Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экзамен зачет учебный год 2023 / Статья Скловского о поручительстве после реформы ГК

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
316.71 Кб
Скачать

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРУЧИТЕЛЬСТВЕ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ

В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К.И. СКЛОВСКИЙ

Скловский Константин Ильич, профессор-исследователь НИУ "Высшая школа экономики", адвокат, доктор юридических наук.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации <1> (далее - ГК РФ)

об обязательствах были существенно обновлены. Ряд новых положений имеется и в главе о поручительстве.

--------------------------------

<1> Российская газета. 8 декабря 1994 г.

Поручительство является одним из способов обеспечения обязательства. Поручитель отвечает перед кредитором за исполнение обязательства должником. Основанием поручительства служит договор (только в некоторых случаях - закон), т.е. сделка. Хотя поручительство нельзя назвать в точном смысле безвозмездной сделкой, оно возникает без какого-либо имущественного предоставления поручителю. Мотивы поручительства могут проистекать из деловых или личных связей с должником и т.п. Но мотивы сами по себе, как известно, не влияют на действительность договора. В связи с этим возрастает значение соблюдения его формы.

Если ранее результатом несоблюдения письменной формы договора поручительства была его ничтожность, то, согласно нормам реформированного ГК РФ, речь идет о недействительности. Существует, впрочем, точка зрения, что нарушение письменной формы влечет во всяком случае ничтожность поручительства

<2>.

--------------------------------

<2> См.: Сарбаш С.В. Элементарная догматика обязательств. М., 2016. С. 141.

Это вытекает из общего правила ст. 168 ГК РФ, в соответствии с которым сделка, нарушающая требования закона, ничтожна лишь в тех случаях, когда она посягает на публичные интересы или права и интересы третьих лиц. Договор поручительства не относится сам по себе к таким договорам, кроме тех случаев, когда поручительством нарушены права третьих лиц, например супруга, кредиторов поручителя. Повидимому, здесь можно говорить о ничтожности поручительства.

В прочих ситуациях следует полагать, что нарушение формы поручительства влечет его оспоримость. Поручительство может оспариваться по порокам формы, очевидно, поручителем. Это означает, в частности, что должник не может ссылаться на пороки формы в случае спора с поручителем, исполнившим обязательство за него. В то же время нельзя исключить право кредиторов поручителя, если их требования

возникли после заключения договора, оспаривать поручительство по мотиву нарушения формы договора. При этом необходимо отметить, что норма пункта 5 ст. 166 ГК РФ, запрещающая ссылаться на недействительность сделки лицом, исполнившим ее либо иным образом признававшим ее действительность, не распространяется на кредиторов поручителя или иных лиц, чьи права и интересы затронуты поручительством.

Нужно иметь в виду, что несоблюдение письменной формы сделки в этом случае не позволяет в доказательство заключения сделки ссылаться на письменные доказательства - переписку, проекты договора и т.п.

Не считается нарушением письменной формы сделки договор с поддельной подписью поручителя. В этом случае следует говорить об отсутствии всякого договора.

Договор поручительства, как и любая сделка, может являться условной сделкой. Условие может быть как отлагательным, так и отменительным. Например, может быть указано, что поручительство вступает в силу после передачи поручителю в залог ценных бумаг или иного имущества должника или иного залогодателя. Отменительным условием может быть, например, арест имущества должника по требованиям кредиторов. Понятно, что условие, как и в целом договор поручительства, должно быть согласовано с кредитором. Если оно будет полностью зависеть от усмотрения поручителя (например, поручительство вступает в силу после дополнительного уведомления, направляемого поручителем кредитору), то договор поручительства является недействительным.

Всвязи с этим следует сказать о таком понятии, как "действие поручительства". Важно отличать его от ситуации, когда у поручителя возникает обязательство перед кредитором либо право требования к должнику. Действие поручительства означает, что договор заключен и при указанных в договоре и законе фактах соответствующие права и обязанности могут возникнуть, но могут и не возникнуть. Соответственно, после прекращения действия поручительства эти права и обязанности уже возникнуть не могут.

Поручительство действует, имеет силу и в том случае, когда оно обеспечивает будущее обязательство либо выдано под условием. Пока поручительство действует, оно может быть оспорено, изменено или прекращено по соглашению с кредитором.

