Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

учебный год 2023 / 467-503 Глава III Адвокатура

.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
244.22 Кб
Скачать

2 Некоторые советы, например С.-Петербургский, образовали кон­сультации присяжных поверенных, где для бедных юридические наставления даются бесплатно.

496

подсудимому отказаться от сделанного им признания а т. п. Под предосудительными практика понимает не только действия поверенных, нарушающие интересы их доверителей, но и все вообще неуместные, неприличные действия по ведению гроцес-са3 как-то': направленные ко введению суда в заблуждение (общ. собр. 1878/20, Одесса) или совершенные в обход закона (общ. собр. 1881/49, Бориславского), а также всякие вообще попытки для приобретения практики иным путем, кроме лич­ных достоинств, например открытием адвокатских контор, пе­рекупкой дел и т. п. (отчет Спб. совета 1879 — 1880 гг., с. 5, 34 и др.). Сверх того, нарушают обязанности присяжного непри­личное поведение в суде при производстве дела, колебание ре­лигии, нравственности, семейства, оскорбительное иди даже неуважительное отношение к суду, правительственным властям и чести частных лиц.

Наконец, последнюю группу составляют корпоративные обязанности доброго поведения и воздержания от поступков, которые могли бы ронять достоинство адвокатской корпорации в общественном мнении. Имея свою силу в последнем, адвока­тура вынуждена следить даже за поступками своих сочленов, к адвокатской профессии не относяпщмися 1 .

§ 149. Надзор за присяжными поверенными и ответст-

венность их. Дисциплинарное производство. Надзор за дейст-

виями присяжных поверенных принадлежит совету их и судеб-

ной палате; первый есть орган ближайшего надзора, вторая —

орган высшего надзора, действующий, в свою очередь, под

контролем Сената. В совет присяжные поверенные обязаны

доставлять список дел, им вверенных, все требуемые советом

сведения о положении их и другие указания, в которых совет

может встретить надобность.

За нарушение своих обязанностей присяжные поверенные

подлежат ответственности перед судом гражданским или уго-

ловным или же особой дисциплинарной ответственности. ПеР~

вая имеет задачей удовлетворение нарушенных ими имущест-

венных интересов доверителей; на предъявление к поверенному

иска не требуется особого разрешения, а самый иск предъяв-

ляется в то судебное место, в котором адвокат вел дело (ст. 404

УСУ). Уголовная ответственность имеет своим предметом пре-

ступные деяния присяжных поверенных; суду уголовному они

подлежат на общем основании, без всяких изъятий в органах и

порядке производства (1872/672, Гольденвейзера; 1899/12,

Акопенко). Наконец, дисциплинарная ответственность их имеет

целью ограждение достоинства корпорации, применяясь К

1 Это положение разделяется практикой советов и Сената. Но прак­тика идет чересчур далеко, привлекая поверенных к ответственности д^же за поступки, учиненные ранее приписки.

17 Зак. 454

497

ствиям, составляющим нарушение обязанностей присяжного поверенного; ее поверенные несут перед учрежденными за ними органами надзора — советом и судебной палатой.

Преследуя совершенно иные цели, дисциплинарная ответ­ственность присяжных не покрывается гражданской их ответ­ственностью и вполне от нее независима; она имеет в виду не интерес верителя, а правильность адвокатской деятельности; потому-то примирение поверенного с верителем не имеет на нее никакого влияния (общ. собр. 1880/5, Стацевича; общ. собр. 1881/24, Мясоедова), а дисциплинарная ответственность, в свою очередь, не устраняет ответственности гражданской (ст.374 УСУ).

Дисциплинарная власть совета над присяжными поверен­ными шире той дисциплинарной власти, которой подлежат должностные, лица судебного ведомства, и осуществляется в ином порядке.

Во-первых, дисциплинарная ответственность присяжных поверенных не ограничивается по роду проступков, распро­страняясь не только на деяния, предусмотренные Уложением о •наказаниях (в ряду проступков по службе) и Учреждением су­дебных установлений, но и на все иные действия, составляю­щие нарушение их обязанностей как по адвокатской деятельно­сти, так и по общественному положению адвоката (общ. собр. 1880/5, Стацевича). Всякий неблаговидный поступок присяж­ного поверенного может вызвать обсуждение его в порядке надзора и применение дисциплинарных взысканий. Практика понимает это до такой степени широко, что не изъем лет от рас­смотрения в порядке надзора даже действия присяжных пове­ренных, учиненные до поступления в это звание (общ. собр. 1876/5, Родзевича; общ. собр. 1880/30, Корноухова); относи­тельно частных поверенных применяется то же правило (общ. собр. 1881/49, Бориславского).

