Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
75.21 Кб
Скачать

Раздел 3. Пространственный аспект исполнения обязательства

§ 1. Место исполнения обязательства

  1. Общие положения

Категория места исполнения обязательства базируется на общефилософском понятии пространства.

Место исполнения обязательства (общее определение) - более или менее обширное пространство, границы которого находятся в досягаемом месте и определяются по особым правилам. С юр. точки зрения место исполнения может и не совпадать с местом, где происходит фактический эффект исполнения, где образуется результат исполнения. Например, при пересылке предмета место исполнения и его результат могут и не совпадать.

Г. Дернбург говорит о том, что местом исполнения обязательства называется то место, где должно быть исполнено следуемое по обязательству действие и где это исполнение должно быть принято верителем. Дело в том, что действия должника по исполнению и действия кредитора по принятию исполнения могут и не совпадать. В этом смысле эти места и следует различать для соответствующих случаев, исходя из того, что в ГП регулирование места исполнения преимущественно направлено должнику, т.е. закон определяет, где именно он должен осуществить соответствующие действия в силу обязательства.

Место исполнения м.б. определено самими сторонами обязательственного правоотношения (по принципам автономии воли и свободы договора). Ограничение свободного усмотрения сторон возможно лишь на основании закона.

Если стороны не обозначат место исполнения? Есть ли подходы для прояснения ситуации?

Некоторые исследователи римского права сообщают об отсутствии у них исчерпывающей информации о месте исполнения обязательства. По другим сведениям считалось, что место исполнения, когда оно не зафиксировано сторонами, должно выводится из обстоятельств дела. Ю. Барон указывал, что место исполнения может определяться природой обязательства или его предметом. Например, слуга должен оказывать услуги в месте проживания его господина.

Если же такого предположения вывести из обстоятельств дела нельзя, то

  • вещи, определенные родовыми признаками, д.б. доставлены в место, где кредитор может предъявить по поводу них иск (обычно это местонахождение должника).

  • Индивидуально-опред вещи, с другой стороны, д.б. доставлены туда, где они были во время возникновения обязательства (заключения договора).

Отсюда общее правило, что на кредитора возложена обязанность явиться за получением причитающегося ему исполнения, на должнике не имеется обязанности произвести исполнение в месте нахождения кредитора.

Менее развитый правопорядок удовлетворяет простое определение места исполнения - у должника. Но даже в римском праве это правило было общее, но исключения! С развитием хозяйства, его усложнением, правовое регулирование определения места исполнения обязательства д.б.измениться и подвергнуться вслед за экономикой обогащению и усложнению. Хотя и современным кодификациям известна система, не обладающая особым разнообразием правил о месте исполнения обязательства. Например, ГК Нидерландов, отдавая предпочтение автономии воли сторон, устанавливает две привязки на случай отсутствия волеизъявления сторон обязательства (ст. 6.41). В отношении инд-опред вещи - место ее нахождения во время возникновения обязательства. В отношении вещи, определяемой родовыми признаками, - место осуществления должником профессиональной или предпринимательской деятельности либо место его жительства.

Законодательство КНР до его реформирования также содержало достаточно лаконичную систему диспозитивных норм: для денежных обязательств место исполнения определялось по кредитору, для остальных - по должнику (ст. 88 Общих положений гражданского права КНР) <4>.

Даже современные образцы регулирования порой отличаются лаконичностью подхода. Так, Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) устанавливают 2 привязки определения места исполнения:

  1. для исполнения денежных обязательств - коммерческое предприятие кредитора;

  2. для исполнения других обязательств - коммерческое предприятие должника (п. 1 ст. 6.1.6).

При этом их комментаторы замечают, что, возможно, эти решения не являются самыми совершенными во всех случаях. Аналогичное регулирование содержится в Принципах европейского договорного права (ст. 7.101 (1)).

