Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Геополитика.-7

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
05.02.2023
Размер:
1.84 Mб
Скачать

пространства как среды, где развиваются экономические, политические и другие отношения между государствами. Причем по мере роста взаимозависимости в мире, все большее значение пробрел характер межгосударственных отношений и его взаимодействие с геопространством.

Ю. В. Тихонравов принадлежит к тем авторам, которые считают,

что геополитика, как наука, ближе всего к политической географии. Он

пишет, что между геополитикой и политической географией имеется

«зыбкая грань», но тем не менее определенная разница между ними есть.

Политическая

география как наука главное внимание уделяет изучению

географической

среды и пространства на политику государств.

Геополитика, как наука, сосредоточена на изучении возможностей

активного использования политикой факторов географической среды для обеспечения военной, экономической, экологической безопасности государства. В сферу практической геополитики входит все, что связано с

территориальными проблемами государства, его границами, с

рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские ресурсы. Использование геополитики как науки многопланово.

Например, геополитика используется для оценки международного политического положения государств, их места в системе международных отношений; а также в деле сохранения или изменения общемирового и

регионального баланса сил.

Но этим, по мнению Ю. В. Тихонравова, не исчерпываются

функции геополитики. Геополитика, пишет он, является еще и идеологией,

которая используется для того, чтобы оправдать достижение или осуществление власти перед другими. Идеология всегда ориентирована на группу людей, она должна рассказать обществу, считает Ю. В. Тихонравов,

почему эта группа берет на себя инициативу и действует именно так, а

не иначе. Первостепенная задача идеологии состоит в том, чтобы оправдывать общественно значимые действия тех или иных групп. В этом отношении подход Ю. В. Тихонравова очень близок к позиции А. Дугина.

21

Что касается разновидности геополитики как идеологии, то Ю. В.

Тихонравов утверждает, что геополитика тесно связана с империализмом.

Империализм (от лат. Imperium - власть, господство) понимается им как

«историческая ситуация раздела сфер власти на земле между большими империями, а также это политика больших империй, направленная на захват власти над всей землей».

В последней трети ХIХ в. наступила фаза, когда империи разделили между собой весь мир. За передел мира велось множество войн, в том числе две мировые, и только к концу ХХ в. человечество,

столкнувшись с угрозой ядерной войны и ее возможными последствиями,

вбольшей степени, чем раньше стремится к компромиссам.

В2001 г. вышел в свет учебник «Геополитика и политическая география», написанный докторами географических наук В. А. Колосовым и Н.

С. Мироненко. Учебник представляет собой курс лекций, читаемых в Московском государственном университете с 1992 г. для студентов,

обучающихся по географическим специальностям (Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география /Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001, 479 с.). Колосов В. А., Мироненко Н. С. о геополитике. Нельзя не согласиться с мнением авторов, что столь популярный сегодня термин

«геополитика» и «геополитический» часто используется произвольно и неадекватно сущности этого понятия. Авторы относят геополитику к общественным наукам и выделяют два аспекта: культурно-психологический и концептуальный. Культурно-психологический аспект геополитики, по их мнгению, отражает исторический опыт участников международных отношений

(государств, народов, империй) и подкрепляется определенной системой взглядов на существующий мир и на возможные варианты его изменений.

Определенный геополитический стереотип, выработанный в данном государстве, считают они, сплачивает людей, обеспечивает сохранение данного государства. Если же происходит изменение положения какого-либо

22

государства на международной арене, вырабатывается новая геополитическая идея, которая решает те же задачи консолидации и объединения.

Концептуальный аспект, считают В. А. Колосов и Н. С. Мироненко,

очень широк в диапазоне от «размытых геополитических идей, подобных российским евразийцам, до жестких моделей германских геополитиков накануне второй мировой войны». При этом они делят геополитические исследования на две группы: практические и академические. Первые составляют большинство и служат для выработки геополитических кодов. В. А.

Колосов и Н. С. Мироненко идут вслед за американским автором Дж.

Гэддисом, который в своей книге «Стратегия сдерживания», изданной в США в

1982 г. дал следующее определение геополитических кодов. «Геополитический код – это оперативный свод законов, состоящих из набора политико-географических предположений, лежащих в основе внешней политики. Такие коды или кодексы предполагают 1) формулирование национальных интересов; 2) идентификацию внешних угроз этим интересам; 3)

планируемое реагирование на такие угрозы; 4) обоснование такого реагирования. Количество геополитических кодов соответствует количеству государств, но при всей их уникальности они находятся в зависимости друг от друга, так как международные отношения иерархичны и более сильные государства навязывают свои идеи и предложения менее сильным». Что касается академической геополитики, отмечали В. А. Колосов и Н. С.

