Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.28 Mб
Скачать

258

Теория международного права

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1686 (XVI) от 18 декабря 1961 г. по тому же вопросу отмечается “важная роль коди- фикации и прогрессивного развития международного права с целью сделать международное право более эффективным средством осу- ществления целей и принципов Организации Объединенных Наций, изложенных в статьях 1 и 2 Устава”.

С ростом сил мира, выступающих за неуклонное соблюдение принципов и норм международного права, увеличивается влияние международного права на внешнюю политику и дипломатию госу- дарств. Задача состоит в том, чтобы объединенными силами могу- чего социалистического лагеря, миролюбивых несоциалистических государств, международного рабочего класса и всех сил, отстаива- ющих дело мира, обеспечить соблюдение принципов и норм между- народного права, прежде всего основных его принципов, и не допу- стить мировой войны.

Глава XII

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК ОПОРА ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Как уже указывалось, международное право, определяя юри- дические обязанности государств, устанавливает определенные рам- ки для их внешней политики и дипломатии. С другой стороны, фик- сируя права государств, оно открывает перед государствами воз- можность использования международного права в интересах их внешней политики и дипломатии. Предыдущая глава посвящена преимущественно первому аспекту; настоящая глава — второму.

То, что государства стремятся опереться на международное право в осуществлении своей внешней политики и дипломатии, вряд ли может вызвать сомнения. Внешнеполитические документы раз- личных государств пестрят ссылками на международное право в целом и на отдельные его принципы и нормы.

Международное право является не только юридическим, но и важным политическим и моральным фактором. Внешнеполитичес- кая акция государства, опирающаяся на международное право, приобретает в силу этого не только определенные юридические, но также политические и моральные преимущества.

Анализ вопроса о возможности использования международного права государствами для достижения целей их внешней политики надо начинать с процесса образования норм международного пра- ва, которые создаются в ходе борьбы и сотрудничества государств в результате соглашения между ними. Как уже указывалось, каж- дое государство, участвующее в процессе создания, развития и из-

Часть IV (Глава XII)

259

менения норм международного права, вполне естественно стремится к тому, чтобы его международно-правовая позиция, являющаяся частью его внешнеполитической программы в целом, нашла возмож- но большее отражение в разрабатываемых нормах международного права. Иначе говоря, каждое государство стремится к тому, чтобы отстаиваемые им правовые принципы были признаны другими го- сударствами в качестве норм международного права.

Таким образом, уже сам процесс создания норм международ- ного права используется государствами для достижения некоторых целей их внешней политики.

Рассмотрим теперь возможность использования действующего международного права в качестве средства внешней политики госу- дарств.

Международное право определяет права и обязанности госу- дарств. Естественно, что в своей внешней политике и дипломатии каждая страна имеет возможность в определенных случаях опе- реться на международное право, отстаивать свои права и требовать выполнения обязательств другими государствами.

Это, разумеется, не означает, что международное право может быть орудием любой политики. Нормы международного права могут быть использованы в качестве орудия внешней политики отдельных государств лишь в пределах, определяемых содержанием этих норм, то есть содержанием соглашения между государствами, результа- том которого явилось возникновение той или иной нормы междуна- родного права, ее развитие и изменение1.

В целом современное международное право направлено на обе- спечение мирного сосуществования государств, на развитие сотруд- ничества между ними в интересах мира.

Из существующих в настоящее время двух основных направ- лений во внешней политике — политика “с позиции силы” и поли- тика мирного сосуществования — только последнее соответствует общему характеру международного права.

Политика “с позиции силы” и связанные с ней гонка вооруже- ний, сколачивание агрессивных военных блоков, ведущие не к миру, а к войне, противоречат международному праву. И если в практи- ке нередко встречаются ссылки на международное право в целях оправдания политики “с позиции силы”, то отсюда, разумеется, не следует, что современное международное право может быть исполь- зовано в поддержку такой политики. Такого рода попытки, как, на- пример, попытки оправдать агрессию Англии, Франции и Израиля против Египта, или агрессию Бельгии против Конго, или агрессию США во Вьетнаме, не имеют никакого основания в международном праве.

1 См.: Тункин Г. И. Основы современного международного права. М.,

1956. С. 8.

260

Теория международного права

Международное право может быть опорой лишь такой внешней политики, принципы которой соответствуют международному праву. В этом случае государство может опереться на международное пра- во. Такой политикой является политика мирного сосуществования и освобождения народов от колониального ига. В соответствии с при- родой современного международного права оно является средством в руках миролюбивых государств и народов в борьбе за укрепление мира и предотвращение новой войны, за свободу и независимость народов.

Таким образом, международное право является, с одной сторо- ны, системой обязательных для государств норм, регулирующих поведение государств, а с другой — в определенных пределах опо- рой (или, в определенном смысле, орудием) политики этих госу- дарств. Это две стороны одного и того же явления.

Наличие указанных выше двух противоречивых сторон меж- дународного права обычно весьма смущает многих буржуазных юристов. Одним из примеров того, насколько неразрешимой пред- ставляется для некоторых из них проблема соотношения междуна- родного права и внешней политики, может служить вышедшая в 1959 г. книга Корбетта “Право в дипломатии”. Корбетт ставит совет- ской науке в вину то, что она не считает необходимым примирить понятия права как орудия политики и права как системы норм, регулирующих отношения между государствами. Если, говорит Кор- бетт, международное право является совокупностью норм, регули- рующих отношения между государствами, то, следовательно, оно в некоторой мере контролирует поведение правительств. “Но, — про- должает Корбетт, — если международное право призвано регули- ровать, оно должно действовать скорее как ограничитель нацио- нальных целей и практики, чем их орудие. Если это — объективная регулирующая система, она не может одновременно являться под- чиненной преходящим целям правительств”1.

Все дело, однако, в том, что двойственная роль международного права как “регулятора” и как “опоры” или “орудия политики” субъ- ектов права отражает реальную действительность. Она, как уже указывалось, определяется содержанием норм международного пра- ва, которые, так же как и нормы национального права, воздействуют на поведение субъектов права путем определения их прав и обязан- ностей.

Если международное право является опорой или орудием внешней политики, то это не означает, что государство может взять международное право в свои руки и, как скульптор из глины, ле- пить из него то, что ему нужно. Нормы международного права яв- ляются результатом соглашения между государствами, и отдельное государство не может менять их по своему усмотрению.

1 Corbett Р. Law in Diplomacy. Princeton, 1959. P. 101.