Во-вторых, дисциплинарные взыскания, которым могут подвергаться присяжные поверенные, значительно шире и строже мер, назначаемых для должностных лиц судебного ве­домства в порядке дисциплинарном. Своей властью, даже без права обжалования, совет может подвергнуть их предостереже­ниям и выговорам; с правом обжалования в судебную палату он применяет запрещение отправлять обязанности поверенного на время не свыше одного года и исключение из числа присяж­ных поверенных; в случаях же особенно важных он предает их уголовному суду (ст.368 УСУ). Эти меры могут быть опреде­лены не иначе как в дисциплинарном порядке1; но, с другой

1 Это положение высказано относительно частных поверенные (общ. собр. 1878/48, Демьяновича), но оно имеет силу и для присяжные поверенных.

498

стороны, ими исчерпывается лестница дисциплинарных взы­сканий для присяжных поверенных, так что установившаяся в некоторых советах практика применения иных мер — замечания, внушения, поставления на вид, публикации в ведо­мостях— должна быть признана незаконной (общ. собр. 1879/4, Табенцкого). Предостережение есть указание ошибки и вместе с тем обязательный совет воздерживаться от нее на будущее время; оно уместно при наргболее легких нарушениях обязанностей звания, допущенных в первый раз. Выговор по­ставлен выше предостережения, но способ исполнения его не определен; это открывает возможность степенить его, или по­ручая исполнить выговор одному из членов совета без оглаше­ния имени наказанного даже между присяжными поверенными, или давая его в полном составе совета с приглашением нака­занного выслушать его. Еще большее стеснение допускает тре­тья дисциплинарная мера — срочное запрещение практики. На­против, высшая из них-—исключение из числа присяжных по­веренных— недробима. Она вызывает лишение навсегда права быть присяжным поверенным и должна быть применяема в крайних случаях, когда дисциплинарный поступок, не перехо­дя в уголовно наказуемое деяние, представляется, однако, весьма тяжким или же когда испробованные предварительно другие меры взыскания оказались недостаточными: присяжный поверенный, подвергшийся два раза запрещению отправлять временно обязанности поверенного, в случае новой вины, кото­рую совет признает заслуживающей такого же взыскания, ис­ключается из этого звания (ст.369 УСУ)1. Затем, в особенно важных случаях, говорит закон, совет имеет право своей влас­тью подвергать присяжных поверенных „преданию уголовно­му суду" (п.5 ст.368 УСУ). Выражение это неточно: его нужно понимать лишь в смысле сообщения установленной власти о возбуждении уголовного преследования; означать предание су­ду в техническом смысле оно не может потому, что совет}'.не предоставлено право оценки предварительного следствия, необ­ходимой в подобных случаях.

Возбуждение, дисциплинарного преследования против при­сяжного поверенного принадлежит совету или по • заявлениям и жалобам частных лиц, хотя бы не выдавших формальной дове­ренности2, или по сообщениям судебного места, или по заявле­ниям товарищей обвиняемого, или, • наконец, по собственному усмотрению совета (общ. собр. 1880/5, Стацевича; общ. собр. 1881/24, Мясоедова). Направляясь к ограждению достоинства

* Повторение понимается здесь в смысле Уложения о наказаниях: недостаточно осуждения, нужно исполнение наказания, отбытие его (общ. собр. 1878/36, Ратти)."

2 Пункт 2 ст.367 УСУ; 1868/201, Богданова; общ. собр. 1879/70, Герасимовского.

17*

499

адвокатуры, дисциплинарное преследование не устраняется произволом частных лиц1. Практика не покрывает его и го­дичной давностью, установленной для дисциплинарной ответст­венности должностных лиц судебного ведомства (общ. собр. 1876/5, Родзевича).

