
- •Трансграничное банкротство: российские правовые реалии и перспективы
- •Что такое трансграничная несостоятельность? Какие проблемы она порождает?
- •С какими проблемами сталкиваются экономика и право, если несостоятельность становится трансграничной?
- •Общемировая тенденция унификации регулирования трансграничных банкротств
- •Общемировая тенденция конкуренции регулирования в области несостоятельности: миграция должников, "банкротный туризм" и forum shopping
- •Российские правовые реалии: развитие регулирования и судебной практики
Трансграничное банкротство: российские правовые реалии и перспективы
Статья посвящена проблемам трансграничной несостоятельности и несостоятельности трансграничных групп компаний, которые станут предметом обсуждения на ПМЮФ. На примерах крупнейших мировых банкротств вскрываются те проблемы и сложности, которые возникают и у законодателей, и у правоприменителей при соприкосновении с несостоятельностью, осложненной иностранным элементом. Автор подчеркивает, что отсутствие правовой базы не исключает Россию из сферы действия таких мировых тенденций, как унификация и конкуренция регулирования в сфере несостоятельности. Перед отечественным юридическим сообществом остро стоит задача исследовать институт трансграничной несостоятельности, в особенности зарубежный опыт в данной сфере, с целью предложить законодателю возможные варианты решения проблемы. Законодатель же находится у черты, за которой создание им специальных правил регулирования рассматриваемых правоотношений становится просто необходимым.
Предлагая к обсуждению проблему трансграничной несостоятельности*(1), отметим, что в России данному вопросу уделяется сравнительно мало внимания. Возможно, это обусловлено распространенным мнением о том, что такого рода правоотношения российской правовой действительности несвойственны. Между тем подобное убеждение устаревает, поскольку российский трансграничный бизнес неминуемо сталкивается и с проблемами дефолта - либо своего, либо своих иностранных контрагентов. Во всех случаях это ставит перед российским правоприменителем вопросы из сферы трансграничных банкротств.
Зарубежному же праву обозначенный феномен уже давно известен: в данной сфере активно развивается и законотворчество, и правоприменительная деятельность, и, конечно, доктрины. В действительности мир просто опутан производствами по делам о банкротствах трансграничного масштаба, и рано или поздно эта волна захватит и Российскую Федерацию. Большой резонанс вызвали банкротства таких гигантов автопрома, как General Motors, Chrysler (основное производство возбуждено в США) и Ssangyong Motor Co Ltd. (основное производство возбуждено в Южной Корее), перевозчиков Alitalia (основное производство в Италии), Nordic airways (основное производство в Швеции)*(2) и др.
В рамках данной статьи мы постараемся продемонстрировать сложность и многосторонность трансграничных банкротств и необходимость комплексного осмысления их экономической и юридической сущности, а также изучения зарубежного опыта с целью формирования в России адекватного правового регулирования. Мы ограничимся лишь постановкой наиболее острых проблем, так как взвешенные предложения по их разрешению нуждаются в самостоятельном детальном исследовании.
Что такое трансграничная несостоятельность? Какие проблемы она порождает?
При максимально широком подходе трансграничным именуется такое банкротство, в котором существует иностранный элемент, связывающий его с правопорядками как минимум двух государств, а значит, при регулировании такой несостоятельности может быть применено две и более систем законодательства. Например, если активы должника расположены на территории двух и более стран либо у кредиторов и должника или у должника и его участников разная государственная принадлежность, то с высокой степенью вероятности банкротство такого должника будет выходить за пределы одного государства. Диапазон случаев, когда иностранный элемент осложняет несостоятельность, огромен и варьируется от относительно простых вариантов, например наличия иностранного кредитора в отечественном производстве по делу о банкротстве, до значительно более сложных ситуаций - возбуждения параллельных производств в отношении одного и того же должника в разных юрисдикциях.
Еще более непростым явлением выступают банкротства так называемых трансграничных групп компаний (ТГК)*(3). Последние, будучи экономически единым субстратом, юридически действуют как множество аффилированных лиц с различной государственной принадлежностью. В большинстве случаев при дефолте всей группы в целом производства по делам о несостоятельности возбуждаются в отношении каждой компании - участника группы в отдельности (либо в отношении части группы компаний в пределах компетентной юрисдикции, если ее законодательство допускает банкротство групп). Таким образом, экономическое единство ТГК сталкивается с юридической множественностью производств по делу о банкротстве.
В качестве примера можно привести наиболее резонансное трансграничное банкротство, признанное на сегодняшний день крупнейшим в истории, - банкротство ТГК Lehman brothers, по которому в отношении входящих в группу дочерних компаний было открыто 75 производств в 16 юрисдикциях*(4). В другом деле - деле ТГК Parmalat - было возбуждено около 100 производств в Италии и еще несколько в иных государствах*(5).