
- •«Чертова дюжина» Басманного провосудия
- •Меликов: «я тогда еще пошутил: да куда мы денемся, мы ж пожизненные судьи!»
- •Решение вопроса: дисквалификация
- •Дело салона «Гранд» сгубило всех – кроме тех, кому оно было выгодно
- •Как нам получить независимую судебную власть?
- •Е.А. Лукьянова Конституция в судебном переплете // "Законодательство", 2000, n 12 (извлечение) Толкование или подмена?
- •"Лужковская надбавка"
«Чертова дюжина» Басманного провосудия
То, что наша судебная система не является независимой – не для кого не секрет. Однако сегодня речь идет о полном кризисе судов в России и вот новые тому доказательства: под видом реорганизации Межмуниципальных районных судов города Москвы высшее судебное руководство избавилось от неугодных судей, вершивших правосудие не по указке председателя суда, а по закону и своему разумению.
13 судей райсудов Москвы были дисквалифицированы и отстранены от работы – причем речь идет о судьях, которые должны были вершить правосудие пожизненно, потому что были назначены на свои посты «без ограничения срока полномочий». Но не все отстраненные от дел сдались. Большинство из них приняло свое поражение, и только двое продолжают бороться за свою профессию, пребывая в непривычной для себя роли истцов… В этой роли сейчас оказались Ольга Кудешкина и Александр Меликов. На квалификационной комиссии последнему было вменено в вину большое количество оправдательных приговоров. По-видимому, 1% оправдательных приговоров – все еще очень большая цифра для России.
Знаменательно еще и то, что беспредел происходит в столице, где сосредоточены СМИ, которые вообще-то призваны обеспечивать информацию, где располагаются офисы правозащитных организаций, наконец, где под боком власти. Однако, Меликов спокойно жил и судил в Таганроге, то же самое можно сказать о Кудешкиной, имеющей 20 лет судебного стажа и жившей в Сибири. После приезда в Москву оба простых и непосредственных жителя глубинки столкнулись с нескончаемой цепочкой судебной «вертикали власти», основанной на коррупции с одной стороны – и на приказах сверху с другой.
Меликов: «я тогда еще пошутил: да куда мы денемся, мы ж пожизненные судьи!»
Александр Меликов работал судьей Дорогомиловского межмуниципального районного суда с конца девяностых. Три с лишним года назад он был назначен судьей без ограничения срока полномочий. Специализация – криминалист, работает в области ДТП и преступлений несовершеннолетних. Федеральным Законом РФ от 2 июля 2003 года «О создании и об упразднении судов…» Дорогомиловский межмуниципальный районный суд был упразднен, вместо него решено было создать районный суд, как и по всей Москве.
Дело в том, что по Конституции никаких межмуниципальных судов не существует, это нововведение Юрия Михайловича Лужкова. Речь идет о районных городских судах. Реорганизация в прямом смысле исчерпывалась сменой вывески, на которой слово «районный» теперь стояло без прежних скобок, а слово «межмуниципальный» и вовсе исчезало. Однако вскоре выяснилось, что помимо этой вполне невинной цели, реорганизация имела и другой тайный смысл, вскоре ставший явным.
Пунктом шестым первой статьи Федерального закона судьи упраздняемых межмуниципальных судов назначались судьями вновь создаваемых районных судов. Путинский Указ о назначении судей вышел 31 мая 2004 года. Меликов теперь вспоминает, как шутил с коллегами: «А если нас в списке не будет, а?» Шутили весело – знали, что не уволят, поскольку они судьи «без ограничения срока полномочий». Как оказалось, Укааз не был формальностью: 13 судей не обнаружили в нем своих имен. Отсутствие назначения этих судей противоречит положению о несменяемости судей и нарушает 121 статью Конституции РФ и 12 статью Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации». Положение нежелательных судей оказалось двусмысленным: с одной стороны, их нельзя уволить на законных основаниях, с другой – они не могут работать.