Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
16
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
525.43 Кб
Скачать

Европейский союз. Некоторые положения, касающиеся права на информацию в акционерных обществах, установлены также на уровне Европейского Союза: акционеры могут задавать вопросы по каждому пункту повестки дня общего собрания акционеров, при этом общество имеет право отказать лишь в случае, когда это идет в разрез с защитой конфиденциальной информации и деловых интересов общества (Директива 2007/36/ЕС от 11.07.2007 об осуществлении определенных прав акционеров в компаниях, имеющих листинг на бирже).

США. В США отсутствует единое корпоративное законодательство, но в наиболее популярных для регистрации компаний штатах Делавэр и Нью-Йорк регулирование в этом вопросе более гибкое - предоставление информации вне связи с общим собранием участников возможно, но только если участник укажет цель, с которой он требует предоставить информацию (так называемый критерий "надлежащей цели" или "разумной деловой цели"), при этом компания сохраняет возможность опровергнуть наличие таковой цели у участника. В отношении того, что составляет надлежащую цель, существует значительный объем судебной практики, которая, в частности, исходит из того, что одного любопытства и голословных заявлений о наличии цели недостаточно, а проведение расследования в отношении менеджмента хотя и является обоснованной целью, но только при наличии доказательств, свидетельствующих о недобросовестности менеджмента. Не требуется обосновывать цель при получении самых базовых документов общества: годовой отчет, список акционеров и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что в зарубежных правопорядках в акционерных обществах существует две основных модели получения информации: 1) право на получение информации осуществляется в основном на общем собрании акционеров, что предопределяет потенциальный круг документов - они должны быть связаны с вопросами повестки дня, при этом общество вправе отказать в предоставлении информации, если ее раскрытие может причинить ущерб коммерческим интересам общества; 2) право на информацию ограничивается возможностью получения узкого перечня документов, а запрос иных документов предполагает обязанность доказать наличие надлежащей цели.

В обществах с ограниченной ответственностью такого явного уклона в сторону ограничения права на информацию не имеется, в то же время в той или иной степени иностранное законодательство допускает отказ в предоставлении информации при наличии опасности ее использования против интересов общества либо вводит ограничения по периоду, за который могут быть истребованы документы.

III. Российское регулирование. Участники (акционеры) имеют право на получение информации о деятельности хозяйственного общества (далее - общество), в том числе путем ознакомления с его документами (абзац третий пункта 1 статьи 65.2 ГК РФ). Данная норма находит свою конкретизацию в специальном законодательстве (см. статью 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Следует отметить, что данные нормы регулируют вопрос предоставления документов по требованию участника (акционера), которое может быть заявлено в любое время, т.е. не только во время общего собрания участников (акционеров).

Вопрос предоставления документов к общему собранию регулируется отдельными положениями (статья 52 Федерального закона "Об акционерных обществах", статья 36 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"), которые при наличии неограниченной возможности запросить любой документ играют второстепенную роль.

С учетом судебной практики (пункт 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 (далее - ИП N 144)), участник (акционер) имеет право на получение практически любого документа общества, в том числе гражданско-правовых договоров, за исключением документов, содержащих охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т.п.), но это ограничение не распространяется на коммерческую тайну (пункт 15 ИП N 144).

Ограничение установлено статьей 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которой протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа и документы бухгалтерского учета предоставляются только акционерам, обладающим более 25 процентов акций.

Также следует отметить, что согласно пункту 1 ИП N 144 участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.

Единственный такой случай предусмотрен абзацем четвертым пункта 15 ИП N 144 - требование о предоставлении документов, содержащих персональные данные - участник должен обосновать, что эта информация необходима для целей защиты его прав и законных интересов.

В качестве общего ограничителя выступает запрет злоупотребления правом на информацию (статья 10 ГК РФ, пункт 1 ИП N 144). Однако, как показывает анализ судебной практики, отказ по мотиву злоупотребления правом практически не применяется судами. Число соответствующих судебных актов единично (постановления АС Центрального округа от 30.06.2015 по делу N А62-6896/2014, Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2015 по делу N А40-127270/2014, ФАС Московского округа от 13.03.2013 по делу N А40-24803/12, ФАС Московского округа от 20.12.2012 по делу N А40-46040/10, ФАС Уральского округа от 14.11.2012 по делу N А50-2205/2012), несмотря на то, что в практике встречались случаи, когда участник несколько раз запрашивал одни те же документы (например, см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2008 по делу N А56-37742/2007) либо запрашивал документы за период, начиная с учреждения общества, и т.д., при том, что объем отдельных документов может быть очень значительным, например, для средней по размеру бизнеса компании, активно работающей в течение 3 - 5 лет, объем документов бухгалтерского учета может составлять десятки томов, и акционер, обладающий 25% голосующих акций, вполне может потребовать предоставить копии всех этих документов, что способно привести к временной приостановке основной деятельности компании. Положение серьезно усугубляется в крупных обществах, осуществивших публичное размещение акций, число акционеров которых может составлять несколько тысяч, каждый из которых может предъявить требование о предоставлении копий всех документов общества.

Таким образом, в российском праве господствует подход неограниченного (за отдельными исключениями) права участника (акционера) на получение информации о деятельности общества, при этом фактически не делается никакого различия в зависимости от того, является ли общество публичным или непубличным.

IV. Изменения, предлагаемые законопроектом. Учитывая зарубежный опыт, а также отечественную правоприменительную практику, можно констатировать явный перекос баланса интересов в отношениях общество - участники в сторону последних. В целях корректировки действующего регулирования предлагаются следующие основные изменения:

1) определяется краткий перечень документов (устав, документы бухгалтерской отчетности, свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.), которые будут доступны для ознакомления по требованию любого участника (акционера) во всякое время;

2) доступ к документам, не входящим в указанный в пункте 1 перечень, будет предоставляться только при условии, что участник (акционер) обоснует наличие разумной деловой цели получения информации (например, указав, что информация необходима для целей защиты его прав и законных интересов), при этом в акционерном обществе запросить указанные документы вправе будет только акционер, обладающий более 1% голосующих акций (в обществах с ограниченной ответственностью - любой участник);

3) в целях предоставления судам твердой основы в позитивном праве для отказа в случае злоупотреблений правом на информацию предусмотрен перечень оснований, при наличии которых общество вправе отказать в предоставлении информации, при этом вводится порог (более 25% акций), при превышении которого участнику (акционеру) не может быть отказано в предоставлении информации по соответствующим основаниям;

4) в обществах с ограниченной ответственностью и непубличных акционерных обществах предусмотрена возможность диспозитивного регулирования вопросов предоставления информации.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"

И "ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"

(В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА УЧАСТНИКОВ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ НА ИНФОРМАЦИЮ)"

Принятие федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части обеспечения права участников хозяйственных обществ на информацию)" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИНЯТИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,

ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ ИЛИ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ В СВЯЗИ

С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"

И "ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"

(В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА УЧАСТНИКОВ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ НА ИНФОРМАЦИЮ)"

Принятие федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части обеспечения права участников хозяйственных обществ на информацию)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ

СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ

С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"

И "ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"

(В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА УЧАСТНИКОВ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ НА ИНФОРМАЦИЮ)"

Принятие федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части обеспечения права участников хозяйственных обществ на информацию)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти.