Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Гутников Деликтная ответственность за нарушение относительных прав.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
59.31 Кб
Скачать

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Деликтная ответственность за нарушение относительных прав: перспективы развития в российском праве о.В. Гутников

Гутников Олег Валентинович, заместитель заведующего отделом гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы деликтной ответственности за причинение вреда относительным правам. В результате анализа этих вопросов делается вывод о возможности защиты гражданских прав путем возмещения вреда, причиненного относительным правам. Обосновывается необходимость внесения в законодательство изменений, которые прямо устанавливают возможность такой защиты, а также основания и условия ее применения. Предлагается раскрыть непосредственно в законе понятие вреда, причиненного имущественным правам, а также установить презумпцию невиновности причинителя вреда по соответствующим деликтам.

Ключевые слова: деликтная ответственность, относительные права, интервент, причинение вреда, возмещение убытков.

Tort Liability for Violation of Relative Rights: Prospects for Development in the Russian Law

O.V. Gutnikov

Gutnikov Oleg V., Deputy Head of the Department of Civil Law and Process, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, PhD in Law.

The paper deals with theoretical and practical issues of tort liability for damage to relative rights. An analysis of these issues leads to the conclusion about the possibility of protection of civil rights through the compensation for the harm caused to relative rights. The author proves the need of making changes to the legislation that directly establish the possibility of such protection, as well as the grounds and conditions of its application. The paper proposes to define directly in law notion of damage caused to property rights, as well as to establish the presumption of innocence of the tortfeasor.

Key words: tort liability, relative rights, interventionist, causing harm, compensation for damages.

Проходящая в стране реформа гражданского законодательства пока затронула в основном только первую часть Гражданского кодекса (ГК) РФ, практически оставив без внимания отдельные виды обязательств. В то же время именно во второй части ГК сосредоточен основной массив норм, составляющих "кровеносную систему" рыночной экономики и обеспечивающих динамику гражданского оборота. Здесь же находятся положения об обязательствах вследствие причинения вреда (глава 59 ГК), призванные обеспечить эффективную защиту нарушенных гражданских прав.

Говоря о защите прав предпринимателей и граждан, всегда нужно понимать, что в политико-правовом плане она может осуществляться совершенно разными моделями правового регулирования в зависимости от степени государственного вмешательства. Можно устанавливать жесткие меры государственного контроля и надзора, устраивать многочисленные проверки и привлекать нарушителей к административной и уголовной ответственности. Или же акцент можно смещать в сторону частной инициативы, предоставляя субъектам гражданского права эффективные правовые механизмы борьбы с нарушителями своими собственными силами посредством предъявления в суд соответствующих исков. При этом чем разнообразнее признаваемые законом способы судебной защиты гражданских прав и чем выше вероятность их эффективного применения, тем меньше у потенциальных нарушителей желания извлекать выгоду из своего незаконного поведения, поскольку в итоге эта выгода будет у них изъята. По этому принципу построена система защиты гражданских прав в странах англосаксонской системы права, где самым строгим надзирателем за соблюдением прав предпринимателей и граждан являются они сами в лице профессиональных адвокатов, которые добиваются в суде взыскания фантастических по нашим меркам карательных убытков и штрафных санкций.

В связи с этим следует рассмотреть вопрос о расширении в отечественном праве частноправовых способов защиты нарушенных гражданских прав посредством деликтных исков, что, на наш взгляд, позволит существенным образом повысить защищенность имущественных прав и обеспечить большую стабильность гражданского оборота.

В российском законодательстве ответственность за причинение вреда личности или имуществу урегулирована нормами главы 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда". Традиционно считается, что деликтная ответственность - это внедоговорная ответственность, т.е. наступающая за нарушения, не связанные с неисполнением договора. Относительные (обязательственные) права могут быть нарушены только участниками обязательств, а не третьими лицами, поэтому вред, причиненный договорным правам, подлежит возмещению только в рамках договорных отношений. Но так ли это на самом деле?

В жизни часто встречаются ситуации, когда в обязательственные правоотношения между двумя сторонами вторгается третье лицо - интервент и причиняет тем самым имущественный вред. Количество таких случаев огромно, и все они сводятся к тому, что в результате действий интервента надлежащее исполнение обязательства становится невозможным или затруднительным.

