Скачиваний:
2
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
4.69 Mб
Скачать

§ 2. Умалишенные, объявленные недееспособными

(ст. 489—512)

956. Определение. Объявление недееспособным есть решение суда, влекущее за собой недееспособность, одно родную с недееспособностью не освобожденного из-под власти несовершеннолетнего лица.

666

i Недееспособные совершеннолетние

душевнобольны

667

Мы уже указывали на то, что гражданский кодекс считал, что, по общему правилу, всякий умалишенный будет объявлен недееспособным. В самом деле, статья 489 говорит, что совершеннолетний, который обычно нахо­дится в состоянии слабоумия, безумия или бешенства, должен быть лишен дееспособности, хотя бы в этом со­стоянии наступали светлые промежутки. Но в действи­тельности объявление недееспособным встречается редко.

. Основания объявления недееспособным 957. Кто признается умалишенным. Статья 489 как будто указывает ряд оснований, по которым человек мо­жет быть объявлен недееспособным: слабоумие, безумие, бешенство. Но, по существу, эти три слова означают раз­личные состояния умалишенного.

Всякий умалишенный может быть объявлен недее­способным. Однако требуется, чтобы он был обычно в со­стоянии безумия простого преходящего приступа такого состояния недостаточно. Зато наличие светлых промежут­ков не служит препятствием к объявлению недееспособ­ным. Это понятно: в охране особенно нуждаются те умалишенные, у которых бывают светлые промежутки, потому что их душевное состояние в момент совершения сделки особенно трудно доказуемо.

В отличие от умалишенных люди, психически недо­развитые или глухонемые, недееспособными не объяв­ляются.

Заметим, наконец, что статья 489 предусматривает объявление недееспособным только совершеннолетнего лица. Ибо если умалишенный является несовершеннолет­ним, то он получает надлежащую охрану в качестве не­совершеннолетнего. Однако может быть полезным объ­явить его недееспособным за некоторое время до того, как он достигнет совершеннолетия.

По чьей инициативе умалишенный объявляется недееспособным?

958. Семья и органы прокуратуры. Всякий родствен­ник, а также супруг, говорит статья 490, вправе обра­титься с просьбой об объявлении больного недёеспособ-

ным при отсутствии родственников и супруга заявление о лишении дееспособности может быть сделано прокуро­ром республики. Если о лишении дееспособности лица, подверженного бешенству, не поступило заявление ни от родственников, пи от супруга, то заявление должно быть сделано прокурором (ст. 491). В действительности органы прокуратуры ограничиваются в таких случаях принятием мер к помещению лица, одержимого приступами бешен­ства, в лечебное учреждение.

Порядок объявления недееспособным (гражданский кодекс, ст. 492497 гражданско-процессуальный кодекс,

ст. 890—897)

  1. Две стадии. Процесс объявления недееспособ­ным проходит две стадии. В первой стадии производство, окруженное тайной, не носит характера рассмотрения спора — душевнобольной не является стороной в деле. Наоборот, он является ответчиком во второй стадии про­изводства, которое заканчивается публичным объявле­нием решения суда.

  2. Первая стадия. Истец подает председателю гражданского трибунала заявление, указывающее со ссыл­ками на свидетельство третьих лиц факты проявления болезни лица, о котором начинается производство (ст. 493). Председатель трибунала сообщает о заявлении прокурору республики, как защитнику интересов недее­способных лиц, и назначает судью-докладчика (граж­данско-процессуальный кодекс, ст. 891). После этого три­бунал собирается и выслушивает при закрытых дверях доклад судьи, получившего соответствующее поручение трибунал выносит распоряжение о созыве семейного со­вета, который должен дать свое заключение о состоянии здоровья подлежащего лица (гражданский кодекс, ст. 494, 495 гражданско-процессуальный кодекс, ст. 892). Затем трибунал допрашивает ответчика при закрытых дверях или у него на дому, если тот не в состоянии явиться в суд допрос производит судья, получивший соответствующее поручение, в присутствии секретаря (ст. 496). После первого допроса трибунал назначает,

соя

Недееспособные совершеннолетние лица

Душевнобольные

если это нужно, лицо, которое должно временно принять на себя заботу об ответчике и об управлении его имуще­ством (ст. 497). Производство может на этом окончиться, если семья удовлетворяется назначением лица, охраняю­щего интересы больного, и дальнейшие процессуальные действия не совершаются. В противном случае производ­ство продолжается.

961. Вторая стадия. Истец вызывает ответчика в три­бунал, и дело идет в обычном порядке с участием пове­ренных и речами адвокатов. Если в tom есть надобность, трибунал допрашивает свидетелей (гражданско-процессуальный кодекс, ст. 893). Решение объявляется в пуб­личном заседании (ст. 498).

Трибунал может либо объявить ответчика недееспо­собным, либо безоговорочно отклонить заявление об обтГ1 явлении недееспособным, либо, отклоняя заявление, назначить ответчику, если того требуют обстоятельства, советника, который будет оказывать ответчику содействие в совершении важнейших сделок (ст. 499).

Наконец, статья 501 предписывает публикацию реше­ния об объявлении недееспособным или о назначении су­дом советника и запись краткой выдержки из решения в специальном реестре в канцелярии гражданского трибу­нала по месту рождения ответчика. Таким образом, если лицо, которому приходится вступать с кем-нибудь в до­говоры, сомневается в дееспособности своего контрагента, то оно может получить нужные ему сведения, обратив­шись в канцелярию гражданского трибунала по месту рождения этого лица.