Можно отметить и еще один аспект в этом вопросе применительно к современным кодификациям. "ГК Украины установил в императивном порядке более широкий, чем ГК УССР, перечень мест исполнения обязательств в случае неопределенности его в договоре. Это обусловлено как появлением НОВЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА (выделено нами. - С.С.), которые могут быть предметом гражданского оборота (например, деление вещей на делимые и неделимые), так и необходимостью учета особенностей исполнения обязательства с указанными и иными видами имущества, которые являются предметом исполнения обязательства" <1>. В связи с таким определением "расширения перечня мест исполнения обязательства" можно лишь недоумевать по поводу того, что автор считает новым дихотомию вещей: делимые и неделимые. Возможно, это и является для кого-то новым, но никак не для науки гражданского права, равно как и для законодательства.

История развития русского обязательственного права, с одной стороны, иллюстрирует схожесть правовых подходов в определении места исполнения с римским правом, а с другой - выявляет некоторое различие в подходах отдельных ученых.

"Определение места исполнения договора может относиться и к лицу, имеющему право требовать, и к лицу, обязанному исполнением; в каком месте первый может требовать исполнения и имеет право принудить к исполнению, в таком месте последний обязан добровольно учинить исполнение к удовлетворению требования. Если об этом предмете нет определения в договоре, он определяется по сущности дела и по обстоятельствам". К этому добавлялось, что по русскому закону передача вещи полагается по месту жительства требующего лица во время заключения договора, а действие - по месту жительства обязанного лица. ПОСМОТРЕТЬ кто говорил!!!

Д.И. Мейера полагал, что

  • в случае, когда участники обязательства находятся не в месте своего жительства, например на ярмарке, и обязательство предусматривает немедленное исполнение, то место исполнения определяется местом временного пребывания участников обязательства.

  • Общее же правило - должник, оставаясь по своему месту жительства, не производит удовлетворения верителю и тем нарушает его право; отсутствие же верителя по местожительству должника не служит для него оправданием неисправности. Следовательно, удовлетворение должно быть произведено по местожительству верителя: должник обязан явиться в тот город, где живет веритель, и совершить действие, которое составляет предмет его обязательства.

Расхождение в подходах двух русских ученых очевидно.

В судебной практике обнаруживается подход более соответствующий позиции Д.И. Мейера .

Г.Ф. Шершеневич:

  • "Место исполнения представляет настолько важное обстоятельство, что едва ли могут быть частыми случаи, когда стороны допустят упущение при самом установлении обязательства и не укажут места исполнения. Если, однако, в договоре не указано место исполнения, то оно нередко может определиться из заведенного порядка, восполняющего волю сторон. Заведенный порядок или указывает на общее правило (напр. в торговом быту место исполнения - контора предприятия, а не квартира его собственника), или же указывает на обычай, установившийся между данными лицами в их постоянных сношениях (например во всех предшествующих поставках помещик доставлял хлеб в амбары купца)".

  • В случае молчания договора он обосновывал презумпцию места жительства должника. При этом приводились следующие аргументы.

  • Веритель в силу обязательства приобретает право требования, а исполнение поставлено в зависимость от заявления требования, и такое заявление может быть сделано только в месте жительства должника. В этом же месте должник может быть принужден судом к исполнению, и, следовательно, при добровольном исполнении должник не должен быть поставлен в худшее положение, чем при исполнении вынужденном. Если кредитор желал исполнения в своем месте жительства, он должен был это поставить условием, имея в виду, что договор толкуется в пользу должника.

В.И. Синайский (учитывал положения проекта Гр. уложения). общее правило - место жительства должника, а для денежных обязательств - место жительства кредитора (обосновал суд.практиков и положениями Свода законов о договоре займа). *причем местожительство должника определяется по времени предъявления иска, а не возникновения обязательства.

Свод гр. законов Рос. империи (ч. 1 т. X) применительно к передаче проданного имущества устанавливал обязанность уплаты цены в надлежащем месте (ст. 1521), однако определение надлежащего места в этой норме не содержалось. Судебная практика - местом исполнения договора, когда оно заключается в платеже денег, признается место пребывания лица, коему деньги должны быть уплачены, если между сторонами не последовало иное по сему предмету соглашение.

