны и освобождение рабов) в одну - созда­ние свободного для всех Союза. В результате изменение политического курса в сторону эмансипации постепенно, не без сомнений и сопротив­ления, начал поддерживать основной состав армии. Но происходило это не под воздействием политических мотивов, или моральных увещева­ний, а по вполне прагматической причине - вступление в ряды армии тысяч черных солдат придавало Союзу силы и приближало подавление мятежа. Разумеется, сообщения о несправедливостях и бедственном по­ложении освободившихся от рабства черных вызывали у северян ис­креннее беспокойство и сочувствие, но они не хотели, чтобы эта огром­ная масса обездоленных людей нагрянула в их штаты.

По некоторым дневникам и комплектам писем фронтовиков мож­но проследить, как менялись их взгляды на войну и перемены в полити­ке. Почти все они пошли добровольцами с главной и единственной це­лью - сохранить Союз. Многие теперь соглашались принять Проклама­цию Линкольна, но не ради самих черных, а в силу военной необходимо­сти, например уже упоминавшийся рядовой А. Стили. Под влиянием ухудшавшейся военной обстановки он постепенно склонялся к мысли, что ради спасения страны следует прибегнуть к самым решительным мерам, в том числе к эмансипации. К июню 1863 г. Стипп уже полагал,

73 Fredrickson G.V. A Man But Not a Brother: Abraham Lincoln and Racial Equality // Journal of Southern History. 1975. Vol. 41. Febr. N 1. P. 39-58.

67

что в сложившейся ситуации правительство и военное командовании имели право принять "'любые достойные меры для подавления этого ди­кого мятежа и восстановления мира на нашей земле"74.

Быстрее, чем Стипп сориентировался в меняющейся обстановке молодой пехотинец из Висконсинского полка Харвэй Рэйд. Еще не­сколько месяцев назад он категорически возражал против вмешатель­ства во внутренние дела рабовладения. Однако боевое крещение чер­ных новобранцев показало, что из них могут получится толковые сол­даты. Для Рэйда и его друзей это означало, что Прокламация доказала свою действенность на практике. В письме домой от 27 сентября 1863 г. Рэйд откровенно признался родителям, что раньше он ошибался, когда считал Прокламацию Линкольна "неразумной" затеей: "Но время и опыт, - писал он, - доказали, что эта мера является не только разумной, но и одним из действенных средств, которые до сих пор использовались для подавления мятежа'"75.

При вступлении добровольцем в армию У. Строзер беззаветно ве­рил в жизненную необходимость Союза и категорически отвергал аргу­менты аболиционистов и других радикалов, что рабовладение - главная причина, "движущая сила и направляющая идея мятежа"76. Он считал, что "проблема" черных не имеет никакого отношения к "семейной ссо­ре" белых американцев. Рабство прописано в основном законе страны, а он, Строзер, против покушения на Конституцию, разработанную и одо­бренную отцами-основателями Североамериканской республики. Из до­военного опыта общения с рабами в Виргинии он вынес убеждение, что черные не могут прожить без белых, их нужно неусыпно держать в стро­гости и при малейших попытках неповиновения ставить на свое место.

Однако пребывание Строзера в действующей армии, как и для мно­жества других солдат, не прошло бесследно. Он многое повидал и мно­гое пережил. Огромное впечатление на него произвели группы черных, переходивших линию фронта с готовностью воевать на стороне Союза и надеждой на обретение свободы. Постепенно взгляды Строзера на ра­бовладение стали меняться. В итоге он пришел к заключению, что "осо­бый институт" Юга следует ликвидировать, хотя не очень-то верил в та­кую возможность. Еще в конце 1862 г. он писал семье: "Что касается меня, то пусть вся эта система (рабовладение. - Г.К.) пойдет прахом, я был бы только рад этому. Но ведь правительство, не нарушая свои принципы и обещания (не вмешиваться в дела рабовладения. - Г.К.), не может пойти на такой шаг, поскольку окажется вовлеченным в массу бесконечных и непреодолимых трудностей"77.

В первые месяцы 1863 г. он не обнаружил никакой практической пользы от Прокламации Линкольна: "Все негры, которых она освобо­дила. - отметил Строзер, - все еще являются рабами"78. Раздумывая над

74 A- Siipp to Helen Shell, June 12, 1863. Цит. no: Jimerson R.S. Op. c\t. P. 46.

75 The Civil War Letters of Harvey Reid. P. 89-92.

76 Memoir and Letters of Charles Sumner/Ed. by E.L. Pierce. Vol. 1-4. Boston. 1893. Vol.4. P. 47.

77 The Diaries of D.H. Strother. Oct. 23, 1862.

78 Ibid. Febr. 10, 1863.

68

причинами этого, он пришел к выводу, что свободу рабам может обес­печить только применение военной силы. В дневнике появилась запись: "Там где нет федеральных войск, положение негров не изменилось". Теперь он уже был готов полностью признать, что курс правительства на эмансипацию может принести пользу Союзу. Лишь когда требования Прокламации были подкреплены успешными действиями армии Союза под Виксбургом и Геттисбергом, Строзер признал, что одно только объявление об освобождении рабов сыграло весьма существенную роль в успешных действиях против мятежников.