Мироненко, «унифицированного геополитического учения на снгодняшний день не сложилось, все же некоторые установленные геополитические категории и причинно-следственные связи следует признать научными». По их мнению, «академическая геополитика должна пытаться извлечь разумное из прошлого и представить геополитическую аргументацию в виде всеобщих закономерностей и тенденций геополитических отношений».

В. А. Колосов и Н. С. Мироненко дают определение геополитики через формулирование ее задач. «Геополитику, - писали они, - можно определеить как некую проблемную научную область, основной задачей которой выступает

23

фиксация и прогноз пространственных границ силовых полей разного характера (военных, экономических, политических, цивилизационных,

экологических) преимущественно на глобальном уровне (Понятие силового поля ассоциируется с пространством, контролируемым государством).

Генераторами таких силовых полей выступают государства,

межгосударственные группировки и ряд негосударственных субъектов.

Отдавая дань моде широкого использования в русском языке иностранных слов, В. А. Колосов и Н. С. Мироненко выделяют в системе международных отношений субъетов и акторов. Субъектами могут быть государства или международные организации, на которые распространяется международное право. Понятие «актор» включает всех действующих лиц международных отношений, независимо от распространения на них норм международного права. К ним относятся транснациональные корпорации, политические организации и движения, политические и религиозные лидеры и т. д.

Столь же неоднозначная картина вырисовывается в попытках определить предметное поле геополитики в зарубежных изданиях.

Международная энциклопедия всемирной книги достаточно кратко сообщает своим читателям, что «геополитика пытается объяснить мировое политическое развитие в терминах географического пространства». Авторы подчеркивали, что «согласно этой теории, мир представляет собой ограниченное пространство, и все страны борются за него, чтобы выжить.

Геополитика пытается описать отношения между географическим пространством и внешней политикой. Географы, историки и политические ученые изучают влияние географии на внешнюю политику». Вряд ли справедливо утверждение, что «термин геополитика сегодня редко используется потому, что подчеркивает только один фактор, объясняющий мощь великих держав» (The World Book Encyclopedia. (International). – World Book Inc., vol. 8. – London, Sydney, Tunbridge Wells, Chicago, 1994, p. 99).

Читатели Новой Британской энциклопедии могли узнать, что

«геополитика – это анализ влияния географии на отношения силы в

24

международной политике. Теоретики геополитики стремились продемонстрировать важность обусловленности национальной политики такими рассуждениями, как завоевание естественных границ, доступ к важным морским путям и контроль над стратегически важными районами суши». Кроме этого сообщалось, что сам термин был введен шведским политическим ученым Р. Челленом в 1916 г. в его работе «Государство как организм», что термин получил широкое распространение между двумя мировыми войнами, когда

«геополитика использовалась для обеспечения защиты интересов отдельных наций и идеологий». Из числа известных теоретиков были названы только К.

Хаусхофер, «давший геополитическое логическое обоснование международным притязаниям Германии, которые позднее нацисты приспособили для своих собственных целей», и Дж. Х. Маккиндер с его теорией «хартленда», который показал, что «Евразия … является жизненно важным регионом, над которым демократические нации должны установить контроль» (The New Encyclopedia Britannica / Vol. 5, 1994, Micropedia, p. 193).

В международном издании Американской энциклопедии утверждалось,

что «геополитика изучает географические аспекты политических явлений».

Создателями геополитики, те, кто «ввел ее в академический мир», были названы Ф. Ратцель, Дж. Х. Маккиндер, Р. Челлен. В последующий период наиболее интересными европейскими авторами, писавшими геополитические сочинения, были названы К. Хаусхофер и К Шмитт. Что касается американской геополитики, авторы энциклопедии полагали, что своими корнями она уходит во времена покупки Соединенными Штатами Луизианы и распространения идеи о «предопределении судьбы» («manifest destiny»). (The Encyclopedia Americana. International Edition. Complete in Thirty volumes. First published in 1829, vol. 12, Danbury, 1994, p.508).

