Скачиваний:
18
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
17.47 Кб
Скачать

89. Исчерпание исключительного права на товарный знак. Существо и значение института. Варианты режима.

Статья 1487. Исчерпание исключительного права на товарный знак

Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Правило об исчерпании права означает, что товар, маркированный охраняемым товарным знаком, после введения в гражданский оборот может свободно продаваться и передаваться без необходимости обращаться за согласием к правообладателю.

Указание в комментируемой статье на «товар» означает, что это правило не применяется в отношении знаков обслуживания.

Для применения данного правила необходимо выполнение определенных условий.

Первое из этих условий: товар должен быть введен в гражданский оборот на территории Российской Федерации. С учетом присоединения Российской Федерации к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу данное правило будет применяться и в случае введения товара в оборот на территории любой из стран, входящих в эти международные объединения.(региональный принцип исчерпания прав)

Второе условие: товар должен быть введен в оборот на указанной территории правообладателем или с его согласия. Согласие правообладателя на введение в оборот на данной территории должно быть дано именно в отношении конкретных объектов, поэтому приобретение за рубежом продукции, уже находящейся там в обороте, всегда требует проверки того, дал ли правообладатель изначально согласие на введение в оборот объектов и на территории России, чего зачастую не будет. Также нарушением может быть, в частности, признано предложение к продаже товаров, если оно не подкреплено доказательствами, что потенциальным покупателям будут предоставлены товары, введенные в оборот правообладателем или с его согласия.

Согласие правообладателя может быть как закреплено в договоре, так и выражено в отдельном документе, выданном правообладателем. Но чем более абстрактно выражено такое согласие, тем выше риск, что суд не признает его достаточным для исчерпания права. Должно быть достаточно ясно, что согласие распространяется на конкретные товары и имеет в виду территорию Российской Федерации.

В настоящее время между Российской Федерацией и ЕС действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. В судебной практике не раз делались попытки оспорить запрет ввоза соответствующих товаров на территорию Российской Федерации со ссылкой на ст. 11(2) этого Соглашения, устанавливающую обязанность предоставлять товарам, происходящим с территории другой стороны Соглашения, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам отечественного происхождения, в том, что касается всех законов, правил и требований, затрагивающих их продажу на внутреннем рынке, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Однако в судах выработан достаточно устойчивый подход, согласно которому данное Соглашение не исключает применения ст. 1487 ГК, устанавливающей национальный принцип исчерпания права ( с учетом таможенного союза и евразийского – региональный) на товарный знак; напротив, признается, что оно в ст. 19 предусматривает возможность устанавливать запреты и ограничения импорта товаров1.

Применительно к средствам индивидуализации ограничением исключительного права условно можно считать применение принципа исчерпания права для товарных знаков и знаков обслуживания.

В соответствии с этим принципом не считается нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его.

Исключительное право распространяется на сам товарный знак, а не маркированные им товары.

В данном случае оправданно говорить об объектных границах исключительного права.

Проиллюстрируем данный принцип. Правообладатель произвел партию товаров, маркировав их товарным знаком. После этого он продал данные товары оптовому покупателю. Оптовый покупатель передал товары розничным продавцам, которые стали реализовывать их потребителям. После первой продажи (от патентообладателя к оптовому продавцу) правообладатель утратил свой контроль над индивидуализирующим данные товары товарным знаком. Розничные продавцы и потребители (если они решат перепродать товар) не должны получать согласие правообладателя на использование товарного знака при совершении сделок с соответствующим товарным знаком. Данный принцип позволяет компаниям, которые занимаются продажей или обслуживанием товаров, указывать в своей рекламе товарный знак, под которым этот товар введен в гражданский оборот.

Судебная практика.

Компания, которая занималась обслуживанием автомобилей Фольксваген, использовала соответствующие товарные знаки в печатной и наружной рекламе. Правообладатель посчитал, что в данном случае товарный знак использовался неправомерно, и обратился в антимонопольный орган, ссылаясь на нарушение положений законодательства о рекламе (ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе"). Антимонопольный орган и суды по-разному оценивали данную ситуацию. В итоге ВАС РФ указал, что использование товарного знака другими лицами допустимо в рекламе своей торговой, обслуживающей и иной деятельности в отношении правомерно введенных в гражданский оборот товаров, если не нарушается законодательство о рекламе.

На вывеске магазина, в котором предприниматель продавал оригинальные автозапчасти, были размещены товарные знаки ПАО "АвтоВАЗ" (обозначения "ВАЗ" и "Ладья в овале"). Суд по интеллектуальным правам подтвердил, что в этом случае размещение на вывеске чужих товарных знаков не является их незаконным использованием и не влечет административную ответственность. Не установлено, что деятельность предпринимателя с использованием чужих товарных знаков носила недобросовестный (паразитирующий) характер.

Принцип исчерпания права на товарные знаки, безусловно, действует на территории Российской Федерации. Однако он применяется только к праву правообладателя первому на рынке предлагать товар, обозначенный товарным знаком. Исключительное право помещать товарный знак на таре и упаковке, этикетках и т.д. не исчерпывается при введении товара в оборот.

Исключительное право на товарный знак будет считаться нарушенным, если товар, снабженный товарным знаком, будет переупакован либо товарный знак будет с товаров удален.

В Российской Федерации действует национальный принцип (РЕГИОНАЛЬНЫЙ с учетом таможенного союза и евросэс) исчерпания исключительных прав правообладателя. Как было отмечено выше, он заключается в том, что исключительное право правообладателя товарного знака считается исчерпанным с момента введения товара в оборот на территории определенной страны (Российской Федерации).

Существует также международный принцип исчерпания исключительных прав, в соответствии с которым не имеет значения, на территории какой страны товар впервые был введен в оборот правообладателем.

Противоречия между территориальным характером действия исключительных прав и международным характером современной экономики, требующей максимально свободных условий для обеспечения перемещения товаров, в доктрине и судебной практике получили название "проблема параллельного импорта".

Понятие "параллельный импорт" применяется в ситуации легального производства товаров и поступления в продажу в одной стране с последующим экспортом в другие страны. Параллельный импорт связан с каналом дистрибуции товаров: когда существует несколько поставщиков продукции и при этом лишь некоторые из них осуществляют поставку товаров на основании заключенного с правообладателем договора. Таким образом, правообладатель или иное лицо с разрешения правообладателя производит товар, маркированный зарегистрированным товарным знаком, который впоследствии вводится в гражданский оборот. Далее правомерно приобретенный товар на территории одной страны ввозится и реализуется на территории другой страны, где уже осуществляют хозяйственную деятельность по поставке данного товара иные лица, заключившие договор с правообладателем-изготовителем.

В целом в мире нет общепринятого подхода к регулированию параллельного импорта, но большинство стран так или иначе ограничивают пределы свободы деятельности параллельных импортеров.

В соответствии с ст. 3 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на импорт и экспорт товаров в торговле между государствами - членами ЕС в целях создания единого внутреннего рынка. Таким образом, на территории Европейского союза действует принцип регионального исчерпания исключительного права, что закреплено в Директиве ЕЭС N 8/104 о гармонизации национальных законодательств о товарных знаках, в Регламенте N 40/94 о товарном знаке Европейского союза.

В Японии запрещен параллельный импорт только тех товаров, которые маркированы товарными знаками, зарегистрированными на территории страны (запрещен реимпорт товаров).

Соседние файлы в папке Интеллектуальное право 2023 год