!!Экзамен зачет 2023 год / Тема 37. Перемена лиц в обязательстве
.docxСуханов. "О видах сделок в германском и российском ГП" 2006 г. Вестник ГП №2
Вопрос 5: Перемена лиц в обязательстве
Юридическая конструкция, позволяющая заменить стороны, не меняя структуры обязательства (объект и содержание, другие субъекты).
По соглашению или по закону.
Замена кредитора:
Происходит путём перехода прав требования, которые принадежат кредитору, к другому лицу - это мб и должник - прекращение обязательства путём совпадения в одном лице должника и кредитора (ст. 413).
- уступка права требования (в т.ч. цессия);
- переход прав требования на основании закона;
-замена должника в обязательстве.
Переход прав требования:
Уступка прав требования - переход прав требования на основании сделки (иногда = цессия, но не всегда, потому что уступка мб не только в рамках цессии).
Белов: Активная цессия – перенос права требования;
Пассивная цессия – перевод долга.
Цессия - уступка прав требования прежним кредитором - цедентом - новому кредитору - цессионарию - поэтому цессия - это не сделка, то есть не юридический факт.
Цессию нельзя отождествлять со сделкой, которая лежит в основе перехода прав. Т.к. сделка – юр.факт, который порождает данное правоотношение.
Ст. 389. 1 – могут быть дополнительные права и обязанности между сторонами.
Распорядительная сделка - перенос, переход, передача уже существующих прав, то есть не порождает никаких прав и обязанностей - такой называют цессию. НО ЭТО ИСТИТУТ НЕМЕЦКОГО ПРАВА, абстрактная сделка, у нас такого нет - возможно только в правопорядке, где есть четкое распоряжение между сделкой, которая порождает обязательства и той, что переносит права.
Каузы нет, т.к. это не каузальная сделка, а абстрактная.
Правило разделения (для анализа), но немцы придают им особое значение: независимость и абстрактность. Можно сказать, что она распорядительная, но не отождествлять с понятием из немецкого права.
Правовая природа сделок, влекущих уступку права, может быть различной – ст. 454 ГК - купля-продажа. Безвозмездная уступка – п.1 ст. 572 ГК – договор дарения. Уступка прав по денежному обязательству с целью финансирования -п.1 ст. 824 – факторинг.
Разграничение уступки прав и сделки, на основании которой уступка, - большое значение.
Должнику впринципе всё равно, кому выполнять обязательство. Исключение, когда личность имеет принципиальное значение (или её местоположение, или личность, или характекристики).
Плюсы понимания цессии в качестве договорного правоотношения – такой подход позволяет оформить уступку будущего права. Цессия как сделка возможна в отношении права ещё не существующего. Такая возможность предусмотрена в ст. 388.1 ГК РФ – уступка будущего требования. Но должно существовать на момент заключения соглашения об уступке, цедент есть управомоченным субъект, отсутствие ограничений по договору и по закону, публичный запрет: ст. 380 ГК РФ.
Для цессионного правоотношения имеет значение статус цессионария и природа уступаемого права. Если речь идет о статусе, то не может быть уступлено право, обусловленное данным статусом, субъекту, который таким статусом не обладает. Пример: договор франчайзинга (коммерческой концессии) – классическая разновидность предпринимательского договора (стороны – только предприниматели). Права пользователя по договору франчайзинга не могут быть уступлены некоммерческой организации, поскольку сама характеристика этих прав обусловлена статусом субъекта правоотношений (ст. 1027 ГК РФ).
Следует отличать ситуации, когда право уступается субъектам, обладающим специальным статусом, но при этом само право этим статусом не обусловлено. Банк – кредитная организация – этот субъект действует на основании лицензии и может совершать операции и сделки, которые относятся к числу банковских операций и сделок. Договор кредита не может осуществлять субъект-не банк. Банк заключает кредитный договор, и заемщик денежные средства вовремя не возвращает. Между ними возникает классическое денежное обязательство, связанное с возвратом денежных средств, а не статусом банка. Банк может уступить это право третьему лицу (как правило, коллекторам). П.12 ПП ВС РФ от 21.12.2017 №54.
12. Если иное не установлено законом, отсутствие у цессионария лицензии на осуществление страховой либо банковской деятельности не является основанием недействительности уступки требования, полученного страховщиком в порядке суброгации или возникшего у банка из кредитного договора.
Суброгация (от лат. subrogare - заменять, восполнять) - один из вариантов замены кредитора в обязательстве, состоящий в переходе права требования к новому кредитору в размере реально произведенного им прежнему кредитору исполнения.
Нередко статус цессионария имеет особое значение при решении вопросов об уступке права. Например, коммерческая организация, являясь цедентом (правообладателем), не может уступить другой коммерческой организации право требования на безвозмездных началах. В силу п.1 ст.572 ГК РФ данная уступка будет являться договором дарения. Между коммерческими организациями уступка права может быть только возмездной, так как дарение между коммерческими организациями запрещено. Само по себе отсутствие условия о цене в договоре не может служить основанием для классификации данного договора в качестве договора дарения. Договор дарения будет иметь место, если однозначно будет следовать воля сторон на безвозмездную передачу права.
В рамках цессии можно уступить далеко не любое право. В рамках ст. 383 устанавливаются случаи, когда уступка права не допускается. Речь о правах, неразрывно связанных с личностью кредитора. Это права требования в рамках алиментных и деликтных правоотношений. Вторая ситуация – личность кредитора имеет для должника существенное значение. В этом случае уступка права требования возможна, но с согласия должника.
Личность товарища в простом товариществе, как кредитора, имеет существенное значение (п.4 Обзора «Разрешения арбитражными судами споров на участие в строительстве», утвержден информационным письмом №56).
Необходимость получения согласия должника на уступку права может быть обусловлена законом или договором. Это ситуация, когда нет прямой связи права и личности. Закон – ст.121 Кодекса торгового мореплавания (при перевозке груза по чартеру фрахтователь вправе с согласия перевозчика уступить свои права по договору морской перевозки третьим лицам).
Если существует принципиальная возможность уступки права, то она может быть реализована полностью или в части (право может быть уступлено полностью или частично – ч. 2 ст. 384). ГК изначально допускал возможность частичной уступки права. Суды раньше признавали только полную уступку права из-за названия гл.24 «Перемена лиц в обязательстве» (полная смена кредиторов). Денежное в части возможно всегда! В других случаях важен предмет исполнения – предметом обязательства должна быть делимая вещь.
При уступке части требования в длящемся правоотношении необходимо четко установить параметры, характеристики уступаемой части. Если, например, речь идет о денежном обязательстве, то нужно установить конкретный временной период, на который уступлено право. Если такого соглашения нет, то договор может быть признан недействительным.
Еще одно изменение коснулось синаллагматических обязательств. Раньше в их рамках не допускалась уступка требований. Раньше перемена лиц была невозможна, так как кредитор не выходил из правоотношений, он оставался в качестве должника. Сейчас возможна.
Синаллагматический договор – это соглашение сторон, которое содержит взаимосвязанные (взаимные) обязательства.
Есть презумпция, что право уступается цессионарию в полном объеме (в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права). Поэтому цессионарию перейдет не только право требования основного долга, но и права по акцессорным обязательствам.
Цедент отвечает перед цессионарием за недействительность переданного требования, но не отвечает за исполнение этого требования должником. Есть исключение, когда цедент принимает поручительство за должника перед цессионарием (ст. 390 ГК РФ).
Если уступка права совершается в отношении недействительного права (но корректнее говорить об отсутствии права и её юридические основания не существуют и неправомерны), это не влечет за собой недействительность соглашения об уступке. Недействительность права требования является основанием для привлечения к ответственности цедента перед цессионарием. Исключение – предпринимательская деятельность.
Ст. 388 -
Основная обязанность цедента – это обязанность по передаче права требования.
Дополнительные обязанности: передача документов, удостоверяющих право требования, есть дополнительная информационная обязанность (цедент обязан сообщить цессионарию всю необходимую информацию для беспрепятственного осуществления права требования).
Форма соглашения об уступке права требования подчиняется правилам о форме сделки, в рамках которой происходит уступка права. Соглашение об уступке права совершается в простой письменной форме или нотариальной, в зависимости от формы сделки. Уступка по сделке, требующей регистрации, тоже должна пройти государственную регистрацию.
Должник должен быть уведомлен о состоявшейся уступке, его уведомляет либо цедент, либо цессионарий.
Права должника:
Должник имеет право убедиться в надлежащем статусе цессионария (подтверждение статуса нового кредитора – п.1 ст. 385 ГК РФ).
Право выдвижения в отношении цессионария те возражения, которые он имел против цедента к моменту получения уведомления об уступке права (если уведомление об уступке получено НЕ от первоначального кредитора).
Если речь идет об уступке права по ордерной ценной бумаге (вексель), должник не может выдвигать против кредитора те возражения, которые он имел в отношении предыдущего кредитора. Публичная достоверность ценных бумаг.
В чём отличие от договора купли-продажи или дарения?
Номинал – то, что должник должен оплатить. И требование может быть дешевле – т.к. нет обеспечения исполнения.
Переход прав требования на основании закона
Ст.387 ГК РФ – перечень таких случаев (не закрытый)
п. 4) Суброгация – классический институт страхового права. Под суброгацией понимается переход прав страхователя на возмещение ущерба к страховщику (ст.965 ГК). Специфика перехода – к страховщику переходит право требования в том объеме, который он исполнил перед страхователем.
Суброгация (от лат. subrogare - заменять, восполнять) - один из вариантов замены кредитора в обязательстве, состоящий в переходе права требования к новому кредитору в размере реально произведенного им прежнему кредитору исполнения.
Суброгация не ограничивается институтом страхования – переход прав требования на основании закона в рамках обязательства. Пример: переход прав требования к должнику в связи с уплатой суммы основного долга поручителем от кредитора к поручителю.
Перемена фигуры должника в обязательстве
Посредством конструкции перевода долга. Здесь действуют правила, установленные для цессии. На перевод долга требуется согласие кредитора. Исключение из этого правила – перевод долга в силу прямого указания закона - ст. 392.2 ГК РФ. Пример – замена должника в рамках универсального правопреемства (наследование).
Новый должник вправе выдвигать требования, основанные на отношениях между кредитором и предыдущим должником.
Независимость от воли сторон – есть нарушение воли.
Ст.392.3 – передача договора. В рамках этой конструкции одна сторона договора передает третьему лицу права и обязанности, которые у нее имелись по договору. Здесь происходит и уступка права требования, и перевод долга.