Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
28.03 Кб
Скачать

18. Виды невозможности исполнения. Последствия невозможности исполнения обязательства.

impossibilium nulla obligatio est - нельзя требовать от лица того, на что оно неспособно

Литература по теме из списка: Хубер У. Возмещение убытков вместо предоставления; Громов А.А. Влияние невозможности исполнения на право требовать исполнения договорного обязательства в натуре. Дисс.; Нам К.В. Невозможность исполнения обязательства в немецком гражданском праве.

Виды невозможности исполнения:

  1. Постоянная (больше невозможно никогда) и временная.

Невозможность исполнения должна определяться как окончательное препятствие, не допускающее осуществление предоставления. Если же это препятствие впоследствии может быть устранено, в том числе в силу объективных причин, невозможность в обсуждаемом смысле не наступает. Примеры таких временных препятствий: эмбарго, запрещающее импорт проданных товаров; ограниченный сроком запрет на осуществление какой-либо профессиональной деятельности. В этом отношении понятие "временная невозможность" представляется терминологически не совсем удачным, поскольку при наступлении невозможности последняя влечет за собой переход от исполнения в натуре к взысканию убытков. Однако применение данного правила при временных препятствиях представляется спорным (Громов А.). Кроме того, в таком случае каждая просрочка, которая не могла бы быть устранена незамедлительно (к примеру, завершение отделочных работ), также могла бы рассматриваться как временная невозможность. В этой связи целесообразно использовать термин "временные препятствия". При этом имеют значение только такие препятствия, которые, если бы они не были устранимыми, исключали бы первоначальное обязательство по правилам о невозможности исполнения.

Нормативного закрепления временной и постоянной невозможности в российском праве нет. Судебная практика не выработала единый подход на сегодняшний день.

В судебных актах порой отмечается, что юридический эффект прекращения обязательства производит лишь постоянная невозможность исполнения, т.е. невозможность, носящая неопределенно длительный характер. В противоположность ей временная невозможность должна рассматриваться лишь как определенного рода затруднительность исполнения. Она не может прекратить обязательство, а лишь отсрочивает момент его исполнения.

А. А. Павлов предлагает разделять временную и постоянную НИ по степени определенности срока ее существования.

Германия. Невозможность исполнения предусмотрена § 275 ГГУ.

Временная невозможность, как правило, представляет собой лишь отсрочку исполнения, а не его полную невозможность. А нормы § 275 применяются по аналогии с целью защиты прав сторон обязательства на время существования обстоятельств, препятствующих исполнению. Однако в соответствии с судебной практикой в некоторых случаях временная невозможность может быть квалифицирована и как окончательная. В одном из решений Верховного суда Германии было указано, что в соответствии с принципами, выработанными судебной практикой, в отдельных случаях обстоятельства, носящие временный характер, могут привести к окончательной невозможности исполнения, если при этом под вопрос ставится возможность достижения цели договора и с учетом оценки интересов обеих сторон, а также принципа справедливости сохранение договора далее не является обоснованным. Вопрос о том, может ли временная невозможность быть расценена как окончательная, должен решаться в каждом конкретном случае после наступления соответствующего обстоятельства1.

  1. Объективная (никто в мире не может исполнить) и субъективная (конкретный должник не может исполнить) - См. Билет 19.

В понятие объективной невозможности исполнения входят подлинная физическая и правовая невозможность: сюда входят случаи, при которых вследствие естественных или правовых причин для каждого лица исполнение в натуре невозможно.

3 подхода к определению субъективной невозможности исполнения в зависимости от возможности обратить к третьему лицу:

  1. Должник обязан обратиться к третьему лицу. Предоставление для должника хотя и невозможно, но оно возможно для третьего лица, с которым должник может договориться.

  1. Должник не обязан обращаться за помощью к третьему лицу (= объективная невозможность). Если ограничить содержание обязательства должника - независимо от того, тесно связано оно с личностью или нет, - с самого начала только его собственными действиями, в таком случае невозможность для должника исполнить обязательство будет приравнена к объективной невозможности. Практика против такого подхода, исполнение третьим лицом допускается часто (например, замена субподрядчика).

  1. Альтернативный вариант. В рамках этой концепции неспособность оценивается с точки зрения программы обязательства должника. Поскольку должник в целях исполнения обязательства должен приложить такое количество усилий, которое от него можно требовать, исходя из положений договора, неспособность описывает те обстоятельства, которые, относясь к конкретному должнику, исключают его обязательство и выходят за рамки требуемых от него затрат. При таком подходе для существования обязательства или для его прекращения не имеет значения, может ли наряду с должником кто-либо третий исполнить обязательство.

  1. Первоначальная (на момент возникновения обязательства невозможность существовала) и последующая (после возникновения обязательства).

Первоначальная невозможность — это не невозможность исполнения, а недействительность сделки. Витрянский предлагает рассматривать такой порок как ошибку. Если она изначально объективная, постоянно, первоначальная, за которую должник не должен отвечать, фактическая, то договор недействителен.

И в результате реформы п. 1 ст. 416 ГК был уточнен: «Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает». Явное указание на последующую невозможность исполнения.

Начиная с римского права (нам проще, у нас такого никогда не было), действует такой постулат, что если человек обязался к невозможному исполнению, то договор недействителен.

Сейчас идет критика этого правила об изначальной невозможности исполнения. Говорят, что пересекается с правилами об ошибке при заключении договора. На самом деле правило об ошибке регулирует лучше, чем все договоры признавать ничтожными. Тут очевидный пример, что я вам соврала. Это общее правило явно не распространяется на случаи недобросовестности одной из сторон. А глупые договоры (достать пальцем до неба, гипоцентавры) понятны и так, можно избежать признания недействительности через исполнимость судебного акта. К неисполнимому суд не может обязать. Плюс через разграничение понятия обязательства и всяких шуток и дружеских любезностей. В этом смысле невозможность исполнения – это институт не особо актуальный. Он актуален только в части программы обязательства2.

