Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.28 Mб
Скачать

Часть I (Глава III)

65

родного права. Следовательно, обязательство воздерживаться от гонки вооружений вытекает также и из этого принципа.

Однако сокращение вооружений в современных условиях яв- ляется уже недостаточным. Международная обстановка настоятель- но требует более кардинальной постановки вопроса о разоружении.

В резолюции Генеральной Ассамблеи “О всеобщем и полном разоружении” от 20 ноября 1959 г. (1378/XIV), принятой по иници- ативе Советского Союза, подчеркивается необходимость всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контро- лем для избавления от угрозы новой истребительной войны. Гене- ральная Ассамблея признала, “что вопрос о всеобщем и полном ра- зоружении является самым важным вопросом, который стоит перед миром в настоящее время”.

Осуществление всеобщего и полного разоружения имело бы ре- шающее значение для повышения эффективности международно- го права. В аспекте прогрессивного развития международного права советское предложение тесно связано с принципом ненападения.

Принцип ненападения, как уже указывалось, включает запре- щение агрессивной войны и применения силы и угрозы силой в международных отношениях против территориальной неприкосно- венности и политической независимости любого государства.

Однако установить юридическую норму, запрещающую войну, не значит ликвидировать войну, возможно различное реальное воз- действие нормы на поведение субъектов международного права. Ре- альные гарантии эффективности международно-правовой нормы могут быть как юридическими, так и не юридическими.

Следующим логическим этапом развития международного пра- ва в этой области должно быть международно-правовое запрещение средств нападения, иначе говоря — всеобщее и полное разоружение.

Заключение договора о всеобщем и полном разоружении, лик- видация орудий войны создавали бы действенные юридические и материальные гарантии соблюдения принципа ненападения, а сле- довательно, и принципа мирного сосуществования.

Указанное предложение Советского Союза означает выдвиже- ние принципа всеобщего и полного разоружения, который являет- ся развитием принципа разоружения, зафиксированного в Уставе ООН.

В современном международном праве происходит становление принципа разоружения. Было бы поэтому неправильно утверждать, что современное международное право не содержит никаких обяза- тельств государств в отношении разоружения. В равной мере вряд ли верно было бы утверждать, что уже полностью сформировался общепризнанный принцип разоружения.

Для правильного определения стадии становления этого прин- ципа и его содержания в настоящее время необходимо исходить из того, что принцип разоружения мог появиться в международном праве и может развиваться и наполняться все более широким со-

66

Теория международного права

держанием только на основе соглашения государств. Логические вы- воды из других принципов международного права могут иметь вес и оказывать свое воздействие на становление принципа, но сами по себе еще недостаточны для доказательства существования или оп- ределения содержания любого принципа или любой нормы между- народного права.

Вопрос, следовательно, в том, каково содержание уже имеюще- гося соглашения между государствами относительно разоружения и о чем еще только идут переговоры. Утверждать, например, что в настоящее время все дело в том, чтобы государства выполнили свои обязательства, вытекающие из принципа разоружения, значит, за- бегать вперед и выдавать желаемое за действительность.

По существу, однако, почти все советские юристы, которые анализировали этот вопрос, несмотря на различие рассуждений и общих утверждений, приходят, в сущности, к одному выводу о кон- кретном содержании принципа разоружения на современной стадии его развития, а именно: содержание принципа разоружения как общепризнанного принципа международного права в настоящее вре- мя сводится к обязательству государств добиваться разоружения путем заключения международного соглашения1. Это еще не обяза- тельство государств разоружаться. Но юридическое обязательство добиваться разоружения (частичного или полного) путем заключе- ния международного соглашения — это важное обязательство, ко- торого не было в старом международном праве. Поведение госу- дарств свидетельствует о том, что они признают это обязательство, и оно получило подтверждение в ряде международных договоров, в частности, в Московском договоре 1963 г. о запрещении ядерных ис- пытаний в трех сферах и в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Международная общественность придает указанному обязательству очень большое значение и настаивает на его соблю- дении, требуя заключения соглашений как о частных, так и о более кардинальных мероприятиях по разоружению.

е) Принцип уважения прав человека

Появление в международном праве принципов и норм, касающихся прав человека, было ча- стью процесса прогрессивного изменения меж- дународного права. Здесь совершенно отчетли-

во сказалось влияние идей Великой Октябрьской социалистической революции и социалистической демократии как нового, более высо- кого типа демократии. Достаточно указать на то, что если поста-

1 См., например: Богданов О. В. Всеобщее и полное разоружение. 1964. С. 130; ООН и актуальные международные проблемы. 1965. С. 113; Мали- нин С. А. Правовые основы разоружения. 1966. С. 27; см. также: Guyla Haj- dti. Co-Operation and Disarmament // Questions of International Law. Buda- pest, 1962. P. 28; Schulz J. Volkerrecht und Abrustung. B., 1967. S. 123—124.