Скачиваний:
2
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
4.69 Mб
Скачать

532. Имеет ли право прокурор заявить возражение?

Это спорный вопрос, хотя гражданский кодекс и хранит молчание по этому поводу. С одной стороны, бесспорно, что право im возражение может опираться только на пря­мое указание закона. Так несомненно, что ни нисходя­щие, ни племянники и племянницы, более близкие род­ственники по боковой линии, чем двоюродные братья и сестры, не имеют права возражения. Поэтому и право прокурора может опираться только на норму нашего гражданско-процессуального законодательства, устанав­ливающего общие правила об участии прокуратуры в гражданских делах. Такой нормой является статья 46 закона 20 апреля 1810 года, относящегося к судо­устройству. Эта статья породила классическую контро­верзу ввиду некоторого противоречия между первой и второй частями. В самом деле, часть 1 говорит: В граж­данских делах прокурор участвует по собственному по­чину в случаях, предусмотренных законом. Это ограни­чительная формула, сводящая возможное участие проку­рора в гражданских делах к случаям, когда он прямо уполномочен на это законом. В то же время часть 2 до­бавляет: Он надзирает за исполнением законов, судеб­ных определений и решений он обеспечивает это испол­нение по собственному почину в случаях, когда этого тре-

бует публичный порядок. Эта последняя норма расши­ряет пределы инициативы прокуратуры и в обсуждаемом нами случае открывает ей право заявить возражение против вступления в брак лица, состоящего в другом не­расторгнутом браке, или против кровосмесительного брака. Заявить такое возражение значит, несомненно, обеспечивать исполнение закона в случаях, когда этого требует публичный порядок.

Из двух формулировок перевес должна получить та, которая содержится во второй части статьи, дополнив­шей и исправившей первую ее часть. Таким образом, прокурор вправе заявить возражение против совершения брака, если он считает, что имеется такое препятствие к браку, игнорирование которого означало бы нанесение ущерба публичному порядку.

§ 2. Недействительность брака

533. Общие положения. Недействительность абсо­лютная и относительная. Репрессивной гражданско-пра­вовой санкцией правил о совершении брака является недействительность брачного союза, который заключен с нарушением этих правил. Учение о недействительности брака было кода-то выработано практикой церковных судов, а также наших парламентов, из которой наш ко­декс и заимствовал свои принципиальные положения, а именно деление препятствий к браку на простые запре­тительные препятствия и препятствия, уничтожающие брак. Только последние (наиболее, конечно, важные) при­водят к недействительности брака. Оттуда же заимство­ваны различия между абсолютной недействительностью брака, признания которой вправе требовать в принципе любое заинтересованное лицо, а также прокурор, и отно­сительной недействительностью, признания которой могут требовать только сами супруги, либо один из них, либо их родственники.

Впрочем, восстановление развода значительно ограни­чило значение учения о недействительности брака. В то время, когда брак был нерасторжим, супруги, брак кото­рых был расшатан, часто прибегали к заявлению о ка­ком-нибудь основании недействительности брака (за­блуждение, насилие и т. п.), чтобы заменить отсутство-

372

Законная семья

Заключение брака

вавшую возможность развестись. Есть, правда, суще­ственное различие между разводом и недействительно­стью брака: развод прекращает брак на будущее время, в то время как недействительность уничтожает его и в прошедшем но, возвращая супруга м(ил и лицам, счи­тавшимся супругами) свободу, развод и недействитель­ность брака приводят в итоге к одному и тому же фак­тическому результату.

Гражданский кодекс, устанавливает шесть случаев не­действительности брака.

В двух случаях — это относительная недействитель­ность, которую обусловливает: 1). пороки воли одного из супругов 2) отсутствие требуемого согласия родственни­ков0 на совершение брака.

