!!Экзамен зачет 2023 год / Agarkov
.docxАгарков М.М. /Перевод долга
Практическая цель, которую преследует институт переда долга, та же, что и уступка требования: уменьшение количества платежей в долговых обязательствах, в которых в совокупности участвует более, чем два лица.
Какие способы тут могут использоваться? Третье лицо может быть обязано уплатить долг кредитору в трех случаях :
Третье лицо может по договору обязаться перед должником удовлетворить кредитора. Кредитор не имеет права требования к нему и сохраняет свое право требования только перед должником, так как правоотношение возникает между должником и третьим лицом. То есть здесь нет перевода долга, а только принятие на себя третьим лицом обязанности удовлетворить кредитора. - можно писать на случай, когда кредитор не согласится.
Если в договор не внесено оговорки(требовалась по советскому ГП), то кредитор приобретает право требования к принимателю долга. То есть он будет имеет двух должников. Это так называемый кумулятивный перевод долга. – можно писать на случай, когда кредитор не согласится.
Но иногда должник хочет совсем выбить из правоотношения с кредитором, перестать быть ответ. перед ним. Долг перейдет к новому должнику, который встанет вместо кредитора. Это так называемый приватный перевод долга.
Но при приватном переводе долга никак не обойтись без учета мнения кредитора, так как должник может оказаться неисправен. В зависимости от определения характера участия кредитора мы полчуаем различные конструкции перевода долга:
В Римском праве и ГГУ используется оговор между кредитором и лицом, принимающим на себя долг. Возможность структурирования такого отношения по ГП РФ вытекает из права кредитора освободить должника от обязанности без согласия последнего.
Договор между старым и новым должником. Этот договор нуждается в одобрении кредитором, то есть сделки. Согласие кредитора является условием действительности перевода, но не элементом договора.
Перевод долга необходимо отличать от тех правоотношений, на основании которых он возникает. Так если A продает B дом, заложенный в обеспечение долга к C. Здесь отношением по переводу будет только условие о переводе= то есть согласие на само К-П испрашивать не надо в силу условия о переводе. Перевод долга носит абстрактный характер в отношении каузальной сделки между старым и новым должником.
Согласие кредитора может быть как предварительным, так и последующим(одобрение). Предварительное согласие может быть взято обратно до заключения договора о переводе, за исключением тех случаев, когда у нас по базовому договору кредитор обязался. Ст. и новый должник также могут отменить договор до выражения согласия кредитором (так как, по факту, направление ими предложения есть оферта).
Перевод долга должен осуществляться в той же форме, что и договор.
Согласие может быть сделано как в устной, так и в письменной, и даже следовать из поведения кредитора.
В результате перевода долга один должник заменяется другим, но само обязательство остается тем же. При этом долг переходит от одного лица к другому не в порядке универсального правопреемства. Частное преемство в долга аналогично частому преемству обязательственных требованиях, только здесь переходит часть пассива, а не актива. Это возможно, потому что обязательство характеризуется именно своим содержанием, а не субъектами.
Однако другие авторы, стоящие на римских позициях, считают, что долги не могут быть предметом актов распоряжения. При переводе долга на другое лицо возникает новая обязанность, только совпадающая по своему содержанию с обязанностью старого должника. Эти авторы исходят из того, что такой перевод бы существенным образом изменил обязательство (состоящее, по их менению, из обязанности и ответственности), так как оказал бы влияние на ее исполнение посредством повышения риска неисправности должника.
Агарков возражает тем, что само существо отношения это не трогает, так как обязательство остается тем же, в том числе и ответственность. Единственная разница – оно обеспечивается другой имущественной массой.
В результате перевода долга прежний должник выбывает из обязательственного правоотношения- его заменяет другое лицо, на которое переходит долг. Вопрос: какие возражения может выдвигать новый должник против требований кредитора?
В ГГУ все возражения, которые бы мог иметь старый должник – переходят, однако возражения, основанные на отношениях между старым и новым должником не имеют значения для кредитора.
Агарков согласен с таким вариантом регулирования института, тем более, что при частном преемстве правоотношение меняться не должно, да и ни к чему это. А с другой стороны, если предоставить нов. должнику право выдвигать возражения, основанные на его отношениях со старым должником = это изменение отношения, поэтому и не допустимо.
Новый должник не может ссылаться на оспоримость сделки, на которой основан долг, так как это вытекает из самого порока сделки, а не содержания отношения, которое и переходит. И право на оспаривание, соответственно, принадлежит самому лицу, совершавшему эту сделку. Более того, многие основания оспаривания(заблуждение, обман) принадлежит лично этому должнику в силу их неразрывной связью с личностью. Короче, нового должник никто не вводил в заблуждение, чего ему тогда возражать.
Может ли новый должник пользоваться зачетом?
Если встанем на позиции, что зачет у нас возникает автоматически без заявления сторон, то тогда конечно можем.
Но у нас по ГК ведь по заявлению сторон, и он считает, что тут нельзя, так как тогда новый должник получает больше прав, чем имел старый должник(погашение права требования кредитора)
Может защищаться возражениями о ничтожности или оспоримости самого договора о переводе долга.
Поруччительство и залог прекращаются, если поручить и залодатель не дали свое согласие отвечать за нового должника. Ведь исходя из акцессорности правоотношения залога и поручительства они должны сохраняться. С другой стороны, это не меняет содержания самого отношения, возникающего за пределами содержаия правоотношения, возникающего между кредитором и старым должником, так как содержание главного обязательства не затрагивается дополнительным. А почему все-таки отпадают? Объясняется это и практическими соображениями + перевод долга создает для пор. и залог. дополнительные риски по ответственности, а обязать без согласия нельзя. Причем такое согласие должно предшествовать согласию кредитора (но можно ведь структурировать договор о переводе долга так, чтобы он вступал под отлагательным условием того, что поручитель или залогодатель согласятся)