Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!!Экзамен зачет 2023 год / Комментарий по поручительству

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
71.21 Кб
Скачать

Другим основанием для отказа гаранта является предъявление требований бенефициаром после истечения срока гарантии. Срок является существенным условием гарантии (п. 4 ст. 368 ГК), поэтому его указание обязательно в гарантии. При определении момента предъявления требования бенефициара гаранту следует руководствоваться положениями ст. 165.1 ГК, в соответствии с которыми такое требование будет порождать гражданско-правовые последствия с момента доставки его гаранту, если иное не предусмотрено в самой гарантии.

Гарант обязан согласно п. 2 ст. 375 ГК рассмотреть требование бенефициара и приложенные к нему документы в течение пяти дней со дня, следующего за днем их получения, если иной срок не предусмотрен в гарантии. В случае принятия решения об отказе удовлетворить требования бенефициара гарант обязан уведомить об этом бенефициара в течение этого срока с указанием причины отказа.

Ранее действующее законодательство допускало направление бенефициаром повторного требования, которое гарант обязан был удовлетворить даже при наличии у него оснований для отказа. В новой редакции комментируемой статьи данное правило отсутствует, но это не лишает бенефициара права, получив отказ гаранта, повторно направить свое требование, устранив те недостатки, которые послужили основанием для отказа, например приложить необходимые документы. Представляется, что к повторному требованию бенефициаром подлежат применению правила комментируемой статьи в полном объеме, поэтому предъявление такого требования по окончании срока действия гарантии является основанием для отказа гаранта от его удовлетворения, даже если первоначальное требование бенефициара было предъявлено в рамках срока действия гарантии.

2. В отличие от ранее действующего законодательства гаранту предоставлено право приостановить платеж по гарантии при наличии обстоятельств, перечисленных в п. 2 комментируемой статьи. Перечень таких обстоятельств является исчерпывающим и не может быть расширен в гарантии. К ним относится недостоверность приложенных к требованию документов; невозникновение обстоятельства, наступление которого влечет выплату по независимой гарантии; недействительность обеспеченного обязательства; принятие бенефициаром исполнения по основному обязательству без каких-либо возражений.

Следует особо подчеркнуть, что действия гаранта по приостановлению платежа по гарантии должны отвечать требованию разумности. Суд при разрешении спора должен будет оценить наличие у гаранта разумных оснований для приостановки платежа.

3. Срок приостановки платежа по гарантии не может превышать семи дней. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи данный срок начинает течь с момента уведомления гарантом бенефициара и принципала о причинах и сроках приостановления платежа.

Однако законодатель не определил соотношение срока приостановки платежа со сроком рассмотрения требований бенефициара, установленным в п. 2 ст. 375 ГК. Требование немедленного уведомления гарантом бенефициара и принципала о причинах и сроках приостановки платежа свидетельствует о том, что гарант должен направить такое уведомление в любом случае не позднее окончания срока, установленного для рассмотрения требований бенефициара. Таким образом, общий срок для осуществления платежа по гарантии или отказа от его осуществления не может превышать двенадцать дней со дня получения требования бенефициара.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи гарант несет ответственность перед бенефициаром или принципалом за необоснованное приостановление платежа, однако форма ответственности не уточняется. Представляется, что в гарантии или в соглашении о выдаче гарантии может быть установлена неустойка за необоснованное приостановление платежа и/или за необоснованный отказ от платежа. При отсутствии такого условия с гаранта могут быть взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК), а также убытки.

5. Если в течение срока приостановки платежа гарант не сможет подтвердить наличие оснований для отказа в удовлетворении требований бенефициара, то он должен произвести платеж по гарантии. При этом необходимо учитывать, что обстоятельства, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи, сами по себе не являются основаниями для отказа от платежа по гарантии. Например, недействительность основного обязательства может быть в гарантии указана в качестве обстоятельства, влекущего выплату суммы гарантии. Решающее значение имеет соответствие требования бенефициара условиям гарантии. Поэтому гарант может отказаться от выплаты суммы гарантии только при наличии формальных признаков, свидетельствующих о несоответствии требования бенефициара условиям гарантии.