Порядок дисциплинарного производства по делам присяж­ных поверенных отличается от порядка, установленного для дисциплинарных дел должностных лиц судебного ведомства (общ. собр. 1880/5, Стацевича). Закон предписывает требова­ние объяснения от обвиняемого, но дозволяет решить дело и тогда, когда оно в установленный срок не представлено (ст.371, 372 УСУ). Обвиняемый должен быть вызван на определенный срок (ст.372, 373 УСУ), но ему не дано права требовать глас­ного разбора дела, и неявка его без уважительных причин не останавливает производства. Право дисциплинарного разбора принадлежит совету в составе не менее половины.всего числа членов; решения его постановляются по абсолютному большин­ству голосов, а при равенстве их перевес имеет мнение, приня­тое председателем; но важнейшие дисциплинарные взыскания, а именно: запрещение практики, исключение из службы и пре­дание суду, могут быть определяемы советом только по боль­шинству двух третей голосов присутствующих в заседании его членов (ст.375 УСУ). Все постановления совета о наложении дисциплинарных взысканий или освобождении от них сооб­щаются прокурору того судебного места, при котором совет со­стоит (ст.370 УСУ). Если совет заменяется окружным судом, то дисциплинарные дела о присяжных поверенных слушаются в общем собрании его при участии прокуратуры.

Постановления, состоявшиеся в дисциплинарном порядке, подлежат пересмотру судебной палаты по протестам прокура­туры и жалобам осужденных. Прокуратуре принадлежит право протеста как на постановления об освобождении от дисципли­нарной ответственности, так и на постановления о наложении каких бы то ни было взысканий (ст.370 УСУ); несмотря на молчание закона, право протеста надо считать ограниченным случаями, когда прокуратура находит постановление совета мягким и желает отягчения участи обвиняемого. Последнему право жалобы принадлежит только против таких обвинитель­ных постановлений совета, которыми он подвергнут или нака­заниям строже предостережения и выговора, или же взыскани­ям, в законе не установленным. Право жалобы имеют как при­сяжные поверенные, так и помощники их (общ. собр. 1880/6, Евреинова). На принесение протеста и жалобы полагается двухнедельный срок (ст.376 УСУ).

Судебная палата при рассмотрении протестов и жалоб на постановления совета соблюдает правила общего дисциплинар­ного порядка, т.е. обязана назначить день заседания общего со­брания, известить о нем стороны и производить дело при уча­стии прокуратуры1. Определения палаты признаются оконча­тельными и не подлежат дальнейшему обжалованию (ст.288, 377 УСУ).

§ 150. Частные поверенные. Частные поверенные учрежде-. ны для освобождения населения от не подлежавших никакому контролю ходатаев. Они занимаются ходатайством по делам при тех лишь судебных местах, от которых получили особое на то разрешение или свидетельство, подлежа и их дисциплинар­ной власти. Составляя дополнение к законам о присяжных по­веренных, законы о частных поверенных в случаях недостатков и неполноты могут быть пополняемы по аналогии с ними (общ. собр. 1881/2).

Частными поверенными могут быть все лица, имеющие право представлять на суде чужие интересы (ст. 246 У ГС, 4065 УСУ), за исключением женщин (ст.40619 УСУ), а по разъяс­нению практики применительно к законам о присяжных пове­ренных— и иностранцев, а также исключенных в дисципли­нарном порядке из числа частных поверенных (общ. собр. 1881/2). Кроме этих условий, называемых формальными (ст.40614 УСУ), закон дает право .суду, от которого зависит принятие в частные поверенные: 1) удостовериться в познаниях поступающего, т.е. подвергнуть его экзамену, однако к полу­чившим высшее юридическое образование и к имеющим уже свидетельство от другого суда мера эта не применяется; 2) при­нять в соображение и все^ сведения о личности, которые суд признает нужными (ст.4067 УСУ); здесь разумеются сведения о нравственных качествах и благонадежности, оценка которых принадлежит всецело суду, выдающему свидетельство и не стесняющемуся при этом оценкой, сделанной уже другим су­дом2.

Лицо, могущее быть частным поверенным, должно запас­тись свидетельством на право хождения по чужим делам. Такое свидетельство выдается мировым съездом, окружным судом или судебной палатой3, от которых зависит pi решение вопро-

1 Даже отказ их от каких бы то ни было претензий не устраняет его (общ. собр. 1881/24, Мясоедова).

500

1 Общ. собр. 1876/11; этот порядок обязателен для палаты и по делам о дисциплинарной ответственности частных поверенных.

2 Общ. собр. 1880/18; но и относительно частных поверенных ука­зание обстоятельств, по которым не разрешена выдача свидетельства, не допускается (общ. собр. 1880/16).

