Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.28 Mб
Скачать

Часть III (Глава VIII)

193

и исключительному источнику их обязательной силы, относятся к категории норм, о которых идет речь. Эти нормы составляют меж- дународное право или, иначе говоря, “юридический порядок сообще- ства государств”1.

Поскольку, говорит Анцилотти, в международном сообществе выступают суверенные государства, нормы права, действующие между государствами, могут быть только результатом соглашения между равными1 2.

Принцип pacta sunt servanda как “основная норма” не имеет, по мнению Анцилотти, юридического обоснования, хотя это не исклю- чает его обоснования с точки зрения этической, политической и т.д. “Этот принцип, — говорит Анцилотти, — именно потому, что он яв- ляется основой норм, о которых идет речь, не подлежит дальнейше- му доказательству, с точки зрения самих норм. Он должен рассмат- риваться как объективная абсолютная ценность, или, иначе говоря, как исходная и недоказуемая гипотеза, к которой с необходимостью сводится этот, как и всякий другой известный человечеству поря- док. Это не означает, что указанный принцип не может быть обосно- ван с других точек зрения. Это означает только, что любое обосно- вание, которое может быть дано с другой точки зрения (этической, политической и т.д.), не имеет отношения к той науке, которая ог- раничивается изучением указанных норм”3.

Эту же точку зрения развивает Т. Перасси. Считая, что юрист не должен выходить за рамки “юридической догматики”, Перасси говорит, что любая юридическая норма предполагает другую нор- му, на которой основывается юридическое значение первой нормы. В конечном итоге должна существовать, по крайней мере, одна нор- ма, касающаяся “процесса нормообразования”. Это конечная точка, дальше которой нельзя идти, не выходя за границы международного права. Указанную “основную норму”, говорит Перасси, следует счи- тать нормой международного права, юридической нормой4. “Основ- ной нормой” международного права, по мнению Перасси, является норма, в силу которой соглашение представляет “источник юриди- ческих норм” в международном праве. Это — постулат, который не- обходим для того, чтобы создать юридическую концепцию. В то же время это логический вывод из принципа, согласно которому для юридической догматики “юридический порядок является постула- том”5.

1 Anzilotti D. Corso di diritto internazionale. Vol. I. Cedam-Padova, 1955. P. 44—45.

2 Ibid. P. 46.

3 Ibid. P. 44—45.

4 Perassi T. Teoria dommatica delle fonti di norme giuridiche in diritto internazionale // RDI. 1917. P. 917—998.

5 Ibid. P. 201.

194

Теория международного права

Г. Кельсен, который отвергает концепцию соглашения, также приходит к “основной норме”, являющейся нормой, определяющей способ создания норм международного права. Согласно Кельсену, нормы права являются таковыми потому, что “их валидитарность может быть выведена из более высокой, или, иначе говоря, более общей нормы, поскольку частная норма может быть выведена из общей нормы”, или потому, что эти нормы созданы “актами инди- видов, которые уполномочены более высокой нормой создавать пра- вовые нормы”1. Во всяком случае, для Кельсена “основой обязатель- ности норм может быть только норма”1 2.

Начиная с “наиболее низких норм международного права”, Кельсен приходит к выводу, что основной нормой является принцип pacta sunt servanda. Это — норма общего международного права, созданная обычаем. Конвенционное право, говорит Кельсен, покоит- ся на обычном праве. Норма pacta sunt servanda не является поэто- му окончательной “основной нормой”, поскольку таковой может быть только норма, обосновывающая обязательность обычая как фундамента всего международного права. “Основной нормой меж- дународного права, — говорит Кельсен, — должна быть поэтому норма, которая обосновывает обычай как нормообразующий фактор. Это норма может быть сформулирована следующим образом: госу- дарства должны действовать так, как они действовали обычно”3. Указанная норма, по мнению Кельсена, является “предполагаемой или гипотетической нормой”4.

Кельсен подчеркивает формальный характер основной нормы в его понимании. “Основная норма позитивистской чистой теории права — это не норма справедливости”, — говорит он5.

П. Гуггенхайм придерживается очень близкой к Кельсену точ- ки зрения: “Всякий юридический порядок, — говорит он, — пред- ставляет систему правил, которые черпают силу из основной нор- мы, к которой все они сводятся прямо или косвенно. Основная норма определяет, какие нормы составляют данный юридический порядок, и сводит их к единству. Таким образом, основная норма является общим источником всех норм международного публичного права”6.

Однако во втором издании своего “Курса международного пра- ва” Гуггенхайм отводит “основной норме” гораздо более скромную

1 Kelsen Н. Principles of International Law. P. 557—558.

2 Kelsen H. Das Problem der Souveranitat und die Theorie des Volker- rechts. B., 1928. S. 105.

3 Kelsen H. Principles of International Law. P. 564.

4 Kelsen H. Theorie du droit international public // RdC. Vol. 84 (1953). P. 129; см. также: Morelli G. Nozioni di diritto internazionale. Padova, 1951. Para 5, 6, 17.

5 Kelsen H. Vom Geltungsgrund des Rechts // Festschrift fur A. Verd- ross. Wien, 1960. S. 165.

6 Guggenheim P. Traite de droit international public. Vol. I. Geneve, 1953.

P. 6.