Скачиваний:
2
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
4.69 Mб
Скачать

§ 3. Доказательства существования брака

  1. Значение этих доказательств. Доказательства существования брака имеют большое значение не только для супругов, когда они в отношениях с третьими лицами ссылаются на свое положение лиц, состоящих в браке они имеют очень важное значение и для детей, родив­шихся от супружеского союза, ибо факт состояния в браке родителей есть обстоятельство, указывающее па законное происхождение их детей. Наконец, и другие лица могут нуждаться в представлении доказательств существования брака. Например, при иске о наследстве, когда дело идет о доказывании родственной связи, ко­торая соединяла истца с умершим.

  2. Принцип предустановленного доказательства. Доказывание при помощи свидетельства о браке. В силу статьи 194, никто не может требовать признания за ним звания супруга и признания гражданских послед­ствий брака, если он не представит акта о совершении брака, внесенного в реестр гражданского состояния. Таким образом, закон, соответствующее положение ко­торого восходит к ордонансу, изданному в Блуа в 1579 году (ст. 40), исходившему в свою очередь из по­ становлений Тридентского собора, устанавливает в дан­ ном случае режим предустановленного доказательства, то есть запрещает заинтересованным лицам подтвер­ждать факт наличия брака какими бы то ни было дока­зательствами, кроме того, которое он, закон, сам им обеспечил, создав институт актов гражданского состоя­ния. Так, бесплодны были бы, например, ссылки на сви­детельские показания лиц, присутствовавших при совер­шении брака, пли ссылка на то, что данные лица при­ знавались супругами. Необходимо требуется предста­вление копии свидетельства о браке, записанного в реестре гражданского состояния. Поэтому даже пред­ставление акта, правильного по форме, но изложенного на отдельном листе бумаги, не имело бы никакой силы. И хотя по своей редакции статья 194 кажется на пер­ вый взгляд относящейся только к самим супругам (аргументом в пользу этого служат слова требовать

признания за ним звания супруга), однако нельзя со­мневаться в том, что содержащееся в ней правило при­меняется к любому заинтересованному, лицу.

Гражданский кодекс или судебная практика допу­скают три исключения из этого правила.

517. Исключения из принципа предустановленного доказательства: 1. Случай несуществования или утраты реестров. Статья 194 в последней своей части, отсылая к статье 46, помещенной в титуле Об актах граждан­ского состояния, предусматривает случай, когда вслед­ствие обстоятельства, не зависящего от воли супругов, оказывается невозможным представить копию свиде­тельства о браке (см. выше, п. 418).

Может случиться, что уничтожение или несущество­вание свидетельства о браке является результатом пре­ступного действия, предусмотренного и караемого уго­ловным кодексом например, кто-нибудь учинил подлог свидетельства о браке или разорвал его (уголовный ко­декс, ст. 145, 146, 147, 173) или, скажем, должностное лицо, ведущее акты гражданского состояния, составило свидетельство на отдельном листе бумаги, что является уголовным проступком, наказуемым по статье 192 уго­ловного кодекса. В таком случае судебное решение, удо­стоверяющее факт совершения преступления или про­ступка, будет записано в реестрах гражданского состоя­ния и заменит свидетельство о браке (гражданский ко­декс, ст. 198).

518. 2. Доказательства, представляемые детьми, ро­дившимися от брака. Статья 197 предполагает случай, когда оспаривается законное происхождение детей, ро­дившихся от брака. Она устанавливает, что в таком случае при непредставлении свидетельства о браке дети могут доказывать брак своих родителей, ссылаясь на общественное признание их супругами.

Соображения, которые руководили законодателем при установлении этой нормы, понятны. Супруги всегда в состоянии достать копию своего свидетельства о браке, если только оно было составлено. Наоборот, дети, если

360

Законная семья

Заключение брака

361

их родители умерли, могут быть в полном неведении относительно места и, может быть, даже даты заключения брака их родителями. Не совершая явной несправедливо­сти закон не мог подчинить детей всей, суровости прин­ципа предустановленного доказательства. Поэтому закон освободил их от применения к ним этого принципа и установил, что они будут признаваться рожденными от законного брака при наличии следующих четырех усло­вий.

