Скачиваний:
2
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
4.69 Mб
Скачать

Общие положения !

  1. Брак. Во французском праве брак есть заклю­чаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа, главы семьи.

  2. Юридическая природа брака. Как сказано, брак есть договор. Это традиционная концепция, принятая ка­ноническим правом (Codex juris canonici, канон 1012). В самом деле, брак предполагает совпадение воль кроме того, он порождает юридические последствия, обязатель­ства. Но это не обычный договор, ибо автономная воля сторон не может свободно определить его последствия, прекратить его действие, внести в него изменения. Од­нако все это не исключает понятия договора, юридиче­ской сделки. Мы знаем, что в любом договоре индиви­дуальной воле поставлены пределы.

В данном случае перед нами договор-предпосылка, то есть договор, заключаемый свободно, но результатом ко­торого является лишь возникновение условия для при­менения к сторонам последствий, установленных импе­ративными нормами закона, в совокупности определяю­щих для данных лиц гражданское состояние супругов. Из этого вытекает также, что в отличие от обычных до­говоров брак, как и состояние супруга, являющееся ре­зультатом брака, производит юридические последствия не только для сторон, но и для других лиц — для детей, род­ственников, посторонних, — этот договор имеет абсолют­ную силу и может быть противопоставлен любому лицу.

1 См. J u 11 i о t d е JL а М о г a n d i ё г е, op cit, n° 507—525. 21

324

Законная семья

Законная семья

32Г)

472. Светский характер брака. Его религиозный ха­рактер в дореволюционном праве. На протяжении дол­гих веков католическая церковь была суверенна в обла­сти брачного права: она осуществляла в этой области как судебную, так одновременно и, законодательную власть. Но это господство, расцветом которого был пе­риод с X по XVI век и которому суждено было оконча­тельно отпасть лишь с революцией, отнюдь не восходит к первым временам христианства. Если христианская церковь и установила с самого начала для верующих не­которые правила о браке, несоблюдение которых влекло за собою религиозные санкции, то государство долгое время игнорировало эти правила Как и в наши дни, в Римской империи существовали две параллельные си­стемы регулирования брака: одна — установленная зако­ном и обязательная, другая — чисто религиозная и обра­щавшаяся только к религиозному сознанию верующих. Правда, эти две системы сблизились при христианских императорах. Тем не менее дуализм существовал на про­тяжении всего императорского периода. Так, например, развод был всегда дозволен, хотя церковь его запрещала. Впрочем, церковь не обладала ни судебной, ни законода­тельной властью. Споры, возникавшие в связи с браком, передавались на рассмотрение светских судов.

Только в X веке, в момент, когда вследствие крайнего ослабления центральной власти короли выпустили из своих рук отправление правосудия, церковь взяла в свое исключительное ведение все вопросы, связанные с бра­ком, а также все судебные дела, в которых ставился во­прос о каком-либо таинстве.

Не замедлила утвердиться и законодательная власть церкви. Со дня, когда церковь одна стала устанавливать условия действительности брака, она сделалась законо­дателем. И ее законодательство, относившееся к разно­образнейшим вопросам: о совершении брака, об отноше­ниях (даже имущественных) между супругами, о закон­ном происхождения детей, о прелюбодеянии, недействи­тельности брака, раздельном жительстве супругов и т. д, опиралось одновременно на священное писание, на сочи­нения отцов церкви, на панекие постановления и акты церковных соборов и, наконец, на римское право.

473. Борьба светской власти против духовной до ре­волюции. Со времени, примерно совпадающего с рефор­мацией, французская королевская власть при посредстве своих парламентов и других светских судов осуществляет ряд последовательных усилий, направленных против этого исключительного поглощения духовной властью такой большой области гражданского права. Прежде всего вы­двигается различие, w в наши дни проводимое в Codex juris canonici (канон 1016), в силу которого церковные суды ведают спорами, относящимися к заключению брака (quoad vinculutn), а светские суды — спорами, относящи­мися к последствиям брака (quoad effectus). Позднее ко­ролевские судьи, продвинувшись еще дальше, взяли в свои руки все дела, относящиеся к самой брачной связи, объявив себя компетентными решать, например, дела о недействительности брака. В 1789 году компетенция цер­ковных судов стала почти призрачной.

Судьба судебной компетенции церкви определила судьбу ее законодательной власти в сфере брачных от­ношений. Начиная с 1556 года королевская власть стала вновь издавать ордонансы, эдикты и декларации, посвя­щенные вопросам, связанным с браком. Это привело к тому, что скоро стали считать, что в области отношении, связанных с браком, как и во всякой другой, только го­сударство может устанавливать обязательные правила, а правила канонического права по соответствующим во­просам получают на территории государства силу закона только в том случае, если они приняты, то есть утвер­ждены во Франции ордонансом короля. Так некоторые относившиеся к браку важные предписания, содержав­шиеся в декретах Тридентского собора, стали приме­няться во Франции лишь после того, как они были закреплены королевским законом, а именно ордонансом, изданным в Блуа в 1579 году.

Тридентский собор, трижды собиравшийся в тирольском го­роде Тридент, в середине XVI века вынес ряд постановлений, ка­савшихся догматов католической веры и церковной дисциплины, и предал анафеме протестантское вероучение. Возвышая панекий авторитет, он значительно усилил и власть епископов в их диоце­зах, установил порядок надзора за духовенством.—Прим. перев.

