Скачиваний:
2
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
4.69 Mб
Скачать

§ 2. Закон не имеет обратной силы

192. Общее правило. Статья 2 гражданского кодекса содержит следующее основное правило: Закон устанав­ливает правило лишь на будущее время он не имеет обратной силы.

Для уяснения этого трудного правила нужно отчет­ливо разграничить два положения, содержащиеся в статье 2, и изучить их одно за другим, начав со второго.

I. Закон не имеет обратной силы

193. I. Сущность правила. Это правило означает, что суд не вправе применять закон к фактам, которые про­ изошли ранее промульгации того же закона, с целью изменить или уничтожить юридические последствия, по­ рожденные этими фактами,

Ю Зак. 3188.

146

Закон и его применение

Закон и пределы его действия

Вот пример. Вчера для меня открылось наследство, и по действующим финансовым законам я обязан упла­тить пошлину в размере 20%. Затем новый закон повышает размер пошлины до 28%. Нет сомнения в том, что финансовые органы не смогут, ссылаясь на новый закон, потребовать от меня уплаты дополнительных 8%, если я уже уплатил 20% или даже еще не уплатил этой по­шлины. Обложение меня пошлиной, в силу которого я стал должником финансовых органов в определенной сумме, есть следствие открытия наследства, которое уже произошло к моменту, когда новый закон вступил в силу, и потому не входит в сферу его действия.

Другой пример. Статья 2 закона 16 апреля 1914 года возложила на органы местного самоуправления города Парижа ответственность за повреждение имущества частных лиц, причиненное волнениями и беспорядками на территории города. До указанной даты город Париж был свободен от такой ответственности, которую другие общины несли в силу статей 106—109 закона 5 апреля 1884 года. Предположим, что после 16 апреля 1914 года частное лицо, имущество которого повреждено в резуль­тате актов насилия и грабежей, совершенных до этой даты, предъявило к городу Парижу иск о возмещении вреда. Город Париж несет такую же ответственность, как другие общины на будущее время, начиная с 16 ап­реля 1914 года (первое правило). Но в силу статьи 2 гражданского кодекса его ответственность не может быть распространена на факты, которые в день, когда они произошли, не могли по закону возложить на него какие бы то ни было обязанности (второе правило) (определение палаты по гражданским делам кассацион­ного суда от 11 июля 1922 г.: D. Р. 1923. I. 148).

194. II. Обоснование правила. Правило, согласно ко­торому закон не имеет обратной силы, изучаемое здесь лишь в применении к гражданским законам, представ­ляется одинаково разумным и справедливым независимо от того, стоять ли на точке зрения индивидуалистиче­ских учений или учений социальных. Закон есть веление законодателя, а веление может действовать только на будущее время. Нельзя требовать от граждан повино-

вения правилу, которого они не знали. Этот принцип соответствует устойчивости гражданского оборота. Част­ное лицо должно иметь возможность рассчитывать на то, что публичная власть признает силу сделок, совер­шенных им в соответствии с законом, действовавшим в момент совершения этих сделок. Признать противопо­ложный принцип значило бы подорвать самый автори­тет закона в сознании тех, кто ему подчинен.

195. III. Пределы действия правила. Важно усвоить, что запрет статьи 2 обращен только к, судьям он не свя­зывает законодателя он относится только к толкованию законов, но не к их составлению.

Когда-то это было не так, и Конституция 5 фруктидора III года статьей 14 Декларации прав человека при­дала этому правилу значение конституционной нормы. Но ни Конституция VIII года, ни какие бы то ни было другие после нее: не воспроизвели этого положения, и правило фигурирует только в гражданском кодексе (ст. 2) и в кодексе уголовном (ст. 4).

Отсюда вытекает, что законодатель, если он при­знает это целесообразным, вправе придать закону об­ратную силу.

В качестве примера закона с обратной силой назы­вают декрет 17 нивоза II года, которым Конвент анну­лировал вое дарения, совершенные после 14 июля 1789 года, и, кроме того, объявил, что установленные им новые правила перехода имущества после смерти лиц, не оставивших завещания, применяются ко всем наслед­ствам, открывшимся после указанной даты. Следствием этого постановления, порожденного чисто политическим стремлением законодателя периода революции коренным образом изменить распределение материальных благ и тем самым структуру общества, явилось глубокое потря­сение общественных отношений. Именно воспоминание об этом потрясении побудило к введению Конституцией III года принципа, исключающего обратное действие за­кона.

