Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
11.72 Mб
Скачать

"Международное право = Volkerrecht" (книга 2)

(перевод с немецкого) (Вольфганг Граф Витцтум и др.) ("Инфотропик Медиа", ...

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Дата сохранения: 01.03.2017

очевидным злоупотреблением дипломатическими привилегиями, если использование дипломатических привилегий влечет за собой прямую угрозу общественной безопасности или фундаментальным правовым благам (жизни, физической неприкосновенности) <81>. В Лондоне был похищен бывший нигерийский министр, которого должны были доставить в Нигерию в чемодане (дело "Dikko"). Несмотря на дипломатические привилегии сопровождающего дипломата, чемодан был вскрыт в аэропорту Стэнстэд <82>. Британское Министерство иностранных дел заявило, что "первостепенная обязанность по сохранению и защите жизни человека" является приоритетной по сравнению с принципом неприкосновенности дипломатического груза <83>.

--------------------------------

<79> Решение ФКС (BVerfGE 96, 110).

<80> См.: Kokott. Missbrauch und Verwirkung von

bei gravierenden

, FS Bernhardt, 1995, 136; Higgins (Fn 78) 646f.

 

<81> Herdegen (Fn 72) 734f, 752f; Kokott (Fn 80) 135f. <82> См.: Shaw (Fn 54) 529f.

<83> См.: Shaw aaO; о мерах, необходимых для обеспечения безопасности и порядка, см.: . Polizeiliche Gefahrenabwehr im Bereich diplomatischer oder konsularischer Vorrechte, 2001, 547f.

64.Спорным, однако, является вопрос, могут ли исключения из правил об иммунитете, допускаемые в новейшей практике государств <84> в конкретных случаях совершения военных преступлений и преступлений против человечности, касаться также дипломатов. По мнению Федерального Конституционного суда Германии, распространение государственного иммунитета на дипломатический иммунитет противоречит субъективному элементу любого дипломатического иммунитета, который служит защите не представляемого государства, а лично дипломатов как действующего органа государства. Поэтому исключения касаются только государственного иммунитета и непосредственно вытекающего из него иммунитета государственных органов, в частности членов правительства, но не дипломатического иммунитета <85>.

--------------------------------

<84> Абзац 2 ст. 7 Статута Международного трибунала по Югославии; абз. 2 ст. 6 Статута Международного трибунала по Руанде.

<85> См. также: Международный суд (ICJ Rep 2002, 11).

65.Дипломатический иммунитет действует только в принимающем государстве и не распространяется на дипломатов, следующих или возвращающихся через территорию третьего государства к месту исполнения своей должности (ст. 40 ВКД). Поэтому закрепленная в дипломатическом праве возможность защиты и ответной реакции, в принципе, не распространяется на отношения между дипломатами и третьими государствами. Дипломатический иммунитет не является абсолютно действующим (erga omnes) по отношению к третьим государствам <86>. Таким образом, в международном праве отсутствуют общие положения, в соответствии с которыми Германия была бы обязана соблюдать продолжающийся иммунитет от уголовного преследования в отношении ливийского посла, некогда аккредитованного в ГДР. Однако в литературе известно мнение, что согласно предл. 2 абз. 2 ст. 39 ВКД иммунитет должен действовать также в отношении третьих государств, чтобы гарантировать таким способом эффективную защиту. Абзац 1 ст. 40 ВКД содержит лишь специальное правило об универсальном иммунитете дипломатов, следующих транзитом через третье государство, но не позволяет сделать вывод о том, что иммунитет не признается третьими государствами, если речь идет о совершении официальных действий <87>.

--------------------------------

<86> Решение ФКС (BVerfGE 96, 114).

<87> См.: Doehring/Ress, Diplomatische und Drittstaaten, AVR 37 (1999) 68ff; Bardo, Zum Umfang diplomatischer in Drittstaaten, NStZ 1998, 144ff.

в) Консульские учреждения

66. Правовую основу консульских отношений составляет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года (ВКК), вступившая в силу в 1967 году <88>. По структуре и содержанию она схожа с Конвенцией о дипломатических сношениях.

--------------------------------

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 155 из 638

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право = Volkerrecht" (книга 2)

(перевод с немецкого) (Вольфганг Граф Витцтум и др.) ("Инфотропик Медиа", ...