Таким образом, в учебной и в научной литературе нет принимаемого всеми авторами определния геополитики (Что касается научной литературы, ее анализ в данном аспекте выходит за пределы данного учебного пособия).

25

Гл. I. Геополитика: источники, предмет, функции

1.1.

Источники геополитики

Однако еще до того,

как в употребеление вошло определение

геополитики, идеи об обусловленности жизни людей и обществ географической средой высказывались в разное время разными авторами.

На протяжении веков складывалось такое направление в социальных и гуманитарных науках, как географический детерминизм (от лат.

determinare - определять, обуславливать).

В эпоху античности некоторые авторы высказывали идеи о

влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и др.) на историю и человека. Древние греки - Геродот, Аристотель, Гиппократ,

Полибий,

Страбон - первые высказали эти идеи

в своих

трудах.

Например,

«отец медицины» Гиппократ (около 460 -

около 370

гг. до н.

э.) в своей работе «О воздухе, водах и местностях» писал о влиянии климата, прежде всего, на человеческий организм, свойства характера и

даже на общественный строй. Древнегреческий философ Аристотель (384

- 322 гг. до н. э.), изучая

факторы, влияющие на государства, выделял

пространства суши и моря.

В своем труде

«Политика» Аристотель писал

об острове Крит, используя

по существу

геополитическую аргументацию:

«Остров Крит как бы предназначен к господству над Грецией, и

географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем,

вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной

стороны он находится на небольшом расстоянии от Пелопонеса, с другой

- от Азии …». Аристотель развил также высказанную до него идею о влиянии климата на людей. Древнегреческий мыслитель Парменид в VI в.

до н. э. выдвинул теорию о пяти температурных зонах. Он выделял одну жаркую, две холодные и две промежуточные. Опираясь на эти положения, Аристотель писал о превосходстве промежуточной зоны,

населенной греками.

26

Спустя почти два тысячелетия к этим идеям обратились вновь. В

ХIV - начале ХV вв. арабский историк и мыслитель Ибн Хальдун (1332

– 1406 гг.) в качестве главного природного фактора, влияющего на

общественно – политическую жизнь людей, выделял климат. Он считал,

что только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а народы, проживающие в экваториальной зоне не имеют побудительных мотивов для развития культуры. Ведь природа дает им все необходимое: одежду, пищу. Им не нужны прочные жилища.

Другое дело - жители холодных северных стран. Им требуется много энергии, чтобы выжить: построить жилище, изготовить одежду, добыть пищу. В таких условиях они просто не имеют времени для развития наук,

искусства и т. п. Ибн Хальдун известен также своей теорией исторических циклов. Согласно этой теории, наиболее активной силой истории являются кочевые народы, проживающие в зонах умеренного климата. Они превосходят оседлые народы и в физическом, и в моральном плане. Именно поэтому, по мнению арабского мыслителя,

кочевники время от времени создают обширные империи, подчиняя себе оседлые народы. Однако через 3 – 4 поколения потомки утрачивают

качества, которые

вывели

их предков; тогда появляются новые кочевники

– завоеватели, и

история

повторяется. Нетрудно заметить, что эти идеи

Ибн Хальдуна возродились в теоретических построениях (евразийцев) и в

пассионарной

теории происхождения этносов Л. Н. Гумилева.

Спустя

более чем сто лет под воздействием Великих

географических открытий идеи географического детерминизма получили новый импульс к развитию. О влиянии, прежде всего, климата на развитие народов и государств писал французский ученый Жан Боден

(1530 – 1596 гг.). Он разделил земной шар на три части: жаркую -

экваториальную, среднюю - умеренную и холодную - полярную. Вслед за античными авторами Ж. Боден утверждал, что характер народов определяется прежде всего климатическими условиями их места

27

проживания и развития. На севере живут более крепкие физически и

более воинственные люди, на юге - более одаренные. Ж. Боден писал, что

«величайшие полководцы приходят с севера, а искусство, философия и математика рождаются на юге». При этом под югом Ж. Боден понимал умеренную, а не экваториальную зону.

В ХХ в. теория климатических поясов получила дальнейшее развитие. Широко распространилась точка зрения, что история «делается» главным образом в Северном полушарии, в пространстве между 20 и 60

градусами северной широты, где расположена большая часть суши.