Германия. В соответствии с § 311a ГГУ имеющееся еще при заключении договора обстоятельство, препятствующее исполнению обязательства, не влечет недействительность заключаемого договора, хотя должник и освобождается согласно § 275 ГГУ от исполнения своих основных обязанностей, составляющих предмет обязательства. До реформы обязательственного права 2002 г. факт наличия невозможности исполнения обязательства еще до заключения договора являлся основанием для недействительности договора.

Сейчас обстоятельства первоначальной невозможности исполнения регулируются преддоговорной ответственностью. До заключения договора речь идет в основном об обязанностях сторон по надлежащему информированию друг друга, после же заключения договора - об обязанностях, составляющих предмет договора. Поэтому правовые последствия первоначальной невозможности рассматриваются не как один из случаев нарушения основных обязанностей, а как самостоятельное специальное основание для возникновения прав требования <2>. Предписание § 311a ГГУ, которое говорит о действительности договора при первоначальной невозможности, представляет собой определенную юридическую фикцию. Законодатель специально придает здесь фактическим отношениям определенное правовое значение, в силу чего такие отношения влекут определенные правовые последствия, направленные на защиту "кредитора" на случай нарушения "должником" своих обязательств по надлежащему информированию в рамках преддоговорных отношений. Таким образом, здесь можно говорить о введении немецким законодателем в позитивное регулирование искусственно созданной специальной правовой конструкции3.

  1. Фактическая (вещь погибла), юридическая (законодательный запрет – ст. 417 ГК РФ) и экономическая (исполнение возможно, но для должника слишком затратно).

Юридическая невозможность – ст. 417 ГК РФ, согласно которой, если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Юридическая объективная невозможность исполнения имеет место, если предоставление противоречит закону, к примеру, ввиду ограничений на экспорт или импорт для всех предпринимателей конкретного государства; если договором предусмотрено строительство здания на земельном участке сельскохозяйственного назначения.

Пример экономической невозможности исполнения: продавец обязался передать кольцо покупателю, но пока его нес, уронил в реку. Если сопоставить затраты на поиск кольца в реке со стоимостью кольца, то можно решить, есть невозможность исполнения или нет. если кольцо очень дорогое, то есть смысл привлечь поисковые службы, чтобы достать кольцо, и невозможности исполнения не будет. НИ будет, если затраты на поиск кольца настолько обременительны для должника, что просто экономически нецелесообразно пытаться возместить в натуре.

Еще пример – дело, рассмотренное Имперским Верховным судом Германии. Из фабулы дела следует, что истец заказал у сбытовой компании муку определенного сорта, но получил только часть товара. В связи с этим он обратился в суд с иском об осуществлении поставки не переданной по договору муки. Ответчик, являвшийся продавцом, против иска возражал, ссылаясь на то, что мельница, которая производила данный сорт, сгорела. Истец указывал, что необходимое количество муки ответчик может закупить на свободном рынке. При этом сторонами не оспаривалось, что ночью перед пожаром со склада было отгружено еще большое количество муки другому покупателю. Тем не менее суд отклонил иск: хотя ответчик обязался приобрести вещь из рода, однако в данном случае это было связано с необычными трудностями, вследствие чего эти трудности с точки зрения оборота приравниваются к невозможности.

  1. За которые должен должник отвечать и за которые не должен

Ввиду синаллагматического распределения рисков, должник не будет возмещать убытки кредитора, если наступила невозможность исполнения такая, о которой написано в законе, что должник за нее отвечать не должен. Соответственно, в законе может быть прописано, что за невозможность исполнения должник отвечает (например, за виновную невозможность исполнения). Сам убил вещь в индивидуально определенном обязательстве, сам будешь отвечать.

Функции НИ (и последствия)

  1. Недействительность договора. Имеет место при первоначальной объективной невозможности, когда договор, предусматривающий такое обязательство, признается ничтожным. Отмечается, что обратный подход противоречил бы принципу исполнимости обязательства, основанному на ст. 309 ГК РФ. Возможность исполнения в таком случае является одним из обязательных требований к предмету обязательства.

  2. Прекращение обязательства. Это последствие наступления невозможности отражает, в частности п. 1 ст. 416 ГК РФ, в силу которого последующая невозможность исполнения прекращает обязательство, если за ее наступление не отвечает ни одна из сторон. Как следствие, для прекращения обязательства, помимо невозможности исполнения, необходимо также, чтобы ее наступление не входило ни в сферу ответственности должника, ни кредитора. Иными словами, невозможность при соблюдении гипотезы п. 1 ст. 416 ГК РФ прекращает обязательство в широком (совокупность правовых отношений между должником и кредитором), а не в узком смысле слова (обязанность осуществить предоставление конкретной стороны).

  3. Прекращение права кредитора требовать от должника исполнения обязательства в натуре. При этом невозможность исполнения выступает в качестве основания для исключения права требовать первоначального предоставления. В таком случае кредитору остается только требование о взыскании убытков, удовлетворение которого зависит от того, отвечает ли должник за наступившую невозможность.

1 Невозможность исполнения обязательства в немецком гражданском праве (Нам К.В.) ("Вестник гражданского права", 2017, N 4)

2 Н. В. Тололаева, лекции 2019.

3 Невозможность исполнения обязательства в немецком гражданском праве (Нам К.В.) ("Вестник гражданского права", 2017, N 4)