Вдоговоре поручительства должен быть указан объем ответственности поручителя. Если ответственность никак не ограничена, то он отвечает в полном объеме.

Если в соответствии с прежним законодательством изменение условий обеспеченного обязательства, ухудшающее положение должника, влекло прекращение поручительства, то теперь такое изменение означает, что поручитель отвечает на прежних условиях. Можно даже заключить договор поручительства таким образом, чтобы поручитель отвечал и на измененных условиях. Но в этом случае должен быть указан предел ответственности поручителя.

Понятно, что согласие отвечать на измененных условиях должно быть ясно выражено. Одно только указание пределов ответственности никак не означает, что

поручитель согласился отвечать на условиях, отличающихся от тех, которые имеются и известны ему.

Обязательство, за исполнение которого должником отвечает поручитель, может быть указано путем отсылки к имеющемуся договору, из которого возникло или возникнет в будущем обязательство. Такое указание должно быть достаточно определенным, позволяющим точно идентифицировать договор.

Если должником является предприниматель, то поручительство может состоять

вобеспечении всех имеющихся или могущих возникнуть в будущем обязательств должника перед кредитором с обозначением предельной суммы поручительства.

Действие поручительства состоит в солидарной ответственности поручителя и должника. Это означает, что кредитор вправе предъявить требования как к должнику, так и к поручителю. Договором поручительства может быть предусмотрена и субсидиарная, т.е. дополнительная, ответственность поручителя.

Поручитель может выдвигать против требований кредитора все возражения, которые имеются у должника, даже в том случае, если должник от них отказался либо признал долг.

Важным правилом является то, что поручитель может не исполнять свое обязательство, пока кредитор сохраняет возможность прекратить требование к должнику путем зачета.

Впрочем, возникает вопрос: почему сам должник при этом не воспользовался правом зачета? Есть основания полагать, что в данном случае может обнаруживаться недобросовестность должника.

Очевидно также, что в соглашении поручителя с должником желательно оговаривать как имеющиеся требования к кредитору, так и все обстоятельства взаимоотношений с ним, чтобы иметь возможность на них ссылаться. Эти сведения можно получить от должника и помимо договора с ним, но тогда будет сложнее ссылаться на его недобросовестность.

Новым правилом является то, что после смерти должника поручитель не вправе ссылаться на ограниченную ответственность наследников должника по долгам наследодателя (ст. 1175 ГК РФ).

Поручитель, получивший права созалогодержателя или права по иному обеспечению основного обязательства, не вправе осуществлять их во вред кредитору,

втом числе он не может осуществлять эти права до полного удовлетворения требований кредитора по основному обязательству. Если тем не менее он это сделает, то он будет обязан возместить кредитору убытки. О недействительности сделок поручителя, например, по реализации залога, говорить, как представляется, нет оснований.

По исполнении обязательства из поручительства кредитор обязан передать поручителю все документы, удостоверяющие право требования и права на его обеспечение.

Возникает вопрос: каковы последствия неисполнения этих обязанностей, если они специально не оговорены в договоре поручительства (хотя предпочтительнее, конечно, их оговаривать, в том числе путем установления неустойки за просрочку их

выполнения)? Представляется, что в этом случае кредитор отвечает за убытки, возникшие у поручителя в связи с отсутствием необходимых документов и/или обеспечения.

Поручительство является акцессорным отношением, зависимым от обеспеченного им обязательства, в отличие от независимой гарантии, с которой оно во всем остальном очень схоже.

В ранее действовавшем ГК РФ эта зависимость понималась прежде всего в том смысле, что при недействительности обеспеченного обязательства поручительство также утрачивает действие, является недействительным. Изменения ГК РФ решительно преобразовали этот подход. В соответствии с пунктом 3 ст. 329 ГК РФ при недействительности соглашения, из которого возникло основное обязательство, обеспеченными считаются связанные с последствиями такой недействительности обязанности по возврату имущества, полученного по основному обязательству.

Буквальное значение этого правила не означает, впрочем, утраты акцессорного характера поручительства, хотя теперь уже затруднительно говорить о недействительности поручительства вследствие недействительности основного обязательства.