Одним из самых распространенных примеров является продажа третьему лицу по более высокой цене вещи, которая ранее была обещана первому покупателю по предварительному договору купли-продажи, а возможно, уже продана по другому договору. Понятно, что продавец, отчуждая вещь третьему лицу, непосредственно нарушает свои договорные обязанности перед первым покупателем и должен нести договорную ответственность перед ним. Но второй покупатель, незаконно вторгшийся в чужие договорные отношения, также является правонарушителем, которого потенциально можно привлечь к деликтной ответственности за вред, причиненный имущественным правам первого покупателя.

Другим примером является уничтожение вещи интервентом - случай, когда вещь, являвшаяся предметом договора (купли-продажи, аренды, ссуды и т.д.), оказывается уничтоженной третьим лицом, что лишает возможности использовать эту вещь в договорных отношениях.

Ситуации вторжения в чужие договорные отношения могут быть самыми разнообразными. Например, в торговом центре есть несколько мелких магазинов, которые арендуют помещения и продают бытовую технику. Но появляется крупный арендатор, торгующий бытовой техникой, который стремится обеспечить себе благоприятные условия для сбыта определенной продукции (например, холодильников) и ставит арендодателю условие, чтобы тот в будущем запретил другим арендаторам продавать на этих площадях аналогичные товары. Соответственно, по истечении сроков договоров аренды с мелкими арендаторами арендодатель ставит условием продолжения договорных отношений отсутствие холодильников в номенклатуре товаров этих арендаторов. Арендаторы формально не могут ничего противопоставить арендодателю, но теоретически могут требовать возмещения убытков, причиненных другим арендатором, вторгшимся в договорные отношения с торговым центром.

Третье лицо также может просто помешать должнику в каком-либо обязательстве исполнять свои обязанности надлежащим образом и тем самым причинить вред кредитору, который утратит ту имущественную ценность, какую представляло для него надлежащее исполнение обязанностей должником.

Например, в случае издания органом государственной власти или местного самоуправления незаконного акта, который лишил возможности определенное лицо исполнять обязательства, его контрагент (кредитор) по условиям договора может не иметь права взыскивать убытки и штрафы с должника, так как действия властей могут быть квалифицированы в договоре как форс-мажорное обстоятельство, освобождающее от ответственности. Однако если эту ситуацию рассматривать с точки зрения причинения органами власти ущерба имущественному праву кредитора, то кредитор может ставить вопрос о возмещении убытков непосредственно публично-правовым образованием.

Способы воздействия интервента на должника также могут быть многообразными. Можно воздействовать на предметы (орудия труда), с помощью которых должно было исполняться обязательство, или на личность, свободу или здоровье должника (удерживая его в заложниках, причинив существенный вред здоровью или даже убив его). Например, бригада рабочих, осуществляющих дизайнерский ремонт в апартаментах, погибает или получает тяжелые увечья в автомобильной аварии, произошедшей по вине третьего лица. Тем самым делинквент причинил вред не только самим рабочим, но косвенно также и их заказчику, который терпит убытки из-за срыва сроков строительства, а возможно, вообще не сможет закончить ремонт в том виде, как он был задуман, без именно этой бригады, поскольку только она обладала уникальными знаниями и проектными решениями, необходимыми для удовлетворения запроса заказчика. Мыслима и ситуация, когда руководитель, зная о том, что у его подчиненного есть очень выгодная и срочная работа по гражданско-правовому договору на стороне, специально начинает заваливать подчиненного рутинной и никому не нужной работой, чтобы тот не был в состоянии качественно и в срок исполнить обязательства перед заказчиком. Клиент работника в результате может не получить того результата, о котором он договаривался с работником, и отказаться от договора. Тем самым руководителем объективно причинен вред не только своему подчиненному, лишившемуся дополнительного заработка, но и его клиенту, который, возможно, от неисполнения в срок заказа терпит значительные убытки.