Статья 377. Пределы обязательства гаранта

Комментарий к статье 377

1. Правила п. 1 комментируемой статьи не претерпели изменений. Как и ранее, обязательство гаранта по независимой гарантии ограничено суммой, на которую выдана гарантия. Гарант в отличие от поручителя не обязан возмещать бенефициару убытки, уплачивать ему неустойку и др. сверх суммы, указанной в гарантии. Но при этом нужно иметь в виду, что сумма гарантии может быть определена как в твердом размере, так и путем указания на порядок ее определения.

2. Помимо обязанности уплатить сумму гарантии на гаранта возлагается ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по гарантии. Невыполнение обязательства по гарантии означает отказ гаранта от удовлетворения требований бенефициара. Ненадлежащее исполнение гарантии может состоять в нарушении срока осуществления платежа по гарантии, в том числе при нарушении срока рассмотрения требований бенефициара или срока приостановления платежа, а также в уплате меньшей суммы, чем та, на которую выдана гарантия. Таким образом, гарант несет ответственность за собственные действия.

Следует подчеркнуть диспозитивный характер данной нормы, позволяющий в гарантии исключить ответственность гаранта за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по гарантии. Так, при толковании условия гарантии: "Ответственность Гаранта перед Бенефициаром ограничивается суммой, на которую выдана настоящая Гарантия", суд пришел к выводу, что гарант не брал на себя обязательство уплатить бенефициару какие-либо иные платежи, в том числе связанные с несвоевременной выплатой суммы гарантии (Постановление ФАС МО от 16 августа 2013 г. по делу N А40-149579/2012).

Кроме того, как указал Президиум ВАС РФ, обязательство предоставить банковскую гарантию может быть обеспечено неустойкой (п. 1 ст. 329 и п. 1 ст. 330 ГК), поскольку гражданское законодательство никаких исключений для данного вида обязательства не содержит и обеспечение неустойкой не является несовместимым с характером обязательства (Постановление Президиума ВАС РФ от 13 октября 2011 г. N 5531/11 по делу N А43-7693/201047-225).

Денежный характер обязательства гаранта по выплате денежной суммы, предусмотренной гарантией, позволяет применять в случае нарушения данного обязательства положения ст. 395 ГК. В п. 19 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 13/14 указано, что "при отсутствии в гарантии иных условий бенефициар вправе требовать от гаранта, необоснованно уклонившегося или отказавшегося от выплаты суммы по гарантии либо просрочившего ее уплату, выплаты процентов в соответствии со статьей 395 Кодекса".

Статья 378. Прекращение независимой гарантии

Комментарий к статье 378

1. В п. 1 комментируемой статьи перечислены основания прекращения независимой гарантии. Некоторые из перечисленных оснований выступают частными случаями общих оснований прекращения обязательств. Уплата бенефициару суммы, на которую выдана гарантия, является надлежащим исполнением и влечет прекращение данного обязательства (см. комментарий к ст. 408 ГК). Отказ бенефициара от своих прав по гарантии следует квалифицировать как прощение долга (ст. 415 ГК).

Другие основания прекращения гарантии обладают спецификой, обусловливающей необходимость их закрепления в комментируемой статье. Так, обязательство гаранта прекращается окончанием срока действия гарантии. Данный срок по своей правовой природе пресекательный, что обусловливает невозможность удовлетворения требований бенефициара, предъявленных по окончании срока действия гарантии (см. комментарий к п. 1 ст. 376 ГК).

Новеллой является закрепление в качестве основания прекращения независимой гарантии соглашения между гарантом и принципалом. В отношении такого соглашения какие-либо требования законом не установлены. По аналогии с правилами о расторжении договора для соглашения о прекращении независимой гарантии требуется письменная форма, так как такая форма предусмотрена в п. 2 ст. 368 ГК для независимой гарантии (ст. 6, п. 1 ст. 452 ГК).