Законы с обратным действием ввиду связанных с ними осложнений встречаются редко. Тем не менее некоторое число таких законов, обусловленных, правда, особыми

10

146

Закон и его применение

Закон и пределы его действия

обстоятельствами, было издано начиная с первых лет XX столетия.

Особенно в моменты серьезных кризисов, перед лицом исключительных ситуаций, угрожающих социальному по­рядку, может оказаться необходимым пожертвовать ин­тересами частных лиц и придать некоторым законам обратную силу. Так было после июня 1940 года. Мы назо­вем в качестве примера закон 27 июля 1940 года, осво­бодивший железные дороги от ответственности за перевозки, осуществленные после 10 мая того же года. После освобождения был дан ордонанс 27 августа 1944 года, который установил наказание лишением граж­данства за признанные им преступными действия, совер­шенные до вступления в силу этого ордонанса.

196. IV. Исключения из правила. В принципе правило при применении его судами не терпит исключений. Од­нако обыкновенно указывают три отступления, сомни­тельные, впрочем, с теоретической точки зрения.

1. Законы о подсудности и судопроизводстве. В са­мом деле, закон, изменяющий компетенцию судов и пра­вила производства дел в судах, применяется не только к будущим делам, относящимся к фактам, имевшим ме­сто до промульгации такого закона, но и к производ­ствам, начатым до промульгации. Но в этом нет действи­тельного отступления от правила о том, что закон не имеет обратной силы: закон применяется, по сути дела, не к фактам и действиям, составляющим предмет судеб­ного производства, а к самому производству и определяет только будущие процессуальные действия, не затрагивая при этом в принципе той части производства, которая уже осуществлена (определение палаты по гражданским делам кассационного суда от 27 ноября 1933 г.: D. Н. 1934. 35).

2. Законы, имеющие по природе обратную силу. За­ коны, имеющие целью толкование предшествующих, за­ конов.

Иногда закон имеет целью уяснить двойственный или неясный смысл другого, предшествующего закона. На­пример, статья 56 закона 9 марта 1918 года предоставила нанимателям право одностороннего продления словесных

договоров найма и аренды, уже исполнявшихся к моменту начала войны, то есть к 1 августа 1914 года. Не­ясно было, относится ли это правило также и к нани­мателям по договорам, заключенным до войны, но пре­кратившимся вследствие истечения срока после начала войны и возобновленным. Кассационный суд признал, что к ним это правило не относится. Закон 23 октября 1919 года, установивший правила толкования, указал, что выражение договоры найма, заключенные ранее авгу­ста 1914 года, относится к этим договорам также и в случаях, когда они были возобновлены. Понятно, что закон, устанавливающий правила тол­кования, воздействует и на прошедшее время, ибо он обя­зывает суд давать в случае спора имевшим место фак­там, возникшим при действии ранее изданного неясного закона, такое толкование, какого они, вероятно, не полу­чили бы.

Прибавим, впрочем, что в целях придания обратной силы законодатель иногда стремится квалифицировать как изданный в целях толкования такой закон, который в действительности изменяет установленную ранее норму (см, например, закон 21 июня 1843 г, изданный якобы в целях толкования ст. 9 закона 25 вантоза XI года о нотариальных актах).

3. Аннулированные законы. Аннулирование закона действует по общему правилу с обратной силой: аннули­рованный акт признается не имевшим никогда силы за­кона.

Однако .признание аннулированными актов, промульгированных во время оккупации органами фактической власти, именовавшими себя правительством француз­ского государства, не повлекло за собой уничтожения результатов, произведенных таким актом до его аннули­рования.

Только новый закон действует в принципе на будущее время

197. Трудности, связанные с этим правилом. С мо­мента его вступления в силу только новый закон должен действовать на будущее время он применяется ко всем фактам и действиям, следующим за его опубликованием.

Закон, и ё$0

Закон и пределы его действия

151

Но в большинстве случаев юридические сделки или юридические положения непросты. И это порождает трудности двоякого рода.

С одной стороны, иногда юридический факт или сделка производят свои последствия при наличии сложных условий. Так, для того чтобы унаследовать имущество после смерти определенного лица, недостаточно быть его родственником определенной степени, призываемым к на­следованию по закону, нужно еще, чтобы наследодатель не оставил завещания. Для того чтобы стать собствен­ником вещи в силу приобретательной давности, нужно владеть данной вещью в течение более или менее дли­тельного времени (например, тридцать лет). Предполо­жим, что закон изменяет условия, при которых, факт или сделка производят свое действие, в то время, когда та­кой факт, или сделка реализуются. Как быть тогда?