3 Каждое судебное место действует при этом совершенно самостоя­тельно; потому же отказ одного судебного места от принятия просителя в число частных поверенных не освобождает другое судебное место, в ко­торое он обратился с такой же просьбой, от подобного ее обсуждения

501

са, соответствует ли претендент формальным и иным условиям, для того необходимым; в эти судебные места желающий посту­пить в частные поверенные обращается с прошением и со всеми необходимыми документами и указаниями (ст.4065 УСУ); на принятие или отказ их в принятии по формальным условиям допускаются жалобы и протесты в двухнедельный срок, имен­но: на мировые съезды и окружные суды — в судебную палату, а на палату — в кассационный департамент Сената (ст.40614 УСУ); но нравственная оценка личности принадлежит им бес­контрольно. Свидетельство, будучи выдано, дает право вести дела только в том судебном месте, которым оно выдано, и в местах, с ним по пересмотру связанных (ст.4062~4 УСУ); оно оплачивается ежегодной пошлиной (по 40 или 75 р.), имена получивших его сообщаются министру юстиции и публикуются в местных губернских ведомостях (ст.4068"12 УСУ). Лицо, за которым уже признано право быть частным поверенным, мо­жет быть лишено его не иначе как в порядке дисциплинарного производства или по суду уголовному; потому-то ему не может быть отказано и в выдаче свидетельства на следующий год. Но если частный поверенный в течение года не брал свидетельства и не уплачивал установленной пошлины, то он считается вы­бывшим и при желании получить свидетельство к нему приме­няются правила о вновь поступающих (общ. собр. 1881/51, Завадского).

Частные поверенные подлежат ближайшему надзору того судебного места, которое выдало им свидетельство. Ему же принадлежит и дисциплинарная над ними власть, причем дис­циплинарная ответственность частных поверенных определяет­ся на том же основании и в том же широком объеме, как дис­циплинарная ответственность присяжных поверенных (общ. собр. 1876/11, Рихтер; общ. собр. 1881/48, Соловьева). Но имея своим органом суд, дисциплинарный порядок даже в пер­вой инстанции, т.е. в мировом съезде, окружном суде или су­дебной палате, определяется согласно общему дисциплинарно­му порядку для должностных лиц судебного ведомства1. На постановления их допускаются в двухнедельный срок протест и жалоба, последняя только на такие, которыми определено вре­менно запретить поверенному занятие практикой или исклю­чить его из поверенных; инстанцией пересмотра признается су­дебная палата в общем ее собрании.

Сверх того частные поверенные подлежат высшему надзору министра юстиции, которому предоставлено право без возбуж-

(общ. собр. 1880/22). Комиссией 1894—1899 гг. предположено ограни­чить выдачу свидетельств окружными судами.

1 Ст.274__284 УСУ; поэтому здесь обязательно выслушать заключе­ние прокурора, которому принадлежит и право протеста (общ. собр. 1881/48/Соловьева).

502

дения дисциплинарного преследования устранять от ходатайст­ва по судебным делам лиц, обнаруживающих, по несомнен­ным доходящим до него сведенргям, предосудительный образ действий, не соответствующий званию поверенного (ст.40615 УСУ). Это ставит частных поверенных в зависимость от прокурорского надзора, от которой свободны присяжные поверенные.

Учреждение института частных поверенных имело задачей при недостатке присяжных поверенных оградить население от лиц, обращавших адвокатуру в профессию, не имея для того достаточных нравственных и умственных качеств. Случаев единичного выполнения функций представительства оно в виду не имело, и закон не желал лишать стороны возможности об­ращаться к помощи всякого иного лица, которому они доверя­ют и которое не занимается ведением судебных дел в виде про­мысла, т.е. более трех дел в году, а по делам уголовным — да­же без этого ограничения (ст.406 УСУ, ст.565 УУС). Есть, однако, причины, устраняющие способность быть поверенным на суде как по делам гражданским, так и уголовным. Таковы несовершеннолетие, несостоятельность; состояние под опекой, отлучение от церкви, лишение всех прав или всех особенных прав, исключение из службы, из духовного ведомства или из среды обществ по приговорам их, воспрещение ходатайства по чужим делам судебным приговором и (за некоторыми изъятия­ми) состояние в учебном заведении до окончания курса, мона­шество и священноелужительство, а в общих судебных местах, кроме того, неграмотность (ст.45, 246 УГС). Закон не определяет, однако, ни силы и значения действий, такими ли­цами перед судом совершенных, ни ответственности их за при­нятие и выполнение обязанностей поверенного.