Скачиваний:
2
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
4.69 Mб
Скачать

Глава i1 личность отдельного человека

306. Рассматриваемые вопросы. Субъекты права, лица —это люди. Но прежде чем в книге II нашего учеб­ника перейти к изучению гражданского состояния лиц по нынешнему французскому праву, то есть различных ка­тегорий, на которые лица разделяются с точки зрения признаваемых за ними прав и их способности к участию в гражданских правоотношениях, то есть объема прав, которые каждое лицо в соответствии со своим состоя­нием может иметь и осуществлять, должно быть разре­шено два предварительных вопроса, Это следующие во­просы.

I. При каких условиях человек обладает правосубъектностью во французском праве?

И. Каково содержание этой правосубъектности? Ка­ковы максимум и минимум охватываемых ею прав?

Раздел I. Условия правосубъектности

  1. Принцип и его следствия. Лица—это люди. Во французском праве это означает, с одной стороны, что каждый человек обладает правосубъектностью, а с дру­гой стороны, что только человек обладает правосубъект­ностью.

  2. А. Каждый человек обладает правосубъектно­стью. Это так — без исключений, без различия пола, расы, вероисповедания, национальности, социального по­ложения. Это непререкаемое правило не выражено прямо в гражданском кодексе. Статья 8 довольствуется

Julliot de La М о г a n d i ё г е, op. cit, n° 300—323.

положением о том, что каждый француз пользуется гра­жданскими правами, но статья 11, ограничивая право­способность иностранцев, тем самым признает ее и из­вестных пределах, а значит, признает правосубъектность иностранцев.

Указанное положение вытекает, в частности,

  1. из законов, упразднивших рабство (декрет 27 ап­реля 1848 г. конституция 4 ноября 1848 г.)

  2. из нашей действующей конституции, преамбула которой вновь подтверждает права и свободы человека, провозглашенные Декларацией прав 1789 года, и гаран­тирует каждому человеку некоторые другие права в эко­номической и социальной областях

  3. из актов международного права, признанных Францией (СенЖерменские конвенции о борьбе с раб­ством от 10 сентября 1919 г. и от 25 сентября 1926 г. Всеобщая декларация прав человека).

309. Б. Только человек обладает правосубъектностью.

Первым выводом, который следует из этого, является то, что неодушевленные предметы и животные могут быть во французском праве только объектами, но не субъектами прав (активными или пассивными). Однако надо сделать два замечания.

  1. Существуют законы об охране животных? напри­ мер закон 2 июля 1850 года, так называемый закон Граммона, устанавливающий наказание за дурное об­ ращение с животными. Но дело идет об обязанностях, возлагаемых на людей и если в случае нарушения этих обязанностей некоторые лица или определенные союзы вправе обращаться в суд и предъявлять гражданские иски, то они действуют при этом не от имени животного, подвергшегося дурному обращению, а от имени объеди­нения людей, чувства которых оскорблены.

  2. Некоторые законодательства признают правосубъ­ектность учреждений, определяемых как совокупности имуществ, предназначенных для определенной цели, на­ пример научной, филантропической. Конечно, учрежде­ние управляется людьми, но люди действуют юридиче­ски от имени имущественной массы. Наше право до сих пор не решается воспринять это понятие. Гражданский

222 Основные понятия, относящиеся к лицами имуществом

кодекс о нем не упоминает. Судебная практика при­знает правосубъектность учреждений не иначе, как пу­тем признания правосубъектности определенного союза, то есть объединения людей.

310. Начало правосубъектности. Только люди обла­дают правосубъектностью. Отсюда другой вывод, что правосубъектность может быть признана за человеком только с началом его жизни.

Здесь требуется уточнение. Жизнь человека начи­нается с его зачатием, но, пока человек не родился, у него нет жизни, независимой от жизни его матери. Поэтому по традиции, восходящей к римскому праву, правосубъектность в принципе начинается с рождением человека.

Однако, если этого требуют интересы ребенка, он мо­жет приобретать права с момента зачатия, при усло­вии, что он родился живым. Infans conceptus pro nato habetur, quoties de commodis ejus agitur (зачатый ребенок рассматривается как родившийся, поскольку дело, идет о его выгодах —лат.}.

Гражданский кодекс применяет это положение в нор­мах о связи между родителями и законными детьми (ст. 312), о наследовании и дарении (ст. 726 и 906), а судебная практика пользуется им и в других случаях (в частности, в связи с вопросами о гражданстве, о при­знании .внебрачных детей).

311. Доказательство зачатия. Невзирая на успехи медицинских наук и биологии, доказывание точного мо­мента зачатия остается трудным основывать его на экспертизе или свидетельских показаниях значило бы вносить в это доказывание недостоверность или непри­стойность. Поэтому кодекс в важных делах о законном отцовстве освободил заинтересованных лиц от такого доказывания, установив законное предположение. Из статьи 312 вытекает, что ребенок предполагается зача­тым в период времени между трехсотым и сто восьми­ десятым днем до его рождения. Но остается спорным, действует ли это законное предположение за пределами случаев, для которых оно установлено.

223

Личность отдельного человека

  1. Необходимость рождения человека жизнеспо­собным. Однако рождение человека живым недоста­точно. Он получает правосубъектность только при усло­вии рождения его жизнеспособным, то есть при условии рождения в состоянии, необходимом для того, чтобы он мог жить (см. ст. 314, 725, 906). Доказывать жизнеспособность можно любым способом, в частности свидетель­скими показаниями, заключениями экспертов.

  2. Конец правосубъектности. Так как правосубъ­ектность предполагает жизнь, то она кончается со смертью человека.

Французское право, с одной стороны, не восприняло правила римского права, в силу которого признавалась фикция продолжения жизни умершего, доколе его на­следство было лежачим, то есть доколе оно не было принято наследником. С другой стороны, наше право некогда знало гражданскую смерть, которая приводила к утрате правосубъектности даже при жизни. Так это было до революции в случаях принесения обета вечного монашества, а до середины XIX века — в случаях при­суждения к смертной казни или к пожизненным позо­рящим наказаниям. Гражданская смерть была оконча­тельно упразднена 31 мая 1854 года.

Напротив, наше право считает,

  1. что воля умершего способна порождать правовые результаты после того, как человек умер. Оно признает правовую силу завещаний и прижизненных распоряже­ний умершего о порядке его погребения, (закон 15 ап­реля 1887 г, ст. 31)

  2. что если умерший, его труп, не обладает право­субъектностью, он достоин, однако, уважения. Спе­циальные законы охраняют тело умершего (уголовный кодекс, ст. 360 об осквернении могил ст. 156 проекта нового уголовного кодекса об условиях, при ко­торых допускается вскрытие или препарирование тру­пов).

Судебная практика признает за наследниками право на взыскание гражданского ущерба, причиненного по­сягательствами на память их наследодателя.

224 Основные понятия, относящиеся к лицам и имуществом

Личность отдельного человека

225