Д. Нужно, чтобы отец и мать оба умерли или, что сводится к тому же, были по какой-либо причине (без­вестное отсутствие, болезнь) не в состоянии дать сведе­ния, относящиеся к их вступлению в брак. Если один из родителей находится в живых и способен дать эти све­дения, представление свидетельства о браке остается необходимым.

Б. Нужно, чтобы было доказано, что родители при­знавались супругами со стороны третьих лиц.

В. Нужно, чтобы сам приводящий доказательства признавался законным ребенком.

Закон говорит общим образом о владении состоя­нием, то есть об общественном признании граждан­ского состояния: очевидно, он имеет в виду граждан­ское состояние как ребенка, так и его покойных роди­телей.

Г. Нужно, наконец, чтобы общественное признание, на которое ссылаются, не противоречило свидетельству о рождении ребенка. Так, недопустимо, чтобы в свиде­тельстве о рождении ребенок назывался внебрачным ребенком такого-то лица или ребенком других родите­лей. В таких случаях условие владения гражданским состоянием в лице ребенка отсутствовало бы.

Во всяком случае, следует заметить, что третьи лица,. оспаривающие законное происхождение ребенка, вправе доказывать (трудно доказуемый отрицательный факт), что родители ребенка не состояли в браке и ложно при­своили себе звание супругов. В связи с этим доказательства, представленные в соответствии со статьей 197, не имеют той решающей силы, какая присвоена пред­ставлению свидетельства о браке, достоверность кото-

рого могла бы оспариваться не иначе, как заявлением спора о подлоге.

519. 3. Генеалогические изыскания в связи с наследо­ванием. Статья 197 устанавливает льготу только для детей. Поэтому третьи лица в принципе полностью под­ чинены правилу о доказывании брака только путем представления свидетельства о браке. Однако тради­ционным правилом еще дореволюционного нашего права является допустимость ссылок третьих лиц па другие документы и даже на любые предположения в случаях, когда дело идет о доказывании родственной связи в целях получения наследства. Ибо, действительно, в та­ких случаях дело идет об исследовании обстоятельств, которые называются в практике генеалогическими изы­сканиями. Эти изыскания могут относиться иногда к отдаленным временам, от которых не осталось в живых никого, кто был бы в состоянии дать сведения, необхо­димые для отыскания подлежащих представлению сви­детельства или свидетельств о браке. Как кажется, этот взгляд разделяет и современная судебная практика.

520. Доказывание брака купца. Декрет 9 августа 1953 года о торговом реестре и относящийся к тому же вопросу административный регламент 6 января 1954 года являются существенным отступлением от теоретического принципа, согласно которому юридические сделки и факты, относящиеся к гражданскому состоянию людей, имеют силу для всех, а (удостоверенные) акты граждан­ского состояния имеют доказательную силу против лю­бого лица. Эти нормативные акты установили, что состоя­щее в браке лицо1, в виде промысла занимающееся торговлей, обязано при внесении данных о нем в торговый реестр указать дату и место совершения его брака, а всту­пающий в брак купец (то есть лицо, данные о котором уже внесены в торговый реестр) обязан в течение двух месяцев со дня вступления в брак потребовать внесения в реестр отметки о его браке. Невыполнение этих пред­ писаний влечет за собой недопустимость ссылок на со­ стояние в браке в отношениях с третьими лицами, с ко­торыми купец вступает в договоры в сфере своей

362

Законная семья

Заключение брака

363

промысловой деятельности. Однако остается неясным точный смысл этого правила обязанность внесения в тор­говый реестр сведений о браке установлена для купца, но не для его супруга. Таким образом, представляется, что, например, жена купца, даже если сведения о браке в торговом реестре отсутствуют, вправе противопоста­вить кредиторам своего мужа свое гражданское состоя­ние супруги.