Интервент может причинить вред обязательственным правоотношениям, воздействуя как на самого должника в обязательстве, так и на третьих лиц, состоящих с должником в других договорных отношениях. Третье лицо может быть связано с должником по обязательству другим договором, исполнение которого оказывает непосредственное влияние на возможность надлежащего исполнения своих обязательств должником. Например, третье лицо, являющееся субподрядчиком, по вине интервента не исполняет свое обязательство, что с неизбежностью влечет нарушение обязательств должника (подрядчика) перед заказчиком по основному договору подряда. Или третье лицо может являться источником финансирования обязательств должника (плательщика) по любому возмездному договору, и неисполнение третьим лицом по вине интервента своих денежных обязательств перед должником влечет нарушение последним сроков платежа по обязательству перед кредитором. В таких случаях должник не освобождается от ответственности перед кредитором, а неисполнение третьими лицами своих обязательств перед должником не является форс-мажорным обстоятельством (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Однако на практике в таких случаях с должника очень часто нечего взять, и кредитор терпит убытки фактически из-за поведения третьих лиц, не связанных с кредитором договорными отношениями. Здесь также имеет место ситуация причинения третьими лицами вреда правам кредитора в договорных отношениях с должником.

Относительное право может быть нарушено воздействием интервента не только на должника или его контрагентов, но и на самого кредитора путем воспрепятствования осуществлению его права. Такая возможность особенно реальна в случаях, когда кредитор имеет ограниченный срок для осуществления своего права, по истечении которого право прекращается (пресекательные сроки для осуществления права). Наглядным является пример, когда у гражданина есть невозвратный билет на самолет, а кто-то послужил причиной задержки прибытия пассажира в аэропорт, что привело к утрате права на перевозку. В бизнесе таких "невозвратных билетов" огромное множество начиная с опционов на покупку (продажу) акций <1> и заканчивая любыми предусмотренными в договорах случаями обусловленности осуществления права какими-либо действиями кредитора <2>, которые он не смог выполнить из-за третьих лиц.

--------------------------------

<1> В соответствии с п. 1 ст. 429.3 ГК РФ "по опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий (в том числе уплатить денежные средства, передать или принять имущество), и при этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается".

<2> В соответствии со ст. 327.1 ГК РФ "исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон".

В сфере корпоративных отношений можно представить пример, когда группа злоумышленников осуществляет рейдерский захват какого-либо предприятия, причиняя тем самым имущественный вред юридическому лицу. Парализация деятельности юридического лица, корпоративные войны и т.д. ведут к тому, что это предприятие перестает распределять прибыль между акционерами, рыночная стоимость акций резко падает и акционеры терпят существенные убытки, вызванные действиями третьих лиц, не состоящих с акционерами в корпоративных относительных правоотношениях.

Другой пример из корпоративных отношений связан с действиями контролирующих корпорацию лиц (менеджеров, участников, фактических директоров) <3>, которые влияют на возможность исполнения юридическим лицом своих обязательств перед кредиторами. Из-за действий контролирующих лиц может наступить невозможность надлежащего исполнения корпорацией обязательств перед кредиторами и даже несостоятельность (банкротство) корпорации. В этом случае тоже можно считать, что контролирующие лица причинили вред относительным правам кредиторов корпорации. Также к числу нарушений третьими лицами относительных прав можно отнести случаи, когда третье лицо чинит препятствия участнику корпорации в осуществлении его корпоративных прав (например, мешает принимать участие в общем собрании и голосовать), чем может быть причинен имущественный вред.

--------------------------------

<3> То есть лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе давать указания членам органов управления (см. п. 3 ст. 53.1 ГК РФ).

Можно упомянуть и семейные отношения, когда некое третье лицо (любовник) вторгается в брачный союз, разрушает брак и тем самым причиняет вред личности (а возможно, и имуществу) обманутого супруга.

Приведенные случаи, при всем их разнообразии, объединяет то, что есть две стороны относительного (обязательственного, корпоративного, семейного) правоотношения, в которое вторгается третье лицо (интервент) и своими действиями вызывает невозможность или затруднительность исполнения обязанностей и (или) осуществления прав сторонами такого отношения. Иными словами, третье лицо причиняет вред относительным правам.