Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

контрольные / ВКР по МЧП (В3 задачи 1,3)

.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
16.06.2023
Размер:
19.09 Кб
Скачать

МЧП

Задача 1.

1. Согласно ст. 157 СК РФ браки между российскими гражданами, проживающими за пределами Российской Федерации, заключаются в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ. Наряду с этим статья признает действительными браки, совершенные между российскими гражданами по законам страны, на территории которой они заключены. Однако где бы ни был заключен такой брак, в России он является недействительным, если супругами становятся, например, лица, хотя бы один из которых уже состоит в другом зарегистрированном браке (пусть заключенном за рубежом, но признаваемым по законам РФ). Это же правило охватывает браки российских граждан с иностранцами и лицами без гражданства. Таким образом, для брачных отношений с участием российских граждан нормы ст. 14 СК (препятствующие заключению брака) имеют экстерриториальный характер, т.е. действуют в любом случае, где бы российские граждане ни находились. Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации. Они будут признаны действительными, даже если при их заключении нарушены предусмотренные законодательством РФ условия заключения брака и существуют предусмотренные законодательством РФ препятствия к заключению брака (например, условие о моногамности брака).

Вывод: Брак между гражданской РФ и женатым гражданином СУ будет не будет признаваться в РФ.

2. Сущность: На сегодняшний день оговорка о публичном порядке (ordre public, public policy, Vorbehaltsklausel) является известным правовой системе каждого государства принципом МЧП, назначение которой состоит в обеспечении защиты основ правопорядка страны суда («национальных интересов») от нежелательных последствий применения иностранной нормы к конкретному правоот­ношению. Эта защитная функция осуществляется посредством ограничения действия коллизионной нормы, предусматривающей общую отсылку к неопределенному кругу иностранных законов. Она применяется также в области международного гражданского процесса по вопросам признания и при­ведения в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, исполнения поручений судов иностранных государств.

Теории: Российские законы используют три формулы оговорки о пуб­личном порядке:

  • «основы правопорядка» — закреплена в част­ноправовых законах (например, ст. 167 СК РФ, ст. 1193 ГК);

  • «суверенитет и безопасность» — используется в процессуальных актах (например, подп. 5 п. 1 ст. 412 ГПК РФ, п. 2 ст. 407 ГПК РФ о судебных поручениях);

  • «публичный порядок» — получила закрепление в Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 г. (п. 2 ст. 34 и п. 2 ст. 36) и в Арбитражном процессуальном кодексе 2002 г. (подп. 7 п. 1 ст. 244) в качестве основания для отказа в признании и исполнении решения иностранного суда и ино­странного арбитражного решения.

Несмотря на различные подходы к представлению о публич­ном порядке в судебной практике разных государств и различные взгляды конкретных авторов, можно выделить те элементы, кото­рые чаще всего включаются в его содержание:

  1. это ос­новополагающие принципы национального права соответствую­щего государства;

  2. это нормы морали и справедливости;

  3. коренные интересы государства или его членов;

  4. общепризнанные принципы и нор­мы международного права, особенно нормы о правах человека.

3. В современном международном частном праве закреплены две защитные оговорки, ограничивающие применение иностранного закона — оговорка о публичном порядке (ст. 1193 ГК РФ) и оговорка о сверхимперативных нормах (нормах непосредственного применения – lois de police/ст. 1192 ГК РФ). Это два различных правовых института, две различные правовые категории, имеющие при этом смежный характер. И в российской, и во французской доктрине неизменно подчеркивается, что механизм действия сверхимперативных норм существенно отличается от оговорки о публичном порядке. Сверхимперативные нормы — это нормы прямого действия и непосредственного применения (lois d’application immediate/например, ст.ст. 10, 168 ГК РФ). Они подлежат применению независимо от того, какое право признано компетентным; ни выбор права сторонами, ни действие коллизионных норм страны не могут устранить их применения. Механизм публичного порядка отличает подход, основанный на априорном признании внешних источников. Как защитный механизм правовой системы, оговорка о публичном порядке вступает в действие лишь в случаях установления действительного и эффективного нарушения либо угрозы нарушения фундаментальных ценностей. Иными словами, «действие императивной нормы — это составная часть позитивного процесса определения применимого права, а оговорка о публичном порядке — это негативный процесс отторжения».

Задача 3.

Согласно ч.1 ст. 1224 ГК РФ отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, — по российскому праву.

Статья посвящена отношениям по наследованию, осложненным иностранным элементом, и включает в себя следующие коллизионные нормы:

— привязка к праву страны, где наследодатель имел место жительства (домицилий) — статут наследования;

— привязка к праву страны, где находится имущество;

— привязка к праву страны, в которой имущество внесено в государственный реестр;

— привязка к праву страны совершения сделки. Нормы статьи более близки к коллизионному праву англосаксонской системы, нежели романо-германской.

Так, в США, Австралии, Великобритании и других странах англосаксонской системы для недвижимого имущества действует закон места нахождения вещи, а для движимого наследственного имущества — закон места жительства наследодателя.

Согласно п. 2 ст. 1205 ГК РФ принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.

Также следует отличать место жительство от места пребывания (Ольга находилась в командировке, значит, Омск – место жительство, США – место пребывания).

Согласно ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.

Таким образом: открытие наследства произошло на территории РФ; отношения по наследованию имущества, оставшегося после смерти Ольги должны подчиняться праву РФ.

Соседние файлы в папке контрольные