Главные исторические центры располагались именно здесь: вначале речные цивилизации Месопотамии и Египта, их сменили города - государства Греции, затем Римская империя. Все культурные и политические центры Европы, России, Америки, Японии размещаются в умеренно - прохладной

зоне между 45 и 60 градусами северной широты.

После Ж. Бодена проблема влияния природно – климатического

фактора на общественно – политическое развитие народов долгое время оставалась вне поля зрения философов и мыслителей. Объектом внимания она становится только в ХVIII в. с появлением на общественно – политической сцене явления известного как Просвещение. Просвещение -

это прогрессивное идейное течение, которое оформилось в переходный период от феодализма к капитализму, как идейное знамя буржуазных революций. Оно охватило ряд европейских стран и Соединенные Штаты Америки. Наиболее яркими и известными представителями Просвещения были: в Великобритании - Джон Локк; во Франции - Жан – Жак Руссо,

Шарль – Луи Монтескье, Вольтер (Франсуа – Мари Аруэ), Поль Гольбах,

Клод Гельвеций, Дени Дидро; в Германии - Иоганн Готфрид Гердер,

Готхольд Лессинг, Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гёте; в США -

Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Томас Пейн. Просветители

отстаивали и защищали идею

свободы и равенства всех людей, боролись

за равноправие и отмену

всех сословных привилегий. В противовес

28

господствовавшей клерикальной идее (от слова «клир» - общее

наименование служителей культа какой – либо церкви; первоначальное,

буквальное значение этого греческого слова Kleros - жребий, так как христианское духовенство первоначально избиралось по жребию) о

предопределенности человеческой судьбы, просветители утверждали, что личность формируется социальной и природно – географической средой.

Среди названных блестящих имен европейских просветителей,

которые разрабатывали свои концепции в русле географического детерминизма, в первую очередь должен быть назван Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.). Он был дворянином, имел титул барона и занимал наследственную должность президента парламента в г. Бордо. Но в возрасте 37 лет он оставил государственную службу, посвятил себя изучению французского и европейского искусства, и для этого предпринял путешествие по Европе в 1728 г. Результатом его наблюдений и размышлений явился труд «О духе законов» (1748 г.). В этой работе Монтескье выделил факторы, которые формируют историю:

-климат

-пространство

-почва

-культура

-экономика

Один из разделов книги Монтескье посвятил исследованию влияния климата и топографии на особенности государственного устройства. Он провел сопоставление между европейскими и азиатскими народами и пришел к следующему выводу: «Власть климата есть первейшая власть на земле». Однако не следует понимать это положение примитивно и односторонне. Монтескье считал, что климат воздействует на общественно

– политическую жизнь опосредованно, действуя изначально на человека,

его физиологическое состояние, на его психологию, характер, нравы,

обычаи. Исходя из этого, он заявлял, что «малодушие народов жаркого

29

климата всегда приводит их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу».

С конца ХVIII и в течение ХIХ вв. европейская школа географического детерминизма все заметнее перемещалась в Германию.

Одним из первых, кто начал говорить в Германии о влиянии на развитие человечества климата, почвы, географического положения, был Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803 гг.). Выдающимся последователем Гердера был Карл Риттер (1779 – 1858 гг.). Многое из того, что было разработано Риттером, использовали геополитики последующих поколений. Например,

Риттер разделил всю поверхность Земли на две полусферы:

1)сухопутную (континентальную) и

2)водную (морскую)

Границу между ними он провел в виде большого полукруга в Южной Америке через Перу, затем южную часть Азии. В рамках континентальной полусферы он выделил Старый и Новый Свет. Старый Свет простирался с Востока на Запад и поэтому обладал заметным климатическим однообразием. Другое дело - Новый Свет, то есть Американский континент. Он раскинулся с Севера на Юг, и здесь представлены различные климатические зоны.

Современниками К. Риттера были естествоиспытатель и географ

Александр фон Гумбольдт (1769 – 1859 гг.), великие немецкие философы

Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель

(1770 – 1831 гг.). В своей работе «Философия истории» Г. В. Ф. Гегель

прямо писал о том, что географические факторы определяют судьбу народов. Как и его предшественники в Германии и во Франции, Гегель выделял фундаментальное воздействие климата. Он подчеркивал, что народы, проживающие в экстремальных природных условиях - излишне жарком или излишне холодном климате - «навсегда исключены из всемирно – исторического движения». Носителями исторического прогресса Гегель считал только страны Западной Европы и США. По его мнению,

30