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Дата сохранения: 01.03.2017

<88> О консульском праве см.: . Consular Relations, EPIL I (1992) 765f; Lee. Consular Law and Practice, 2. Aufl 1991.

67. В соответствии со ст. 5 ВКК консульские учреждения обязаны защищать интересы представляемого государства и его граждан (п. "a" ст. 5 ВКК) и содействовать развитию коммерческих, экономических, культурных и научных связей между государствами (п. "b" ст. 5 ВКК). Кроме того, к их задачам относится исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и иных административных функций, таких как выдача паспортов, удостоверений личности и виз (п. п. "f", "g" ст. 5 ВКК). Поскольку консульские функции не разработаны в деталях, постольку некоторые государства заключают двусторонние соглашения. Многосторонние соглашения пока не заключаются. Нарушение обязанности принимающего государства по информированию представляемого государства

вслучае ареста его гражданина было предметом разбирательства в Международном суде по делу братьев Ла Гранд (граждане Германии). Несмотря на решение Международного суда о предварительной мере (дело Вальтера Ла Гранд), американские органы власти привели в исполнение смертный приговор

вотношении Карла и Вальтера Ла Гранд со ссылкой на внутригосударственное распределение компетенции. Международный суд осудил США за нарушение положения абз. 1 ст. 36 Конвенции о консульских сношениях <89>.

--------------------------------

<89> Решение Международного суда по делу "La Grand", ICJ Rep 2001, 466. См. также:

Oellers-Frahm. Die Entscheidung des IGH im Fall La Grand - Eine

der internationalen

Gerichtsbarkeit und der Rolle des Individuums im , EuGRZ 2001, 265f. О противоречащих

конституции последствиях нарушения ст. 36 ВКК см.: BVerfG, NStZ 2007, 159 (Конвенция о консульских сношениях).

68.Как и ст. 14 ВКД, ст. 9 ВКК выделяет три класса (лиц): генеральные консулы, вице-консулы и консульские агенты. До назначения на должность необходимо получить согласие принимающего государства, экзекватуру; в получении экзекватуры, как и в случае с агреманом, может быть отказано без указания причин. Статья 23 ВКК предусматривает возможность объявления консульского должностного лица нежелательным лицом - persona non grata. Помещения консульских учреждений являются неприкосновенными (ст. 31 ВКК); это правило также действует в отношении консульских архивов и документов (ст. 33 ВКК). В отличие от дипломатической почты консульская почта может быть вскрыта при наличии веских оснований и возвращена по месту отправления в случае отказа консульских должностных лиц вскрыть почту (абз. 3 ст. 35 ВКК).

69.Статус консульского должностного лица менее защищен в отличие от статуса персонала дипломатического представительства. Так, должностное лицо консульства не обладает абсолютным иммунитетом. Согласно абз. 1 ст. 43 ВКК судебное производство не может быть осуществлено лишь в отношении действий, совершенных им при выполнении консульских функций. В отличие от дипломата консульское должностное лицо может быть вызвано в суд даже в качестве свидетеля (ст. 44 ВКК).

70.Наряду со штатными консулами известны также почетные консулы. Они не принадлежат к должностным лицам представляемого государства и являются гражданами принимающего государства или третьей страны; консульские функции они выполняют на общественных началах. Правила в отношении почетных консулов установлены в главе 3 ВКК.

г) Послы по особым поручениям

71.Правовой основой решения о направлении послов ad hoc или послов по особым поручениям является Конвенция о специальных миссиях 1961 года <90>, вступившая в силу в 1985 году, но не ратифицированная Германией. По содержанию она базируется на Венской конвенции о консульских сношениях и предусматривает юрисдикцию Международного суда при возникновении споров о толковании и применении Конвенции согласно ст. 1 Факультативного протокола об обязательном разрешении споров. Пункт "a" ст. 1 Конвенции определяет специальную миссию как "временную миссию по представительству государства, направленную одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения определенной задачи".

--------------------------------

<90> О послах по особым поручениям см.: Przetacznik. Diplomacy by Special Missions, 1981.

72.В сферу применения Конвенции входит, в частности, направление дипломатов для подготовки

ипроведения переговоров, конференций и конгрессов. До их направления принимающее государство

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 156 из 638

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право = Volkerrecht" (книга 2)

(перевод с немецкого) (Вольфганг Граф Витцтум и др.) ("Инфотропик Медиа", ...