Проект Гр. уложения Рос. империи устанавливал уже более подробное общее регулирование места исполнения обязательства. Приоритет отдавался воле сторон и существу обязательства (ст. 1619), а при невозможности использования этого подхода предписывалось:

  • Обязательство подлежит исполнению в м/ж должника во время возникновения обязательства,

  • по сделкам, относящимся к торговле должника, - в месте нахождения его торгового заведения.

  • По денежному долгу платеж должен быть произведен в м/ж верителя; но если веритель после возникновения обязательства переменил свое м/ж, то увеличившиеся вследствие сего для должника издержки и страх по пересылке верителю денег падают на верителя (ст. 1620).

Кодекс 1922 г. устанавливал еще более развернутое регулирование (ст. 113). Все лишнее было.

Однако в области отношений между социалистическими организациями, основанных на плановом договоре, признавалось, что место исполнения определяется спец. Правилами из НА, регулирующих хозяйственные договоры.

Дальнейшее развитие гражданского законодательства по вопросу места исполнения обязательства было предопределено переходом к плановой экономике.

Ст. 174 ГК РСФСР 1964 г. устанавливала опред.положения.

Современное правовое регулирование места исполнения - ст. 316 ГК РФ установлены следующие правила определения места исполнения.

Если место исполнения не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, исполнение должно быть произведено:

  • по обязательству передать зем. участок, здание, сооружение или другое недвижимое имущество - в месте нахождения имущества;

  • по обязательству передать товар или иное имущество, предусматривающему его перевозку, - в месте сдачи имущества первому перевозчику для доставки его кредитору;

  • по др. обязательствам предпринимателя передать товар или иное имущество - в месте изготовления или хранения имущества, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства;

  • по ден. обязательству - в м/ж кредитора в момент возникновения обязательства, а если кредитор - ЮЛ - в месте его нахождения в момент возникновения обязательства; если кредитор к моменту исполнения обязательства изменил м/ж или место нахождения и известил об этом должника - в новом м/ж или нахождения кредитора с отнесением на счет кредитора расходов, связанных с переменой места исполнения;

  • по всем другим обязательствам - в м/ж должника, а если должником является ЮЛ - в месте его нахождения.

Праву известно несколько общих подходов определения места исполнения.

  1. Установление определенности по этому вопросу посредством обращения к специально предусмотренному для этого случая правилу, закрепленному нормативно (правовой акт/договор/обычай).

  2. место исполнения определяется посредством привязки к месту нахождения должника.

  3. отдает приоритет месту нахождения кредитора.

  4. месту нахождения перевозчика.

  5. определяет место исполнения по месту нахождения вещи.

Место исп-я определяется диспозитивно, исходя из 3х подходов:

  1. субъектный (место нахождения кредитора, должника, третьего лица (перевозчика) или характер деятельности субъекта);

  2. предметный(место нахождения вещи (например, недвижимость)

  3. свойство исполнения (например, денежное обязательство)).

Чтобы определить юр. аспект необходимо узнать нахождение (есть факт) соотв субъекта/объекта в определенном месте и в определенное время в известной точке (пространстве), которая и указывает на правовую категорию места исполнения. Факт, таким образом, определяет значимое для права обстоятельство.

Значение определения места исполнения:

М.И. Брагинский определение места исполнения имеет значение не только для решения вопроса о том, где должник обязан совершить исполнение, но и для решения вопроса о распределении расходов по доставке предмета исполнения, определения момента перехода п.с. и риска случайной гибели.

Кто-то расширяет этот перечень, добавляя в значение еще и

  • указание на место приемки и передачи товара, выбор закона, подлежащего применению,

  • определению ставки банковского %, действующей в месте исполнения денежного обязательства,

  • установление своевременности исполнения,

  • размере начисляемых процентов.