С другой стороны, юридический факт или сделка по­рождают обыкновенно не единовременные последствия. Как же быть, если новый закон изменяет действие факта или сделки? Применяется он к будущему действию ранее совершившихся фактов или ранее совершенных сделок? Так, два лица до 1884 года вступили в брак, признавае­мый действительным по действовавшему в. то время за­кону их союз был нерасторжим, могут ли они прекратить свой брак разводом после принятия закона 27 июля 1884 года, допустившего развод?

До 1940 года собственник был вправе свободно про­дать свою недвижимость закон 16 ноября 1940 года (аннулированный с освобождением) установил, что про­дажа требует разрешения префекта.

Подлежал ли этот закон применению к лицам, кото­рые приобрели имущество до введения в действие закона?

198. Теория приобретенных прав. Классическая док­трина, опиравшаяся на начала либерализма, притязала на разрешение этих трудных вопросов исходя из разли­чия между приобретенными правами и простым ожида­нием. Если перед нами приобретенное право, то новый закон не может применяться он может затрагивать только простое ожидание возникновения прав, еще не принадлежащих данному лицу.

Судебная практика в обосновании своих решений также явно опирается на это различие (Пленум всех па­лат 13 февраля 1932 г.: Rec. Sirey, 1934. I. 103 Палата по гражданским делам 23 ноября 1938 г.: D. Н. 1939. 50).

Однако современные авторы, выражая социальные тенденции, резко нападают на эту точку зрения: класси­ческий критерий, говорят они, недостаточен, ибо часто невозможно с точностью сказать, где начинается право и кончается простое ожидание его возникновения. Кроме того, этот критерий и не обоснован, ибо частное лицо не может приобретать права в противоречии с законами.

На наш взгляд, не следует полностью отбрасывать классический критерий. Он разрешает трудности первого рода и неприменим, лишь когда дело идет о трудностях второго рода.

199. Первый случай: новый закон изменяет условия действия юридического факта или сделки. В этом слу­чае теория приобретенных прав правильна. Доколе уста­новленные прежним законом условия действия юридиче­ского факта или юридической сделки не осуществились, юридическое положение не возникло, его лишь ожидают. Значит, новый закон подлежит применению факт (или сделка) производит свое действие только, если он пол­ностью удовлетворяет условиям, установленным новым законом.

Так, если новый закон продлевает тридцатилетний срок лриобретательной давности до сорока лет, то те, для кого до промульгации закона не истек тридцатилет­ний срок, должны будут для приобретения права соб­ственности на вещь провладеть в общей сложности со­рок лет. Точно так же, если бы закон лишил права на­следования родственников по боковой линии за пределами четвертой степени родства, то он применялся бы ко всем родственникам пятой и более отдаленных степеней всех лиц, еще находящихся в живых.

Наоборот, если условия, установленные ранее действо­вавшим законом, уже осуществились, то юридическое по­ложение создано и новый закон, изменяющий условия приобретения этого положения, не применяется.

152

Закон и его применение

Закон и пределы его действия

153

Те, кто, приобрел право собственности в силу истече­ния для них тридцатилетнего срока приобретательной давности, остаются собственниками, несмотря на то, что новый закон ныне требует владения в течение сорока лет.

Родственник пятой степени приобрел право наследо­вания в момент смерти наследодателя и сохранит это право вопреки закону, который затем ограничил круг на­следников по закону четвертой степенью родства.

200. Второй случай: новый закон изменяет послед­ствия юридического положения. Наоборот, понятие при­обретенных прав не может помочь разрешению трудно­стей второго порядка. Если применять это понятие буквально к случаям, когда новый закон изменяет послед­ствия определенного юридического положения, то при­дется признать, что этот, закон должен применяться только к юридическим Положениям, возникшим после его промульгации, но не к тем, которые уже реализованы до нее. А это, по сути дела, сделало бы неосуществимыми никакие социальные улучшения.

Потому судебная практика и не понимает его в таком смысле. Наоборот, она объявляет, что всякий новый за­кон применяется в принципе к положениям, установив­шимся и к юридическим отношениям, возникшим до его промульгации. Он применяется к будущим последствиям этих положений и отношений. Правило о том, что закон не имеет обратной силы, воспрещает (в этом смысле и можно говорить о приобретенных правах) преобразова­ние уже возникших последствий этих юридических поло­жений.