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Дата сохранения: 01.03.2017

должно получить информацию о длительности и масштабе миссии и запрос о его согласии (ст. 2).

73. В отношении государств, не ратифицировавших Конвенцию, правовой статус специальных миссий регулируется в соответствии с международным обычным правом. В деле "Tabatabai" Федеральный Верховный суд Германии <91> столкнулся с вопросом, возможно ли наделять специально уполномоченных лиц правами также на основании последующего соглашения. В ходе предварительного расследования в Германии по делу о недозволенном ввозе наркотических средств иранец Табатабай ссылался на свой иммунитет посла по особым поручениям, который, однако, сначала не был подтвержден ни германским Министерством иностранных дел, ни представляемым государством Иран. После предъявления обвинения Иран сообщил о специальной миссии задним числом. Федеральный Верховный суд Германии вынес решение, что согласно существующей норме международного обычного права представляемое государство по специальному согласованию с принимающим государством может предоставить послу ad hoc, выполняющему политические задачи, иммунитет для осуществления указанной миссии. Послы, на которых возложена специальная миссия, приравниваются к постоянным представителям государства, и это позволяет им ссылаться на свой иммунитет <92>.

--------------------------------

<91> BGH, NJW 1984, 2048. <92> Там же, 2049 и след.

д) Представительства при международных организациях

74.Деятельность представительства при международной организации урегулирована Конвенцией

опредставительстве государств в их отношениях с международными организациями 1975 года <93>. Сфера применения указанной Конвенции согласно абз. 1 ст. 2 распространяется на представительства при международных организациях и конференциях под их руководством и патронатом. Постоянные наблюдатели также подпадают под ее действие. При разногласиях между двумя или более государствами ст. 84 предусматривает особую процедуру разрешения споров. Названная Конвенция до сих пор не вступила в силу. Дело в том, что государства, в которых международные организации имеют местонахождение, отказались от ее ратификации, так как о назначении представителей государств сообщается организации, после чего принимающее государство лишь уведомляется об этом (абз. 1 и 3 ст. 15).

--------------------------------

<93> AJIL 69 (1975) 730.

е) Дипломатическое убежище

75. Лица, которые подвергались преследованиям по уголовным или политическим мотивам в их родном государстве и/или которые были вынуждены выехать из страны, нередко обращались в дипломатические представительства в поисках защиты <94>. На сегодняшний день признано, что дипломатические представительства не обладают статусом экстерриториальности, располагаясь на части национальной территории принимающего государства. Латиноамериканские страны предоставляют дипломатическое убежище, но в то же время соответствующий правовой принцип международного обычного права отвергается. Тем не менее кодификация международного обычного права предпринята в Конвенции Организации американских государств о дипломатическом убежище 1954 года (см. также абз. 285). Поводом для вынесения соответствующего решения Международного суда было ходатайство Хайя де ля Торре от 3 января 1949 года о предоставлении дипломатического убежища в колумбийском посольстве в Лиме после подавления военного путча в Перу, когда он как предводитель путча пытался скрыться от преследования <95>. Международный суд принял оговорку о том, что права на предоставление дипломатического убежища в силу обычного права не существует, но одновременно Суд заключил, что здание посольства остается неприкосновенным даже в случае, если дипломатическое убежище было предоставлено в нарушение суверенных прав страны пребывания. При этом возникает вопрос, может ли решение по делу "Haya de la Torre" рассматриваться в качестве определяющего прецедента при установлении международного обычного права, принимая во внимание новейшую практику государств. В многочисленных случаях прямой угрозы политического преследования или бесчеловечного обращения государства предоставляли преследуемым лицам убежище в здании посольства, не задумываясь о наличии соответствующего полномочия. Даже если запрещение выдачи, установленное Женевской конвенцией о беженцах и Конвенцией ООН против пыток, в таких случаях не применяется, поскольку оно ограничено пределами территориального убежища, практика государств позволяет найти основания согласно обычному праву для формирования полномочий по предоставлению временной защиты от преследования в зданиях посольства по меньшей мере в

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 157 из 638

надежная правовая поддержка

 

 

Соседние файлы в папке Экзамен зачет учебный год 2023