++ Место исполнения обязательства имеет значение и для определения территориальной подсудности спора. Например, иск, вытекающий из договора, в кот указано место его исполнения, м.б. предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора (ч. 4 ст. 36 АПК РФ + ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).

++ по месту исполнения договора может предъявляться иск о защите прав потребителя (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).

++ Место исполнения также может иметь решающее значение для выбора применимого права в отношении обязательств, осложненных иностранным элементом (ст. 1211 ГК РФ), определением цены товара, работ , услуг.

Положения ст. 316 ГК РФ используются в подлежащих случаях и при оценке отношений, урегулированных иным отраслевым законодательством, в частности законодательством о налогах и сборах для целей определения места реализации товара.

  • Нужно определить пространственные границы место нахождения или жительства.

В быту под этими категориями понимаются самые разные по площади пространства (это и малые пространственные величины; конкретный адрес в населенном пункте, адм-тер. Единица, опред.местность, целая страна или даже материк. Все это может расширяться и сужаться.

!!!для юридических целей определения места исполнения далеко не все из таких мест могут точно указывать на м/и (место исполнения) обязательства.

** Д.И. Мейер говорил, что если должник и веритель находятся в одном городе, нет затруднения в определении места удовлетворения по обязательству (все города большие и это спорное положение).

На практике – м/и обязат-ва, особенно по передаче товаров, определяется посредством указания конкретного адреса в населенном пункте или места отправки соотв видов транспорта (вокзал, станция, аэропорт, порт и т.п.). В отношениях с потребителями при доставке товаров на дом индивидуализация места м.б. еще более точной (например, квартира в многоквартирном доме). Иногда может доходить до совсем точных координат (например, место бурения скважины).

Ст. 316 ГК РФ универсальная норма;

  • применяется диспозитивно к исполнению любого обязательства, независимо от его содержания.

  • распространяется как на случаи определения м/и в соотв с положениями закона, иного правового акта и договора,

  • распространяется на ситуации, когда ни закон, ни иной правовой акт, ни договор не определяют такого места и последнее не явствует из обычая делового оборота или существа обязательства.

  • Правила ст.316 наряду с другими предписания закона применяются и в том случае, если стороны определили место исполнения обязательства. Такое обязательство должно быть исполнено в этом месте (ст. 309 ГК РФ). Кроме того, в связи с приведенным суждением следует заметить, что место исполнения обязательства может определяться не только при заключении договора, но и в других обстоятельствах (например, после заключения договора).

  • предписания ст. 316 ГК РФ подлежат применению к м/и обязат-ва, а не договора, т.к. понятия "исполнение договора" и "исполнение обязательства" в строгом смысле слова не совпадают.

Ст. 316 содержит правило о преимуществе положений договора перед иными предписаниями, содержащимися в последующих абзацах. Из этого помимо прочего следует, что м/и обязательства м.б. установлено договором и, следовательно, обязательство должно исполняться в этом месте.

Вместе с тем, определенные обязательства могут возникать из односторонних сделок. Каковы правила исполнения таких обязательств применительно к месту их исполнения? Смотри ст. 156 ГК РФ, согласно которой «к односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки».

Из практики видно, что этот вопрос тесно связан с вопросом об исполнении обязат-ва 3му лицу. Существует такое понятие, как переадресация - товар поставляется в иное место. При этом в тех случаях, когда переадресация происходит по просьбе кредитора (покупателя), к такому исполнению суды применяют положения ст. 316 ГК РФ и оно признается исполненным надлежащим образом. В другом случае, напротив, суд установил, что вопреки условиям договора о поставке товара на металлургический комбинат груз был направлен на агрофабрику, находящуюся в другом городе. При этом суд указал, что независимо от того, является ли агрофабрика структурным подразделением металлургического комбината или нет, в соответствии с требованиями ст. 309 и 316 ГК РФ истец должен был отгрузить концентрат по условиям договора именно на металлургический комбинат.