326

Законная семья

Таким образом, секуляризация брачного права нача­лась уже до революции. Характерен с этой точки зрения один из последних актов старой французской. монархии. За католической церковью сохранялось право совершать браки и составлять акты, удостоверявшие это доверше­ние соответствующая деятельность стала даже моно­польной после отмены Нантского эдикта, что влекло за собой невозможность для протестантов вступить в за­конный брак, не насилуя своей свободы совести. Эдиктом 27 ноября 1787 года король Людовик XVI .положил конец жалобам, порождавшимся таким положением вещей. В силу этого эдикта не-католики получили право заклю­чать браки по своему усмотрению либо у. католического священника по месту своего жительства, либо, у местного королевского судьи. Издание этого эдикта может рас­сматриваться как введение в нашей стране гражданского брака.

  1. Гражданский брак со времени революции. Дело, начатое французскими королями, было доведено до конца Учредительным собранием. Окончательная секуляриза­ция брака и гражданского состояния были одновременно закреплены Конституцией 1791 года (титул II, ст. 7) в следующем положении: Закон рассматривает брак только как гражданский договор. Законодательная власть установит для всего населения без всяких различий по­ рядок удостоверения рождений, браков и смертей и опре­делит, какие должностные лица будут совершать и хра­нить соответствующие акты. Позднее в соответствии с этим декрет 20—25. сентября 1792 года установил, что браки будут совершаться представителем муниципали­тета.

  2. Действительное значение и последствия свет­ского характера брака. Ряд выводов связан с понятием светского брака.

1 Изданный при Генрихе IV в 1598 году, предоставивший про­тестантам свободу вероисповедания и уравнявший их в правах с католиками, Нантский эдикт был отменен Людовиком XIV в, 1685 году эдиктом изданным в Фонтенбло, который был одним из реакционнейших актов того времени. —Прим. перев.

327

Законная семья

1. Брак, заключенный католическим священником или монахом вопреки их религиозным обетам, также дей­ствителен, как брак любого другого гражданина. Однако этот вывод установился окончательно лишь после того, как он был закреплен определением палаты по граждан­ским делам кассационного суда 25 января 1888 года (D. Р. 88. I. 97).

2. Законодатель не должен вторгаться в религиозную регламентацию и порядок оформления брака по прави­лам различных вероисповеданий. Приведенная выше статья Конституции 1791 года не говорит, что брак яв­ляется только гражданским договором. Она говорит, что закон рассматривает брак только с этой точки зрения, поэтому вступающие в договор вполне свободны придать своему браку религиозный характер ничто не должно стеснять их свободу в этом отношении. Логически следо­вало бы даже признать, что вступающие в договор сво­бодны повенчаться у кюре, пастора или раввина после или до вступления в гражданский брак. Однако закон 18 жерминаля X года, содержащий органические статьи Конкордата, в статье 54 воспретил католическим свя­щенникам венчать брачащихся до заключения ими гра­жданского брака. А статья 199 (измененная ордонансом 4 октября 1945 г, ст. 2) и статья 200 уголовного кодекса превратили нарушение этого правила (которому они при­ дали общий характер, распространившего на священно­ служителей всех вероисповеданий) в преступное деяние, караемоё штрафом, тюремным заключением и даже ссылкой. Это нарушение принципа невмешательства го­сударства в сферу религии могло найти себе оправдание

в X году. Надо было воспрепятствовать в интересах са­мих будущих супругов и детей, могущих произойти от их брака, тому, чтобы брачащиеся уклонялись от нового то­гда еще порядка заключения брака в гражданском по­рядке. Ныне такая запретительная норма оправдания

1 Конкордат был заключен Бонапартом, действовавшим в каче­стве первого консула, с папой Пием VII в 1801 году и, явившись реакцией против целого ряда мероприятий, осуществленных во время революции, лежал в основе норм, определявших взаимоотно­шения французского государства с католической церковью вплоть до введения в действие закона 9 декабря 1905 года об отделении церкви от государства. — Прим. перее.

Законная семья

Законная

семья

больше не находит. Однако .правило об обязательном за­ключении гражданского брака ранее освящения его цер­ковью должно быть признано сохранившим у нас силу даже после закона 9 декабря 1905 года об отделении церкви от государства. Ибо, отменив закон 18 жерминаля X года, закон об отделении церкви от государства оста­вил в силе статьи 199 и 200 уголовного кодекса.

476. Первоначальный консенсуальный характер до­говора о браке. Заключение брака в установленной за­коном форме, обязательное совершение его должностным лицом являются, так же как и светский характер брака, продуктом медленной исторической эволюции.

Каноническое право, следуя в этом вопросе римско-правовой традиции, не требовало для заключения брака выполнения каких бы то ни было формальностей. Это был чисто консенсуальный договор: единственным необ­ходимым условием его заключения была взаимная воля мужчины и женщины стать супругами. Согласно хри­стианскому учению, таинство брака совершают сами су­пруги священнослужитель — лишь особый свидетель таинства. Что же в таком случае отличает брак от про­стого обручения? Отличает намерение вступающих в до­говор. Обручаясь, будущие супруги выражают намере­ние стать мужем и женой в будущем. Отсюда выражение sponsalia de fuluro (соглашение о будущем — лат.), ко­торым означается это соглашение. Заключая брак, су­пруги желают соединиться начиная с этого момента ме­жду ними заключаются sponsalia de praesentl (соглаше­ние о настоящем моменте—лат.). Это различие намерения может доказываться любым способом. Если невеста и жених вступят, например, в физическую связь, то их co­pula carnalis (телесная связь — лат.) явится выражением с их стороны новой воли, превратит sponsalia de futuro в sponsalia de praesenti, брак будет признан заклю­ченным.

Современное французское словоупотребление, в кото­ром лица, состоящие в браке, называются словом ё роих (супруги), происходящим от слова sponsus (обещавший, жених), является поразительным пережитком древних воззрений.