152. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора
Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора (экстрадиция). Пределы уголовной ответственности лица, выданного рф.
Российская Федерация может направить иностран–ному государству запрос о выдаче ей лица для уголов–ного преследования или исполнения приговора этим го–сударством или дать письменное обязательство Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на ос–нове принципа взаимности этому государству лиц в со–ответствии с законодательством РФ. Направление за–проса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодатель–ством обоих государств деяние, в связи с которым на–правлен запрос о выдаче, является уголовно наказуе–мым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуж–дено к лишению свободы на срок не менее шести меся–цев – в случае выдачи для исполнения приговора.
При возникновении необходимости запроса о вы–даче все необходимые материалы представляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государ–ства (ч. 3 ст. 460 УПК).
Лицо, выданное иностранным государством, при–влечено в качестве обвиняемого, без согласия госу–дарства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Вместе с тем согласия иностранного госу–дарства не требуется, если: 1) выданное лицо в тече–ние 44 суток со дня окончания уголовного судопроиз–водства, отбытия наказания или освобождения от него покинуло территорию РФ; 2) выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в РФ.
Решение о выдаче лица, находящегося на террито–рии РФ, принимается Генеральным прокурором рФ или его заместителем. Решение может быть обжаловано в областной суд в течение 10 суток с момента получе–ния уведомления (ст.463 УПК).
Выдача лица не допускается:
1) в отношении гражданина РФ;
2) в отношении лица, которому предоставлено убежи–ще в РФ;
3) в отношении лица, которому за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) если в соответствии с законодательством РФ истекли сроки давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение су–да РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и меж–дународными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 464 УПК).
В выдаче лица может быть отказано, если: а) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по УК преступлением; б) дея–ние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории; в) за то же самое деяние в РФ уже осуществляется уголовное пресле–дование; г) уголовное преследование возбуждается в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 464 УПК).
Российская Федерация уведомляет иностранное госу–дарство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 су–ток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК).
Статья 461. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации
[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 54] [Статья 461]
1. Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.
2. Согласия иностранного государства не требуется, если:
1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации;
2) выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию.
3. Требования части первой настоящей статьи не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом после его выдачи.
Понятие экстрадиции и ее правовые основания. Проблема выдачи собственных граждан. Международное сообщество, без сомнения, заинтересовано в расследовании при необходимости и наличии оснований каждого преступления, где бы оно ни было совершено. Поэтому общим принципом международного права является правило «суди сам или выдай» (aut dedere aut judicare), закрепленное во многих международных договорах. Иными словами, в случае, если государство, в котором находится подлежащее уголовному преследованию лицо, не считает себя компетентным само расследовать и рассматривать его дело, возникает необходимость передать это лицо компетентному государству для осуществления такого преследования. Экстрадиция - это и есть передача лица, нарушившего уголовный закон какой-либо страны, государству, уполномоченному осуществить расследование и рассмотрение уголовного дела по этому факту. Поскольку правосудие может считаться совершенным лишь по исполнении решения суда, в аналогичном порядке осуществляется выдача лица, осужденного судом одного государства и находящегося на территорию другого государства, для отбывания наказания.
При этом к вопросу о том, какое государство обладает прерогативой осуществлять уголовное преследование в каждом конкретном случае, возможно два принципиально разных подхода. При применении критерия территориальной юрисдикции государство считает себя компетентным осуществлять уголовное преследование только по делам о преступлениях, совершенных на его территории1В науке встречается точка зрения, что принцип территориальной юрисдикции исторически сформировался прежде всего в британском общем праве (common law), что связано с идеей суда присяжных. Во-первых, компетенция суда присяжных была ограничена определенной территорией. Во-вторых, в ранние эпохи присяжные были не столько судьями, сколько свидетелями, дававшими оценку тому, что они сами видели (это исключало возможность рассматривать преступления, совершенные не только за рубежом, но и в другом регионе).. При применении критерия персональной юрисдикции государство считает своей исключительной компетенцией уголовное преследование собственных граждан вне зависимости от места совершения ими преступления.
Применение того или иного критерия определения юрисдикции предопределяет принципиально разное отношение государств к проблеме выдачи собственных граждан. Многие страны, в том числе Россия и страны СНГ, руководствуясь персональной юрисдикцией, устанавливают категорический запрет выдачи своих граждан. При совершении гражданами таких государств за рубежом деяний, предусмотренных уголовным законом соответствующих стран, эти государства их не выдают, но сами осуществляют уголовное преследование при наличии к тому оснований, в том числе по запросу иностранного государства об осуществлении уголовного преследования (который в данном случае выступает в качестве повода к возбуждению уголовного дела).
В случае же применения государством критерия территориальной юрисдикции запрет на выдачу собственных граждан не устанавливается. Традиционно таких стран гораздо меньше; в качестве примера можно привести Италию, Испанию и, конечно, Великобританию. В свете новейших тенденций международной правовой помощи категоричность запрета на выдачу собственных граждан несколько размывается и в некоторых странах из первой группы, однако Россия к ним не относится.
С учетом существования двух различных критериев определения юрисдикции, которые при этом могут комбинироваться, и в силу принципа non bis in idem международные соглашения о выдаче обычно содержат нормы об исключении множественности процессов, т.е. дублирования уголовного преследования лица в разных государствах за одно и то же деяние.