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи необходимость возврата независимой гарантии для прекращения обязательств гаранта возникает только тогда, когда это предусмотрено либо в независимой гарантии, либо в соглашении между бенефициаром и гарантом о прекращении гарантии. Следовательно, при отсутствии такого условия в независимой гарантии отказ бенефициара от своих прав по гарантии влечет прекращение независимой гарантии и без ее возврата гаранту. Также влечет прекращение независимой гарантии независимо от ее возврата гаранту и соглашение между гарантом и принципалом о прекращении обязательства гаранта перед бенефициаром, если в соглашении не установлено иное.

В тех случаях, когда прекращение независимой гарантии очевидно в силу таких фактов, как уплата бенефициару суммы, на которую была выдана гарантия, или истечение срока действия гарантии, ее возврат не имеет правового значения.

При этом сохранилась некоторая неопределенность в вопросе о том, можно ли расценивать возврат оригинала независимой гарантии гаранту как отказ бенефициара от своих прав. Судебная практика заняла именно такую позицию. Так, ВС РФ посчитал, что "суд округа правомерно исходил из прекращения обязательств банка по выданной гарантии в связи с ее возвратом, указав, что какие-либо правовые обоснования указанных действий, помимо отказа бенефициара от своих прав по гарантии, в деле не представлены" (Определение ВС РФ от 13 января 2015 г. по делу N 305-ЭС14-3428, А40-150821/13).

3. На гаранта возлагается обязанность немедленно уведомить принципала о прекращении гарантии, так как ее прекращение влияет на отношения между принципалом и гарантом. Если гарантия прекращена уплатой суммы гарантии, то гарант может предъявить принципалу требования о возмещении выплаченных сумм.

Статья 379. Возмещение гаранту сумм, выплаченных по независимой гарантии

Комментарий к статье 379

1. В п. 1 комментируемой статьи изменено ранее действующее правило о том, что право гаранта требовать от принципала возмещения сумм, выплаченных по гарантии, возникает только на основании соглашения между гарантом и принципалом. Последовательная реализация в ходе модернизации гражданского законодательства принципа независимости гарантии от иных обязательств, в том числе и от соглашения гаранта и принципала, обусловила закрепление диаметрально противоположного правила. На принципала возлагается обязанность возместить выплаченные гарантом денежные суммы по гарантии, если иное не предусмотрено соглашением о выдаче гарантии. Например, при выдаче независимой гарантии страховой организацией включение условия об освобождении принципала от возмещения гаранту выплаченных сумм оправданно исходя из сущности страховых отношений.

2. Принципал обязан возместить гаранту только те денежные суммы, которые выплачены в соответствии с условиями независимой гарантией. Если гарант удовлетворил требование бенефициара, не соответствующее условиям независимой гарантии, то риск такого платежа лежит на гаранте, и он не вправе предъявлять требования к принципалу о возмещении выплаченных бенефициару сумм. Не подлежат возмещению и денежные средства, взысканные с гаранта за невыполнение или ненадлежащее выполнением им обязательства по гарантии, так как ответственность гаранта носит самостоятельный характер. При этом правило п. 2 комментируемой статьи носит диспозитивный характер, поэтому в соглашении гаранта и принципала о выдаче гарантии вопросы возмещения денежных средств могут быть решены иначе.

Особого внимания заслуживает указание на согласие принципала на платеж по гарантии как основание возмещения гаранту сумм по гарантии, выплаченных им не в соответствии с условиями независимой гарантии. В п. 1 ст. 375 ГК и п. 3 ст. 376 ГК установлены обязанности гаранта по уведомлению принципала соответственно о получении от бенефициара требований и о причинах приостановления платежа по гарантии. Исходя из смысла п. 2 комментируемой статьи в этих случаях принципал может дать свое согласие на совершение платежа, переложив на себя риски гаранта за осуществление платежа, не соответствующего условиям гарантии. К согласию принципала применяются правила ст. 157.1 ГК, в частности следует учитывать, что молчание принципала не может считаться согласием на платеж.