В четырех остальных случаях недействительность, ко­торая обосновывается не охраной воли сторон, а сообра­жениями, связанными с публичным порядком, является абсолютной. Ее основаниями служат: 1) недостижение одним из супругов брачного возраста 2) двоебрачие 3) кровосмешение 4) нарушение основных правил о форме совершения брака, а именно о публичности его совершения и о компетенции должностного лица, веду­щего акты гражданского состояния.

Следует тут же заметить, что положения граждан­ского кодекса, относящиеся к этим различным случаям недействительности брака, содержат многочисленные и очень важные отступления от общих начал недействи­тельности юридических сделок, что также объясняется исключительной серьезностью, которую всегда представ­ляет уничтожение брака. Объявить, что два лица, жи­вущие как муж и жена, в действительности не состоят в браке, что, следовательно, их дети незаконнорожден­ные, — это, как каждому очевидно, гораздо более тяжело, чем уничтожить договор купли-продажи или найма.

Мы изучим последовательно разные виды недействи­тельности брака, затем перейдем к ее последствиям.

. Относительная недействительность

534. 1. Пороки воли. Нет недействительности в слу­чае обмана. По общему правилу закона, три порока воли могут повлечь за собой уничтожение договора: за

блуждение, насилие, обман (ст. 1109). Что же касается брака, то из статьи 180 вытекает, что брак может быть оспорен либо потому, что один из супругов или оба не выразили согласие на брак свободно и, следовательно, действовали под влиянием насилия, либо потому, что на­личествовало заблуждение.

Таким образом, из трех пороков поли в статье 180 опущен один—обман. Это умолчание намеренное. Вековая традиция Противится тому, чтобы один из супругов мог оспорить свой брак, ссылаясь на то, что его согласие па этот брак было получено путем хитрости и уловок другого супруга. Это то, что Луазсль выразил хорошо известной поговоркой в браке обманывает, кто может (Loysel, Institutes coutumieres, liv. II, tit. Ill, № 3). Потому забота о прочности семьи и привела к отказу от обращения к суду в таких случаях.

535. Недействительность брака вследствие насилия.

Тут достаточно отослать к общим правилам. Так, един­ственным имеющим значение насилием является такое, которое может произвести впечатление на разумного че­ловека для оценки этого надо, однако, принимать во внимание возраст и положение человека (ст. 1112). Точно так же нельзя ссылаться па один лишь почтительный страх перед отцом, матерью или другим восходящим, как на насилие, опорочившее волю (ст. 1114).

536. Недействительность брака вследствие заблуж­дения. Конечно, дело тут может идти только о заблужде­нии в лице. Именно это предусматривает статья 180, часть 2. Остается объяснить, что следует понимать под этим. Потье, сочинениями которого авторы кодекса обык­новенно пользовались, когда дело шло обо всей этой об­ласти отношений, выдвигал чрезмерно узкую концепцию. Для пего единственным заблуждением, на которое можно ссылаться в вопросах, связанных с браком, было заблуж­дение в физическом тождестве лица (Р о t h i e r, Manage, N° 308—310). Слишком очевидно, что такое заблуж­дение невероятно в наши дни, ибо совершение брака при посредстве представителя не допускается. Более того, часто указывали на то, что если бы по какой-нибудь не­обычайной случайности в наши дни одно лицо могло бы

374

Законная семья.

Заключение брака

375

явиться вместо другого для вступления в брак, то, по сути дела, налицо был бы не порок, а полное отсутствие соглашения, ибо, как говорил сам Потье, в таком слу­чае не было бы совпадения воль, ибо если Жануа же­лала вступить в брак со мной, то я, со своей стороны, не желал вступить в брак с Жанной.

