Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Каминка А.И. Устав о векселях / Каминка А.И. Устав о векселях, Закон 27 мая 1902 года с разъяснениями п....doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.66 Mб
Скачать

Отделение четвертое о поручителях по простым векселям

В Уставе 1893 г. упомянуто о вексельном поручительстве лишь в ст. 93, которая на практике возбуждала немало затруднений и сомнений, тем более что вексельное поручительство выставлено в нем, в противность началам вексельного права, как и общегражданское, т. е. как дополнительное, акцессорное, а не самостоятельное обязательство, и притом лишь на случай несостоятельности главных участников. Между тем, вексельное поручительство встречается у нас весьма часто.

Основная мысль нового устава заключается в том, что вексельное поручительство есть обязательство не субсидиарное (дополнительное), а самостоятельное, и в этом смысле к нему безусловно применяются общие начала о самостоятельной ответственности, хотя с экономической точки зрения поручительство и служит одним из средств усиления доверия к другим подписям, а следовательно, и кредита. Связь поручительства с обеспечиваемым обязательством заключается лишь в объеме и порядке ответственности. Согласно с приведенными соображениями и сформулированы немногие положения о вексельном поручительстве в уставе (Объясн. зап. к ст. 54 - 56 и к проекту 1884 г., гл. XVI.

57. Платеж по векселю может быть обеспечен поручительством как за векселедателя, так и за каждого ответственного надписателя. Поручительство дается, за подписью поручителя, в особой надписи, именуемой поручительной, и если в ней не означено, за кого именно дано поручительство, то оно считается данным за векселедателя.

§ 1. Закон не предписывает особой формы для поручительной надписи. (Примерный образец приложен к уставу - XXI - 33). Достаточно любого текста, если только ясно, что цель его - установить вексельное поручительство. Поручительство может быть обозначено и на лицевой и на оборотной стороне векселя (Staub. Kom. 81 § 38).

§ 2. Так как устав не содержит никакого ограничения относительно времени дачи поручительства, то необходимо признать, что оно может быть дано в любое время; вовсе не обязательно, чтобы поручительство было дано одновременно с принятием главного обязательства (Borchardt, Kom. Art. 37. Wдchter Wechselr. стр. 438).

§ 3. Так как поручитель принимает на себя вексельное обязательство, то он, очевидно, должен обладать и вексельной способностью.

§ 4. Вексельным поручительством, т. е. имеющим вексельную силу, должно быть понимаемо лишь то, которое облечено в установленную законом форму (т. е. поручительство, выраженное в особой надписи на самом векселе), и только при таком условии оно может иметь последствия, определенные правилами устава (О. 1907 г. авг. 23. Хачкурузова 4819 - 1906).

58. Вексельное поручительство может быть дано лишь во всей причитающейся по векселю сумме, а не в части ее. Оно может быть дано и несколькими поручителями, но также без дробления вексельной суммы.

§ 1. Постановление этой статьи является дальнейшим развитием того принципа недробимости вексельной суммы, который выражен с ст. 10 и 17 устава.

59. Вексельный поручитель ответствует точно так же, как и то лицо, за которое он поручился. По оплате векселя поручитель вступает в права векселедержателя как против лица, за которое поручился, так и против тех, которые ответствовали бы перед этим лицом, если бы оно само оплатило вексель.

§ 1. В ст. 59 изложено правило, в котором существенно определяется ответственность поручителя в немногих словах: ":Он ответствует точно так же, как и то лицо, за которое он поручился". Из этого определения явствует, что поручитель несет не дополнительную обязанность (в случае неисправности или несостоятельности лица, за которое поручился), а самостоятельную, как и то лицо, за которое поручился. В первоначальном проекте поручительство понималось лишь как "придаточное" обязательство. Такой взгляд противоречил бы принципу, выраженному в ст. 28 настоящего устава. Формула, в которой выражена ст. 59, показывает, что юридическое положение поручителя тождественно с положением лица, за которое дано поручительство, и в других отношениях, сообразно самому свойству этого лица, есть ли оно векселедатель или надписатель: так, если поручитель ответствует за надписателя, то с отпадением ответственноти надписателя (в случае упущения протеста) отпадает и ответственность поручителя; иное положение поручителя за векселедателя: ответственность последнего и по неопротестованному векселю остается в силе, а следовательно, не устраняется и ответственность его поручителя. То же различие касается и применения сроков давности, смотря по тому, на чьей стороне стоит поручитель. (Объясн. зап. 1899 г., к ст. 56). К этой точке зрения примкнул и Прав. Сен. 1911 - 27, О. 1911 г. мая 27 N 108, 1913 г. февр. ?. N 176.

§ 2. Статья эта последовательно проводит принцип самостоятельности вексельного поручительства. Отсюда следует, что вопрос о действительности поручительства в случае недействительности обязательства лица, за которое дано поручительство, разрешается на основании тех формальных критериев, по которым разрешается вопрос о действительности надписей разных векселеобязанных лиц. Для действительности поручительства имеет значение лишь наличие и формальная действительность подписи того, за кого оно дано: будет ли эта подпись и материально действительна, безразлично. Поэтому поручительство недействительно, если на векселе нет подписи того лица, за которого дано поручительство. Точно так же недействительно поручительство, если подпись за неграмотного не засвидетельствована нотариальным порядком (ст. 12) (Staub Kom. Art. 81 Anm. 5).

§ 3. Так как материальной действительности подписи лица, за которое дано поручительство, не требуется (иначе было бы невозможно по внешнему виду векселя судить о действительности и значении учиненных на нем надписей), то недействительность подписи, например, вследствие несовершеннолетия подписавшегося, вследствие подложности подписи, не уничтожает действительности поручительства (Staub. Kom. Art. 81 Anm. 5. Wдchter Wechselrecht, стр. 440).

§ 4. Ввиду совершенной самостоятельности поручительной надписи немецкая практика признает, что отсрочка, данная главному должнику, не может служить основанием для поручителя к отказу в платеже по векселю (Staub Kom. Art. 81 Anm. 6 а).

§ 5. Векселедержатель вправе предъявить на основании векселя иск совокупно ко всем ответственным по векселю лицам, если вексель опротестован; к категории таких ответственных лиц принадлежат, кроме векселедателя, между прочим, и поручители (О. 1907 г. дек. 5. Байбурова 7348 - 1907).

§ 6. Как видно из буквального текста статьи, равно как и из мотивов к ней, поручительство за векселедателя сохраняет свой силу и в том случае, если вексель не был опротестован, ибо поручитель отвечает так, "как и то лицо, за которое он поручился". В некотором противоречии с этим выводом стоит постановление ст. 73, говорящей о том, что "иск по векселю к поручителю может быть предъявлен "в течение года со дня учинения протеста". Отсюда можно бы заключить о необходимости протеста для права требования со всех поручителей. Такой вывод, к которому в своем комментарии склоняется и А. М. Нолькен, встретил решительные возражения в нашей литературе. Кроме автора настоящего комментария, против мнения А. М. Нолькена высказались, например, Беляцкин (Право, 1904 г., N 52) и А. А. Добровольский (Уст. о векс., примечания к ст. 59). Прямое постановление ст. 59 о том, что поручитель отвечает так, как и то лицо, за которое поручительство дано, не может быть отменено вследствие указания ст. 73, которая вовсе не имеет своей задачей выяснить, против кого должен быть учинен протест, а говорит только о том, какие последствия влечет за собой протест. Из того обстоятельства, что статья эта говорит вообще о поручителях, можно, конечно, сделать вывод, что речь идет о всех вообще поручителях, но раз мы находим в другой статье прямое указание, что против известной группы поручителей не нужно для сохранения права требования произвести протест, а такое прямое указание имеется в ст. 59, то статья 73 должна быть толкуема в том смысле, что она говорит о протестах против тех поручителей, против которых протест надо учинить для сохранения права требования, т. е. против поручителей за надписателей, а не за векселедателя. Так вопрос разрешается и немецкими судами (см. Staub. Kom. Art. 81 Anm 14. Wдchter Wechselr., стр. 440).

В этом смысле первоначально высказался и Прав. Сенат, разъяснивший, что для признания поручителя ответственным перед векселедателем, следует иметь в виду - за кого именно дано поручительство, за одного ли из надписателей, или за векселедателя, так как ответственность этих лиц неодинакова: надписатели ответствуют только в том случае, когда вексель был своевременно опротестован; векселедатель же не освобождается вследствие непротеста векселя (К. Д. 1911 г. N 27 и О. 1911 г. мая 27 N 108, 1907 г. N 27).