Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
31
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
19.34 Кб
Скачать

Задание 6.

Задание для самостоятельной работы на основе лекционного материала: проанализировать особенности содержания принципа законности в третейском судопроизводстве.

Принцип законности - межотраслевой принцип, пронизывающий все отрасли российского права, уголовное и гражданское судопроизводство, но в то же время имеющий свои особенности в третейском разбирательстве.

Прежде чем определить понятие и содержание принципа законности в третейском разбирательстве, рассмотрим его понятие в гражданском (арбитражном) процессе.

Принцип законности представляет собой такое правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия связаны Конституцией РФ и законами, а также действующими правилами судопроизводства. Данный принцип как общеправовой вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти, в том числе и судебной, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законность включена и в международно-правовые акты в качестве одной из гарантий справедливого судебного разбирательства, исходя из анализа ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Касаемо третейского разбирательства принцип законности находит свое отражение в ст.6 Закона «О третейском суде»: третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, международных договоров РФ и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Воплощение принципа законности осуществляются двояким путем. Во-первых, законность обеспечивается правильным применением законодательства, что обуславливается соблюдением иерархии нормативных актов в правоприменении, возможностями применения норм международного права, иностранного права. Во-вторых, законность обеспечивается соблюдением правил судопроизводства, которые находят свое выражение в нормативно установленном порядке осуществления третейского разбирательства.

Применительно к третейскому разбирательству принцип законность приобретает дополнительные черты. По мнению А.Л. Маковского, Е.А. Суханова законность третейского разбирательства - это его дозволение государством в соответствующем Конституции Российской Федерации Законе.

Легитимность третейского разбирательства основана на конституционно закрепленном праве «свободы действий граждан и их частной автономии». Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности провозглашено в ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

ГПК РФ и АПК РФ допускают передачу по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда подведомственного суду общей юрисдикции или арбитражному суду спора, возникающего из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления (судебного акта), которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если иное не установлено законом (ч.3 ст.3; ч.6 ст.4 ГПК РФ).

В соответствии с положениями ГПК РФ и АПК РФ в законе может быть определен в том числе круг споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с третейским соглашением. По действующим ГПК РФ и АПК РФ к таким спорам, безусловно, относятся: споры по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений; дела особого производства, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Другими федеральными законами могут быть установлены и другие категории споров, не подлежащих передаче в третейский суд по соглашению сторон. Примером такого запрета является норма ч.3 ст.33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда.

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ «заключение третейского соглашения между сторонами само по себе не является обстоятельством, исключающим возможность реализации конституционного права на судебную защиту в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде в соответствии с нормами о подведомственности гражданских дел» (определение Конституционного Суда РФ от 21 июня 2000 г.).

Правовая позиция Конституционного Суда РФ о конституционности института третейского суда совпадает с трактовкой Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) (ранее - Европейская комиссия по правам человека - ЕКПЧ) положений ч. I ст. 6 Европейской конвенции о правах человека, имеющей следующее содержание: «Каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Следующая особенность принципа законности в третейском разбирательстве находит свое закрепление в императивных нормах ст.17 Закона «О третейских судах», где закреплены специальные правила третейского разбирательства, гарантирующие исполнимость третейского соглашения.

Закон наделяет третейских судей компетенцией самостоятельно решать вопрос о наличии или отсутствии у них компетенции в отношении конкретного спора, в том числе относительно наличия или действительности третейского соглашения (принцип компетенции-компетенции).

В соответствии с п.5 ст.17 Закона, если третейский суд при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии у третейского суда компетенции в рассмотрении спора, то третейский суд не может рассматривать спор по существу.

Реализация принципов «компетенции-компетенции» и «автономности третейского соглашения» обеспечивается также законодательным обеспечением безотзывности третейского соглашения, которая гарантируется выполнением государственными судами возложенной на них законом и международными договорами Российской Федерации обязанности оставить без рассмотрения иск по спору, в отношении которого имеется действительное, не утратившее силу исполнимое третейское соглашение.

Третья особенность принципа законности применительно к третейскому разбирательству объясняется его юрисдикционным характером. Третейское разбирательство - юрисдикционная («квазисудебная») деятельность «частных лиц» - третейских судей.

В российском процессуальном праве принцип законности трактуется как требование рассматривать дела с применением норм материального права и совершать процессуальные действия в соответствии с правилами, установленными законодательством о судопроизводстве.

Реализация принципа законности процесса в третейском разбирательстве означает:

- рассмотрение дел в соответствии с нормами (материального) права (ст.6 Закона), а не «по справедливости и добросовестности»;

- осуществление третейского разбирательства по правилам, определенным в соответствии со ст. 19 «Определение правил третейского разбирательства» Закона;

- исчерпывающий перечень нарушений Закона о третейских судах, при доказанности которых заинтересованной стороной компетентный суд вправе вынести определение об отмене или отказе в исполнении решения третейского суда (ч. 2 ст. 233 и ч. 2 ст. 239 АПК РФ; ч. 2 ст. 422 и ч. 1 ст. 426 ГПК РФ);

- нарушение решением третейского суда «основополагающих принципов российского права», в том числе вынесение решения по спору, которое не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом как основание для отмены или отказа в исполнении решения третейского суда компетентным судом ex officio (абз. 4 и 5 п. 1 ст. 42 и абз. 4 и 5 п. 1 ч. 2 ст. 46 Закона «О третейских судах…»; п. 2 и 4 ч. 2 ст. 233; п. 2 и 4 ч. 2 ст. 239 АПК РФ; п. 2 и 4 ч. 2 ст. 421 и п. 2 и 4 ч. 2 ст. 426 ГПК РФ).

Соседние файлы в папке Фетюхин