Наша судебная практика считает, что возможно за­блуждение в лице, если кто-нибудь ошибся в существенном качестве лица. Но что это за существенное качество? Дело может идти, отмечает судебная практика, только о семейном положении человека, или, кас говорят, о его гражданской личности. Например, один из супругов при­своил Себе не принадлежащую ему фамилию или не при­надлежащее ему гражданское состояние, чтобы побудить другого верить, что он принадлежит к семье, которая в действительности является для него чужой. Но всякое другое заблуждение, например в физических или мораль­ных качествах человека и даже в вопросе о том, привле­кался ли он к суду, не рассматривается как заблуждение в лице, о котором говорит статья 180. Так, в знаменитом определении of 24 апреля 1862 года пленум кассацион­ного суда (D. Р, 62, I, 153 Rec. Sirey, 62, I, 341) отка­зался уничтожить брак одной девушки с бывшим каторж­ником. Точно так же нет заблуждения в лице со стороны супруга человека, неспособного к брачному сожительству или к деторождению. Заблуждение в гражданстве не бо­лее существенно, хотя это и оспаривается. Надо признать, что все эти суждения преувеличенно узки.

Доказательством этому служит то, что наша француз­ская судебная практика, для того чтобы смягчить неспра­ведливость выводов, к которым она приводит, была вы­нуждена прибегнуть к весьма сомнительным их обходам. Так, отвергая недействительность брака, она допускает предъявление обманутой стороной требования о разводе, если заблуждение в том или ином существенном качестве другого супруга — гражданстве, здоровье, вероисповеда­нии, поведении до брака и т. д.— было вызвано уловками этого другого супруга причем эти злостные уловки рас­сматриваются как нанесение тяжкой обиды .

1 Тяжкая обида, по французскому праву, является одним из поводов к разводу. См. ниже. — Прим. перев.

  1. Кто вправе требовать уничтожения брака на основании заблуждения или насилия? В соответствии с общими правилами об относительной недействительности сделок требовать признания брака недействительным по причине порока воли может только супруг, ставший жертвой насилия или заблуждения (ст. 180). Но, по об­щему правилу, иски .о недействительности (даже относи­тельной) сделок могут предъявляться не только тем, кто, по существу, имеет право на них, по при некоторых усло­виях и его кредиторами (ст. IIOG), а после его смерти его наследниками. Иск же о недействительности брака по причине насилия или заблуждения в лице не подлежит распоряжению ни кредиторов, ни наследников впавшего в заблуждение или подвергшегося насилию супруга. Это один из исков, нерасторжимо связанных с личностью истца, на которые, в силу последней части статьи 1166, не может опуститься рука кредиторов.

  2. Подтверждение брака, заключенного под влия­нием заблуждения или насилия. Предусматриваемая статьей 180 недействительность брака в соответствии с общими правилами об относительной недействительно­сти сделок может быть устранена последующим подтвер­ждением оспоримой сделки. Статья 181 устанавливает, что молчаливым подтверждением признается совместная жизнь супругов в течение шести месяцев с момента, когда супруг приобрел свободу или узнал о своем за­блуждении. Ибо поведение обладателя права на иск о недействительности с момента, когда он был в состоя­нии осуществить это право, действительно подтверждает его намерение отказаться от пего и подтвердить брак. Мы считаем, впрочем, что в соответствии со статьей 1338 гражданского кодекса супруг, который вправе был бы

1 По статье 1166 французского гражданского кодекса креди­торы могут осуществлять все права и иски их должника, за исклю­чением тех, которые всецело связаны с его личностью. Речь идет об осуществлении вместо неисправного должника его права на иск к третьему лицу, которое должно обеспечить кредитору возмож­ность получения того, что причитается ему от должника — Прим. перев.

376

Законная семья

Заключение брака

377

в течение шести месяцев потребовать уничтожения брака, может, не дожидаясь истечения срока, немедленно под­твердить брак прямым формальным отказом от своего права на иск.

  1. 2. Отсутствие согласия родственников. Ста­тья 182 позволяет уничтожить брак, заключенный без согласия отца и матери, восходящих, семенного совета и опек и случаях, когда требовалось соответствую­щее согласно, то есть когда вступивший в брак в момент заключения брака был несовершеннолетним.