IV. Последствия объявления недееспособным

962. Двоякое последствие. Объявление недееспособ­ным производит двоякое последствие:

1 Если объявленный недееспособным является купцом, то от­метка о судебном решении должна быть сделана в торговом реестре, иначе решение не будет иметь силы для третьих лиц, добросовестно вступивших в договоры с лицом, объявленным недее­способным, в сфере его торговой деятельности (торговый кодекс ст. 63 и 64).

  1. объявленный недееспособным неспособен к совер­шению юридических сделок

  2. над ним учреждается опека.

  1. 1. Неспособность лица, объявленного недееспо­собным, к совершению юридических сделок. Недееспо­собность лиц, объявленных по суду недееспособными, не знает тех ограничений, какие установлены законом для недееспособности не освобожденного из-под власти несо­вершеннолетнего лица. Все действия, которые будут со­ вершены лицом, лишенным дееспособности, после объяв­ления решения суда об объявлении его недееспособным, являются недействительными в силу закона, — говорит статья 502. Следовательно, если лишенный дееспособно­сти совершает сделку лично, а не при посредстве своего законного представителя опекуна, то сделка является не­ действительной. Закон не допускает совершения сделок лицом, лишенным дееспособности.

  2. Характер недействительности сделки. Сделка не будет, однако, абсолютно недействительна. Это такая же относительная недействительность, какая поражает сделки несовершеннолетнего. Слова недействительна в силу закона, которые содержатся в статье 502, озна­чают лишь то, что трибунал, перед которым будет по­ставлен вопрос о судьбе сделки, совершенной лицом, ли­шенным дееспособности, обязан уничтожить эту сделку, не входя в рассмотрение ни вопросов о том, совершена ли она в болезненном состоянии, ни — в отличие от сде­лок, совершенных несовершеннолетними, — вопроса о том, убыточна ли она для того, кто ее совершил.

  3. Поражает ли недействительность все юридиче­ские сделки? Из статьи 502 как будто вытекает утверди­ тельный ответ на этот вопрос. Лишенный дееспособности неспособен к совершению юридических сделок. И все же следует ли распространить эту неспособность и а те сделки, которые могут совершаться только лично, а не через представителя? Систематическое толкование закона требует сопоставления статьи 502 со статьями 450 и 509. Из этого сопоставления вытекает, что опекун представляет

670

Недееспособные совершеннолетние лица

душевнобольные

671

лицо, лишенное дееспособности в совершении сделок, которых это лицо не может совершать лично. В тех же случаях, когда представительство не допускается, не следует ли считать, что сделка, совершенная лицом, лишенным дееспособности, действительна при том непре­менном условии, что она совершена в светлый промежу­ток? Нет ведь сомнений в том, что деликт или квази­деликт, совершенный в светлый промежуток лицом, лишенным дееспособности, порождает для пего обязатель­ство. Это вытекает из положения статьи 1310, относящейся к несовершеннолетнему, — положения, которому, со­гласно требованиям справедливости здравого смысла, должно быть придано общее значение. Практика колеб­лется: признать или не признать действительность заве­щания и таких неимущественных сделок лица, лишенного дееспособности, как усыновление, брак, признание вне­брачного ребенка. Вполне единодушно практика считает действительным признание внебрачного ребенка, произ­веденное в светлый промежуток. Оживленные споры вы­зывает вопрос о заключении брака. В самом деле, с одной стороны, статья 174 гражданского кодекса допускает воз­ражения против вступления в брак, основанные на слабо­умии будущего супруга, что как будто указывает на неблагоприятное отношение законодателя, к бракам ума­лишенных. Но разве не вызывала бы иногда сожаления невозможность для лица, лишенного дееспособности всту­пить в брак, в результате которого оказались бы узако­нены дети, родившиеся до того, как их отец был лишен дееспособности! Добавим, что закон 19 февраля 1933 года, который объявил абсолютно недействительным брак лица, неспособного по слабоумию выразить свою волю, не пре­дусмотрел случая, в котором было бы доказано, что, вступая в брак, лицо, лишенное дееспособности, нахо­дилось в светлом промежутке.

  1. Начало недееспособности. Недееспособность на­чинается не в день подач заявления, а в день, когда вынесено решение об объявлении недееспособным.

  2. Оспаривание сделок, совершенных до дня объ­явления недееспособным. В принципе сделки, совершен

ные до вынесения судебного решения, которым объявлена недееспособность, признаются действительными, если только они не совершены под влиянием безумия. Однако закон счел нужным облегчить в соответствующих делах доказывание. Ибо лишение дееспособности, последовав­шее после совершения сделки, выдвигает серьезное пред­положение о душевной болезни лица, совершившего сделку, уже к моменту ее совершения. Вот почему ста­тья 503 говорит, что трибунал может признать такую сделку недействительной, если обстоятельство, послужив­шее основанием к лишению дееспособности, явно суще­ствовало уже в момент совершения сделки. Таким обра­зом, решая вопрос о судьбе этой сделки, трибунал рас­полагает широким правом оценки, которого он не имеет, когда дело идет о сделках, совершенных после вынесения судебного решения о лишении дееспособности.

968. Случай смерти умалишенного в течение произ­водства дела о лишении его дееспособности. Как мы уже

знаем, по общему правилу, оспаривание сделки по при­чине безумия лица, совершившего сделку, не допускается после смерти этого лица.

Исключения составляют случаи, в которых доказа­тельство душевной болезни вытекает из самой сделки. Понятно, однако, что дело обстоит иначе, если судебное решение о лишении дееспособности вынесено или соот­ветствующее судебное дело начато до смерти. В соот­ветствии с этим статья 504 допускает в таких случаях предъявление и удовлетворение требования о признании сделки недействительной.