
- •7.1. Банкротство
- •Развитие института банкротства в России
- •Соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство"
- •Доктринальные подходы к определению понятия несостоятельности (банкротства)
- •Федеральный закон от 26.10.2002 n 127-фз (ред. От 30.12.2020) "о несостоятельности (банкротстве)" (с изм. И доп., вступ. В силу с 02.01.2021)
- •Письмо фнс рф от 29.06.2017
- •2.2.1. При определении наличия признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества следует учитывать в том числе незадекларированные обязательства должника.
- •Статья 4. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей
- •Статья 4.1. Особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров
- •Квалификация и установление требований по обязательным платежам в деле о банкротстве
- •Субъектный состав
- •Должник
- •Статьи 213.4-213.6 посмотреть Кредитор
- •Подготовка и проведение собрания кредиторов
- •Уполномоченный орган
- •Арбитражный управляющий
- •Статья 20. Арбитражные управляющие
- •Ответственность арбитражного управляющего
- •Статья 24.1. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего
7.1. Банкротство
Генезис института несостоятельности (банкротства). Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития. Понятие, критерии, признаки несостоятельности (банкротства). Субъектный состав отношений несостоятельности (банкротства).
Развитие института банкротства в России
Исторически сложилось так, что в России под банкротством понимали уголовно преследуемое деяние: «Банкротство считалось уголовным преступлением и являлось как бы осложнением несостоятельности» [1, с. 142]. Г. Ф. Шершеневич называл банкротство «случайным осложнением» несостоятельности [2, с. 580], подчёркивая тем самым тот факт, что банкротство не обязательно сопровождает несостоятельность.
По мнению некоторых учёных, банкротство представляло собой своеобразный вид мошенничества [10, с. 24]. Вместе с тем К. О. Фойницкий, признавая сходство банкротства с мошенничеством, указывал и на различия этих преступлений: «В мошенничестве обман направлен на похищение, т. е. на приобретение имущества, которого виновный не имел; банкрот распоряжается своим имуществом, подвергаясь наказанию за то, что он противозаконными действиями уклоняется от исполнения лежащих на нём обязанностей в отношении кредиторов» [11, с. 21]. Г. Ф. Шершеневич не соглашался с этим мнением, утверждая, что само по себе неисполнение обязательств не должно караться как банкротство: «Если бы вследствие различных соображений оно влекло за собой наказуемость при несостоятельности, то следовало бы подвергать уголовной ответственности и должника, признанного несчастным несостоятельным» [12, с. 586].
Основы по Карелиной:
Отношения, которые касаются невозможности должника расплатиться по своим обязательствам перед кредиторами – экономические/имущественные, они приобретают правовую форму в процессе регулирования нормами права. Ядро экономическое, а оболочка правовая. Должник может быть обязан перед несколькими кредиторами. Отношения регулятивные, а затем трансформируются в охранительные – дискуссия по поводу момента перехода – по мнению Карелиной, с момента инициирования процесса несостоятельности (банкротства). Сами правоотношения несостоятельности возникают раньше. Несостоятельность – правовая форма неплатёжеспособности, а ей может быть каждый второй субъект: обязанность платить по своим обязательствам основана на наличии денежных средств – мы платим денежными средствами, и когда их на счету нет, этот субъект априори считается неплатёжеспособным – но мы не должны каждого именовать банкротом.
Несостоятельность и банкротство – различия:
Соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство"
Доктринальные подходы к определению понятия несостоятельности (банкротства)
Источники правового регулирования отношений
несостоятельности (банкротства)
Законодательное регулирование представлено ГК + ФЗ (от 2002, уже третий по счёту)
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой являются положения ГК РФ. Эти положения можно разделить на три группы:
1) нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
2) нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве), - ст. ст. 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия за доведение должника до банкротства) и др.;
3) нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).
Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Закон о банкротстве. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановления Правительства РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ (см. список основных нормативных актов и судебной практики в начале настоящей главы).
NB! Закон о банкротстве имеет приоритет над нормами ГК РФ как специальный закон.
См.: п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Определение КС РФ от 5 ноября 1999 г. N 182-О.