В дневнике Строзера 10 октября 1863 г. появилось умозаключение, к которому независимо друг от друга приходили в то время многие сто­ронники Союза не только в Америке, но и в Европе: "До тех пор пока правительство воевало против мятежников консервативными средства­ ми, Союз терпел поражение. После публикации Прокламации об осво­бождении произошел перелом в ходе войны и с этого момента мятеж был обречен на поражение"79.

А. Линкольн понимал, что для достижения победы необходимо объединить все силы, борющиеся за сохранение Союза. Он старался опираться в первую очередь на миллионы поселенцев Запада, рабочих и ремесленников Северо-востока, учитывая при этом их укоренившие­ся расовые предрассудки. Общаясь с простыми людьми, он отдавал се­бе отчет в том, что большинство северян смирится с отменой рабовла­дения на Юге, но при одном условии: если в ходе войны с мятежниками будут подняты и решены вопросы, затрагивающие их непосредствен­ные интересы. Для достижения понятных и жизненно важных целей они могут объединиться в непреодолимую силу, перед которой не усто­ит любой противник.

Президент не уставал разъяснять свою позицию: "Моя главная цель в этой борьбе - спасти Союз, а не сохранение или уничтожение рабст­ва". Идя навстречу тем согражданам, кто был сторонником энергично­го ведения войны, но выступал против отмены рабства на Юге, Лин­кольн заявил: "Если бы я мог спасти Союз, не освободив при этом ни одного раба, я бы сделал это"'. Обращаясь прямо к лояльным плантаторам пограничных штатов, он добавил: "Если бы при этом была возможность освободить только часть рабов, я пошел бы и на это. Все, что я предпринимаю в отношении рабовладения и цветной расы, я делаю по­тому, что надеюсь этим спасти Союз".

Заключительная фраза программного документа имела глубокий смысл: "Я подтверждаю многократно выраженное мной желание ви­деть повсюду людей свободными"80. Таким образом, предлагалась осно­ва для сближения точек зрения северян, расходившихся между собой по многим вопросам, в том числе по вопросу рабовладения. На первый план выдвигался самый притягательный идеал Нового Света – свобода для всех: свободное правление народа из народа и для народа81.

79 Ibid. Oct. 10, 1863.

80 Lincoln A. Collected Works. Vol. 5. P. 388-389.

81 Ibid. Vol. 7. P. 19.

69

На протяжении всего конфликта в письмах солдат Союза с фронта ни разу не ставилось под сомнение, что призывы к сохране­нию Свободы способны сплотить патриотов для защиты целостно­сти страны82. Молодой сержант Артур Карпентер в возвышенном стиле писал своей любимой бабушке в Индиану: "Пусть будущие историки расскажут о том, с каким благородством приверженцы Союза сражались за священный храм Свободы". Мятеж Юга вос­принимался многими как попытка разрушить Соединенные Шта­ты - "священный оплот Свободы, когда-либо воздвигавшийся на земле"83.

Уже известный нам сержант из Новой Англии У. Строзср так же подчеркивал преимущества созданного в Америке правле­ния, обеспечившего по тем временам "наиболее полную свободу, когда-либо достигавшуюся человеческим обществом". Солдат из штата Огайо У. Делэнд писал друзьям, что "готов отдать жизнь за великий принцип свободы, только бы не видеть Юг торжествую­щим" 84.

По мере развития военных успехов Союза в 1864-1865 гг. крепла уверенность северян в близком разгроме мятежников и правильности избранного Линкольном курса. Те, кто до этого был убежден, что един­ственно жизненно важная цель войны - сохранение Союза, получили возможность присоединиться к тем, кто призывал сохранить не только Союз, но и свободу белых, а кроме того, предоставить ее черным, по­скольку участие десятков тысяч черных бойцов в войне явилось суще­ственным вкладом в победу.

Три президентских варианта решения проблемы сохранения Со­юза [путем (1) всеохватывающей эмансипации, (2) частичной эманси­пации, (3) без эмансипации] выражали суть политики общественной целесообразности. Логика развития общенационального кризиса подводила северян к пониманию того, что только разгром мятежни­ков позволит сохранить свободные институты Севера. Огромную роль в достижении этого сыграли патриотические ассоциации, лиги и клубы, возникшие на местах еще в 1862 г. при негласной поддерж­ке Линкольна85. В значительной степени, опираясь на Лиги сторон­ников Союза, Линкольну удалось объединить ранее считавшиеся не­совместимыми задачи: сохранение единства Союза и ликвидацию рабства.

Как свидетельствуют приведенные ранее фрагменты из дневников и писем, солдаты Союза воспринимали события иначе, чем многие про-

82 McPherson J.M. Abraham Lincoln and the Second American Revolution. N.Y., 1990. P. 55-56; Idem. What They Thought For 1861-1865-N.Y., 1994. P. 9-26.

83 Jimerson RS. Op. cit. P. 32.

84 The Diaries of D.H. Strother. P. 123.

85 Куропятник Г.П. Час пик в истории США: Выборы 1864 г., решившие судьбу Со­юза штатов // Новая и новейшая история. 1997. № 6.

70

фессиональные историки следующих поколений. Северяне объедини­лись против мятежников вовсе не потому, что были озабочены бедст­венным положением черных рабов на южных плантациях белых гос­под. В ходе войны мало кто из северян изъявлял готовность заботиться о правах освобожденных черных, поскольку расистские предрассудки довлели над подавляющим большинством северян. Еще долгие десяти­летия после окончания Гражданской войны страна оставалась общест­вом расовых привилегий и сегрегации.