Так, в области личных и семейных прав если новый закон изменяет статут супругов, например, ограничивает развод, то этот закон будет применяться и к лицам, ра­нее вступившим в брак но супруги, которые уже разве­лись при условиях, определявшихся ранее действо­вавшим законом, останутся разведенными закон 18 фев­раля 1938 года, расширивший дееспособность замужней женщины, сделал на будущее время дееспособными также и женщин, вступивших в брак до промульгации этого закона, но сделки, совершенные ими без разрешения мужа до этой промульгации, остались недействительными.

и не приобрели ретроактивно юридической силы закон 16 ноября 1912 года, допустивший отыскание по суду внебрачного отцовства, был применен и к детям, уже рожденным к моменту промульгации этого закона, они вправе предъявлять иски о признании отцовства (опре­деление палаты по гражданским делам 20 февраля 1917 г.: D. Р. 1917. I. 81).

Точно так же ib сфере отношений собственности и иму­щественных отношений вообще закон (как, например, закон 16 ноября 1940 г.), изменивший содержание права собственности, применяется и к праву собственности, ра­нее приобретенному, но сделки о передаче прав на не­движимости, совершенные без разрешения префекта ра­нее введения в действие этого закона, не могли быть объявлены недействительными в силу нового закона.

201. Исключение. Наша судебная практика в соответ­ствии с выводами классической литературы считает, что новый закон, изменяющий обязательственные правоот­ношения, не применяется к уже возникшим обязатель­ствам. Так, закон, устанавливающий новые основания расторжения или недействительности договора (палата по гражданским делам 7 июня 1902 г.: D. Р. 1902. I. 405), не применяется к ранее заключенным и хотя бы еще не исполненным соглашениям закон, повысивший размер пенсий подлежащих выплате потерпевшим от несчастных случаев, не применяется к пенсиям, выпла­чиваемым вследствие ранее возникших несчастных слу­чаев (палата по гражданским делам 27 января 1932 г.: Rec. Sirey, 1932. I. 247). Уже возникшее обязательство, утверждают судебные определения, создает окончательно определившуюся правовую связь между кредитором и должником, которая не может быть изменена законода­телем.

Некоторые современные авторы дают этому положе­нию обоснование, существенно ограничивающее его зна­чение.

Обязательства, говорят они, возникают, по общему правилу, по воле отдельных, лиц понятно, что закон не может изменить положение, которое не им создано. От­сюда якобы проистекает:

154

Закон

И его Применение

Закон и пределы его действия

155

1. Что, поскольку дело идет о договорных обязатель­ствах, следует проводить различие. Если новый закон изменяет чисто восполнительные правила, дополняющие волю сторон, то мы находимся в сфере действия договор­ной автономии договор может определяться только пра­вилами, действовавшими в момент, когда стороны поже­лали, чтобы договор существовал. Но если новый закон носит характер императивный, например устанавливает в интересах публичного порядка основание недействи­тельности договора, то автономия воли не может проти­вопоставлять себя публичному порядку и новый закон будет применяться даже к действующим договорам. Именно такое решение данного вопроса судебная прак­тика, независимо от провозглашаемых ею общих начал, стремится утвердить, по крайней мере в случаях, когда немедленное применение закона без всяких исключений представляется особенно важным с точки зрения интере­сов публичного порядка. Недействительность золотой оговорки и некоторых пунктов в договорах о найме труда была применена и к соответствующим оговоркам и пунк­там договоров, заключенных ранее промульгации, закона, установившего эту недействительность (палата по гражданским делам 17 мая 1927 г.: D. Р. 1928. I. 25 22 ап­реля 1929 г.: D. H. 1929. 281). Законы, устанавливающие предельные цены, применяются ко всем действующим до­говорам (ордонанс 17 октября 1945 г, см. ст. 46, изме­ненную законом 13 апреля 1946 г. о статуте сельско­хозяйственной аренды — статью, которая устанавливает применение положений нового статута к действующим арендным договорам закон 25 марта 1949г. и позднейшие законы об изменении отношений по жизненным рентам). 2. Поскольку дело идет об обязательствах, возникаю­щих из юридических фактов, то ввиду того, что воля не является источником создаваемых в этих случаях юри­дических положений, новый закон может изменять со­держание таких обязательств, например, повышать размер пенсии, подлежащей выплате вследствие возникших ра­нее несчастных случаев в связи с исполнением служеб­ных обязанностей на это прямо указывают недавно изданные законы о повышении размера названных пенсий (законы 2 августа 1949 г. и 25июля 1952 г.).