Если к моменту предъявления требования к поручителю из недействительного обязательства, которое не было исполнено должником, недействительность обязательства налицо, то, надо полагать, поручитель вправе не исполнять за должника его обязательство. Если же обязательство за должника было исполнено ранее, до признания сделки недействительной, то поручитель вправе воспользоваться средствами защиты, предусмотренными ст. 167 ГК РФ о возврате полученного по недействительной сделке. В то же время, если должник получил исполнение от кредитора и обязан к реституции в порядке ст. 167 ГК РФ, поручительством обеспечивается эта его обязанность, очевидно, в том объеме, в каком было выдано поручительство.

Тем не менее действие этого правила остается все же не вполне ясным. Обязанность по реституции возникает в силу решения суда, если стороны не договорились об ином (что само по себе является новым правилом). Следует ожидать, что к моменту вынесения решения судом действие поручительства прекратится, если во время его действия поручителю не предъявлен иск из пункта 2 ст. 167 ГК РФ.

Еще меньше ясности в вопросе, отвечает ли поручитель, если вследствие недействительности сделки у должника возникло неосновательное обогащение как субсидиарное обязательство перед кредитором (ст. ст. 1102, 1103 ГК РФ).

Неясно также, в чем будет состоять обязательство поручителя, если по реституции должник обязан к натуральному предоставлению. Например, если поручительством был обеспечен договор купли-продажи имущества (объекта недвижимости, пакета акций и т.д.) в части обязательств покупателя. Покупатель получил имущество, после чего договор был признан недействительным. В силу правила ст. 167 ГК РФ, покупатель обязан возвратить это имущество. Каким образом можно установить солидарную ответственность поручителя по этому обязательству, непонятно.

Есть и другая проблема: если должник исполнил свое обязательство и по общему правилу поручительство прекратилось, можно ли считать, что при последующем признании сделки недействительной поручительство возникает вновь для обеспечения обязанности из реституции? Едва ли можно согласиться с таким решением. При этом решение вопроса регулируется только законом, поскольку норма пункта 3 ст. 329 ГК РФ является императивной, исключая тем самым ограничение поручительства только ответственностью должника по договору.

Следует, видимо, согласиться с В.В. Витрянским в том, что правило пункта 3 ст. 329 ГК РФ плохо вписано в действующий закон <3>.

--------------------------------

<3> См.: Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. М., 2016. С. 249.

Акцессорность обязательства сохраняется в части обеспечения основного обязательства. Если по обстоятельствам, зависящим от кредитора, имевшееся обеспечение утрачено либо условия действия этого обеспечения ухудшены, поручитель освобождается от ответственности в той мере, в какой он мог разумно полагаться на такое обеспечение в своих отношениях с должником.

Прекращение основного обязательства исполнением, а также иными предусмотренными законом или договором способами прекращает и поручительство.

Закон называет и иные основания прекращения поручительства. В частности, поручительство прекращается с истечением срока, указанного в договоре. Если срок не обозначен, то действуют нормы закона: поручительство прекращается в течение года со дня наступления срока исполнения обязательства, а если этот срок не может быть определен или определен моментом востребования, то поручительство прекращается через два года с момента заключения договора поручительства. Если, как это говорилось выше, поручительство выдано с отлагательным условием и в договоре не указан срок его действия, то поручительство действует год с момента наступления срока исполнения или два года с момента заключения договора.

Если кредитор предъявил иск в течение срока действия поручительства, то в дальнейшем ответственность поручителя определяется условиями основного обязательства, в том числе сроком исковой давности, который применим к основному обязательству между кредитором и должником.

Предъявление иска к поручителю за пределами срока поручительства дает основания для отказа поручителя от удовлетворения требований кредитора. Восстановление, перерыв, приостановление срока действия поручительства (например, если поручитель признает свое обязательство перед кредитором) законом не предусмотрено.

В силу закона поручитель, исполнивший обязательство перед кредитором, получает право требования к должнику, которое до того имел кредитор, в том числе право на обеспечение основного обязательства. Помимо этого поручитель вправе истребовать с должника проценты на сумму исполненного и возмещение своих убытков, связанных с исполнением поручительства.

Поручитель может заключить договор с должником, который регулирует их взаимоотношения иным образом.

Резюмируя, можно сказать, что обновление норм о поручительстве заставляет предположить, что судам предстоит выработать подход к достаточно неясному вопросу о поручительстве при недействительности сделки, создавшей основное обязательство. Можно также ожидать возникновения проблем в применении правил о форме договора и о недобросовестности участников отношений поручительства.